Interested Article - Исфаханский махди

Исфаханский махди — молодой перс , который был провозглашён махди (мессией) лидером карматов Абу Тахиром аль-Джаннаби . Был убит в 931 году после 80 дней правления общиной карматов Бахрейна . Существуют различные варианты его имени, в арабских источниках известен как Абу-ль-Фадль аль-Маджуси ( араб. أبو الفضل المجوسي ‎) и Исфаханский лжемессия ( араб. الدجال الأصفهاني ‎).

Биография

История появления Исфаханского махди полна противоречий. Сообщали, что он был персом из Исфахана или Хорасана . Некоторые упоминали о том, что он был потомком персидского царя царей ( шахиншах ) и описывали его как зороастрийца (аль-маджуси) . Согласно более достоверной версии, этот юноша был захвачен в рабство всадниками карматского миссионера (даи) Ибн Санбара в деревне Каср-Ибн-Хубайра к северу от Вавилона , когда они возвращались с военной кампании в Северной Месопотамии в 928 году (316 г. х.). Пленник произвёл впечатление на Ибн Санбара и он представил его самому вождю карматов Абу Тахиру аль-Джаннаби . Увидев в нём признаки ожидаемого мессии-махди, Абу Тахир и его последователи пали ниц перед юношей. Это произошло в 931 году (319 г. х. ), спустя три года после пленения Абу-ль-Фадля и год спустя после кровавого набега карматов на священную для мусульман Мекку . Вероятно, осквернение Каабы было связано с надеждами, которые возлагали вожди карматов на объявившегося мессию .

Ибн Хамдан, личный врач Абу Тахира, описал Исфаханского махди как безбородого юношу около 20 лет от роду , с красивым лицом и кожей «цвета мерцающих жемчужин». С его слов известно, что в портовом городе Эль-Катиф Абу Тахир объявил о том, что Абу-ль-Фадль является инкарнацией Господа (рабб) , а все они являются его рабами. Далее вождь карматов провозгласил все прежние религии отменёнными, сообщив о появлении «истинной религии» праотца Адама . Ибн Хамдан сообщает, что Исфаханский махди предписал карматам педерастию и инцест , приказав казнить всех безбородых юношей, которые откажутся от этого, а нагие последователи Абу Тахира начали кружиться вокруг него, прославляя как Бога .

Катастрофическое правление новоявленного мессии началось в сентябре/октябре 931 года (рамадан 319 года хиджры) и продлилось 80 дней. Исфаханский махди, интерпертировавший огненный триплицитет (седьмое соединение Юпитера и Сатурна ) 928 года как небесный знак об окончании эры доминирования арабов и начала восхождения персов, ввёл поклонение огню и наладил связи с зороастрийскими священниками Ирана (верховный мобед Исфандияр ибн Адарбад был казнён халифом ар-Ради по подозрению в связи с карматами ), а также начал публично проклинать библейских пророков и имамов , в том числе и Али ибн Абу Талиба . Некоторые выдающиеся лидеры карматов были убиты по его приказу , в том числе муж Зайнаб, сестры Абу Тахира. Саму Зайнаб он сделал своей женой и убил её сына . Всё это оказалось слишком кощунственным даже для Абу Тахира, который приказал схватить и казнить Исфаханского махди , признав, что был обманут самозванцем .

По преданию, Ибн Санбар, Абу Тахир и его мать решили испытать Исфаханского махди, чтобы вывести его на чистую воду и убить. Для этого они инсценировали смерть матери Абу Тахира, после чего он попросил Абу-ль-Фадля оживить её, на что он ответил отказом, сославшись на её неверие . Ибн Санбар призвал Абу Тахира убить Исфаханского махди, но он отказался от этого из-за боязни человека, которого считал инкарнацией Бога. Тогда в дело вступил Саид, брат Абу Тахира и убил его. После этого он вырезал печень Абу-ль-Фадля, а сестра Абу Тахира съела её .

Вся история с Исфаханским махди потрясла общину карматов, некоторые видные сторонники покинули их ряды. Иса ибн Муса и др. даи Ирака разорвали связи с Абу Тахиром. Впрочем, карматские богословы оправдали своего вождя неким «скрытым значением» его поступков, которые недоступны для понимания простолюдинов . Ибн Санбар объявил произошедшее великой смутой ( фитна ), после которой станет ясной истина .

Примечания

  1. Абу-ль-Фадль (букв. «Отец достоинства») — не личное имя, а кунья ( текноним ). Нисба аль-Маджуси означает принадлежность к зороастрийцам. Согласно Абдул-Джаббару , его звали Закира ( араб. زكيرة ‎ или ذكيرة ‎). Аз-Захаби не приводит его личного имени, но называет его «сыном Закарии» (ибн Закария) .
  2. Halm H. . — BRILL . — 2021. — С. 257—259. — 494 p. — ISBN 9789004492653 .
  3. Аз-Захаби . / ред. М. А. Ата. — Бейрут: Дар аль-кутуб аль-илмия, 2006. — Т. 8. — С. 161. — 712 с. 30 апреля 2022 года.
  4. / Farhad Daftary // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1990. — ( Обновлено : December 15, 1990).
  5. Mattson I., Nesbitt-Larking P., Tahir N. . — Cambridge Scholars Publishing, 2015. — P. 119. — 320 p. — ISBN 9781443875141 . 29 апреля 2022 года.
  6. Cortese D. . — Edinburgh University Press, 2006. — P. 26. — 280 p. — ISBN 9780748626298 . 29 апреля 2022 года.
  7. McGinn B., Collins J. J., Stein S. . — Bloomsbury Publishing USA, 2003. — С. 405—406. — 690 p. — ISBN 9781441189868 . 29 апреля 2022 года.
  8. Lika E.-M. . — Walter de Gruyter , 2017. — P. 53. — 338 p. — ISBN 9783110541793 . 30 апреля 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Исфаханский махди