Interested Article - Балтер, Борис Исаакович

Борис Исаакович Балтер ( 1919 1974 ) — русский советский писатель, переводчик и сценарист. Наиболее известен как автор автобиографической повести « До свидания, мальчики! » (1962) .

Жизнь и творчество

Балтер рассказывал, что его отец был георгиевским кавалером , героем войны с японцами . Окончил школу в Евпатории . В 1936 послан в ленинградское, а с 1938 — в киевское военное училище; офицером участвовал в Советско-финской и Великой Отечественной войне ; тогда же вступил в ВКП(б) :

В феврале 1942 года под Новоржевом 357-я стрелковая дивизия попала в окружение. В этой обстановке самой большой опасности подвергались коммунисты, войсковые разведчики и евреи. Я был начальником разведки дивизии и евреем. Тяжело раненный, я вступил в партию .

По словам Б. Сарнова , Балтер «вывел полк из окружения, был командиром полка, закончил войну майором» . В 1945—1946 годах был слушателем Военной академии им. М. В. Фрунзе , но вынужден был отказаться от военной карьеры из-за волны антисемитизма (официально уволен по болезни).

С 1948 учился и в 1953 окончил Литературный институт , где занимался, в частности, в семинаре К. Паустовского , с которым сохранил дружеские отношения. Балтеру принадлежала инициатива издания сборника « Тарусские страницы », выпущенного Паустовским в 1961 году.

Ещё до окончания института в 1952 году в альманахе «Владимир» выходит первая повесть Б. Балтера «Первые дни» о начале войны. В 1953 году эта повесть вошла в отдельный сборник прозы писателя.

С 1953 Балтер на протяжении нескольких лет руководил литературным отделом Хакасского НИИ языка, литературы и истории в Абакане , переводил сказки с хакасского языка . Результатом этой работы стали книги «Хакасские народные сказки» и два сборника исторических повестей о прошлом хакасского народа — «Степные курганы» и «О чём молчат камни». Все три книги вышли в переводе, литературной обработке и с предисловием Балтера.

Главное произведение Балтера — в немалой степени автобиографическая повесть «Трое из одного города» (1961), позднее переработанная в « До свидания, мальчики! » (1962). Балтер взял название из песни своего приятеля Булата Окуджавы . В 1964 году в соавторстве с В. Токаревым написал по мотивам повести сначала пьесу, а потом и сценарий фильма.

В октябре 1965 года в 10-м номере журнала «Юность» был напечатан рассказ Балтера «Проездом». Это была последняя прижизненная публикация писателя в популярном журнале. Почти через четверть века, в 1989 году, журнал «Юность» посмертно опубликовал незаконченную повесть Бориса Балтера «Самарканд».

В 1968 году Балтер, живший в Москве, был исключён из партии после того, как подписал письмо в защиту Ю. Галанскова и А. Гинзбурга . До конца жизни он занимался переводами с узбекского и таджикского языков.

Скончался после двух инфарктов от сердечного приступа в деревне Вертошино Рузского района Московской области, где у него был дом. Похоронен на кладбище в посёлке Старая Руза . Окуджава отозвался на его смерть стихотворением «Не всё ль равно, что нас сведёт в могилу…»

Сочинения

  • Первые дни. — Владимир, 1953.
  • До свидания, мальчики! — М. , 1963.
  • О чём молчат камни. — Красноярск, 1964.
  • До свидания, мальчики! — М. , 1965.

Сценарий фильма «До свидания, мальчики» (1964) (совместно с Михаилом Каликом )

Борис Исаакович — соавтор сценария к кинофильму «Не пройдет и года…» (совместно с Войновичем ) .

Примечания

  1. Дата обращения: 19 июля 2016. 16 сентября 2016 года.
  2. . Дата обращения: 4 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
  3. . Дата обращения: 13 декабря 2015. Архивировано из 25 июля 2012 года.
  4. . Дата обращения: 4 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
  5. Вячеслав Огрызко . . марта 2010). Дата обращения: 2016-18-07. Архивировано из 17 августа 2016 года.
  6. . Дата обращения: 18 июля 2016. Архивировано из 8 августа 2016 года.
  7. . Дата обращения: 4 июля 2011. 9 октября 2010 года.
  8. […Борис Балтер предложил мне с ним на пару написать сценарий двухсерийного фильма для студии Довженко. Мы взяли за основу сюжет «Хочу быть честным», но сильно его переиначили. Сразу условились, что пишем исключительно для денег и на уровне, приемлемом для студии Довженко. Писали примерно так. Я написал сцену, показываю Балтеру, тот говорит: «Это для них слишком хорошо, надо ухудшить». Ухудшали мою сцену, потом то же делали с текстом Балтера. Сценарий был принят на ура, фильм шел в кинотеатрах, по телевидению повторялся без конца в течение многих лет.]

Литература

  • Балтер Б. И. «Судьёй, между нами может быть только время». К столетию со дня рождения / сост. В. М. Есипов . — М. : Зебра Е, 2019. — 288 с. — ISBN 978-5-907164-21-5 .

Ссылки

  • Огрызко В . // Литературная Россия (газ.). — 2010, 26 марта. — № 12.
Источник —

Same as Балтер, Борис Исаакович