Interested Article - Соловьёва, Поликсена Сергеевна

Поликсе́на Серге́евна Соловьёва (псевдоним Allegro ; 20 марта [ 1 апреля ] 1867 16 августа 1924 ) — русская поэтесса, переводчица и художница; издатель детского журнала « Тропинка ». Дочь историка Сергея Соловьёва , сестра философа и поэта Владимира Соловьёва .

Биография

Поликсена Соловьёва родилась 20 марта 1867 года , когда её отец занимал должность ректора Московского университета . Была последним, двенадцатым ребёнком в семье Сергея Соловьёва и Поликсены Романовой. Рано, в пять лет, научившись читать и писать, увлеклась поэзией. Одной из первых прочитанных ею книг был сборник стихов А. А. Фета . Кроме того, Соловьёва несколько лет занималась в Школе живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова .

Впервые стихи Поликсены Соловьёвой были опубликованы в 1885 году в журнале « Нива », однако, невысоко оценивая своё поэтическое дарование, она продолжала заниматься живописью, не стремясь публиковать свои стихи.

После переезда в Петербург в 1895 году она вновь начала публиковать стихи в журнале « Русское богатство ». Именно там впервые поэтесса использует псевдоним Allegro. В 1899 году выпустила поэтический сборник «Стихотворения». Несмотря на то, что сама она считала его очень слабым, это дало ей возможность посещать поэтические вечера К. К. Случевского , на которых она познакомилась с К. Бальмонтом , А. Блоком , З. Гиппиус , Вяч. Ивановым , М. Лохвицкой , Д. Мережковским и другими символистами .

Поликсена участвовала в богемной жизни столицы, держалась подчёркнуто мужеподобно, иногда выходила в свет в брюках, имела романы с женщинами . Сборник символистских стихов «Иней» (1905) заслужил положительную оценку А. Блока . Надо сказать, что все «младшие» символисты ( Андрей Белый , А.Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в Поликсене Соловьёвой не только кровную, но и духовную сестру своего знаменитого брата. Поэтому все рецензии на её сборники были сочувствующими. О технической слабости её стихов не говорили. Исключением была рецензия Валерия Брюсова на сборник «Иней». В дневниковых записях 1912 и 1913 гг. Блок отзывался о её стихах отрицательно, а в 1915 году отказался написать статью о её творчестве.

Кабинетное фото Поликсены Соловьёвой с автографом.

С конца 1905 по 1912 год Соловьёва совместно со своей спутницей жизни, детской писательницей (1869—1930), издавала детский журнал « Тропинка », в котором увидели свет многие стихи, рассказы и пьесы Соловьёвой, а также её переводы « Романа о лисе » и « Алисы в Стране чудес ». Всего издательство «Тропинка» выпустило более 20 детских книг Соловьёвой. В 1908 году Поликсене Соловьёвой была присуждена золотая Пушкинская медаль, а издательство «Тропинка» получило Золотую медаль Петербургской выставки «Искусство в жизни ребёнка».

Пьесы Соловьёвой воспитывают христианское мировоззрение, отличаются дидактической направленностью .

Значительное место в творческом наследии Соловьёвой занимают сказки. Она сочиняет собственные фольклорные, или обрабатывает народные сказки .

Соловьёва иллюстрировала собственные поэтические сборники, причём её иллюстрации заслужили высокую оценку Иннокентия Анненского и Василия Розанова . Известна также как автор рисунков и издатель ныне очень редкой серии почтовых открыток «Дети зимой». Всего в серии 12 открыток, подписанных Allegro .

С 1916 года Соловьёва и Манасеина из-за расстроенного здоровья жили на юге, в Коктебеле , где Поликсена Сергеевна работала библиотекарем при санатории, читала лекции в Народном университете и занималась переводами. Иногда Соловьёвой удавалось печататься в симферопольских и феодосийских газетах и альманахах. В «Письме к Амазонке» Марина Цветаева вспоминает о любви двух женщин:

«О, я знаю, что иногда это продолжается до самой смерти. Трогательное и страшное видение на диком крымском берегу двух дам, уже пожилых и проживших жизнь вместе. Одна — сестра большого славянского мыслителя, столь читаемого ныне во Франции. Тот же светлый лоб, те же грозовые глаза, те же пухлые и нагие губы. И вокруг них была пустота, более пустая, чем вокруг состарившейся бездетной „нормальной“ пары, пустота более отчуждающая, более опустошающая…»

В декабре 1923 г. Соловьёва и Манасеина вернулись в Москву , где первая из них скончалась после операции, в возрасте 57 лет. Похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря , рядом с отцом и братьями Всеволодом и Владимиром.

Библиография

Надгробия Владимира и Поликсены Соловьёвых
  • «Стихотворения» (1899)
  • «Иней» (1905)
  • «Плакун-трава» (1909)
  • «Тайная правда» (1912)
  • «Перекрёсток» (1913)
  • «Вечер» (1914)
  • «Последние стихи» (1923)
  • «Автобиографическая заметка» // Русская литература XX в. / Под ред. С. Венгерова . Том VIII. 1917.

Примечания

  1. Никольская Т. Л. // М. : Советская энциклопедия , 1972. — Т. 7. — С. 59.
  2. // : Био-библиографический словарь русских писателей XX века / под ред. Б. П. Козьмин М. : 1928. — Т. 1. — С. 245—246. — 287 с.
  3. Ольга Матич. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России. М.: НЛО, 2008. С. 362.
  4. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 422.
  5. Цуканов П. Д. Серия «Дети зимой» Поликсены Соловьёвой. — Жук, № 02, 2004 — с. 21-23

Литература

  • Спендель Д. Строительницы струн. Женщина, творчество, литература. — СПб.: «Петербург-XXI век», 2007. — С. 39-53.

Ссылки

Источник —

Same as Соловьёва, Поликсена Сергеевна