Interested Article - Карымская культура

Карымская культура - археологическая культура IV-VI вв. н.э., часто рассматриваемая также и как карымский этап развития . Создателями её являются обские угры , главным образом предки современного народа ханты .

Исследователи

Карымская культура была выделена в 1957 году археологом и этнографом В. Н. Чернецовым на основе исследования материалов раскопок городища Карым в бассейне реки Конда и многолетнего изучения ряда других памятников Нижнего Приобья. В дальнейшем изучение карымской культуры продолжали другие исследователи, в целом придерживаясь предложенной В.Н. Чернецовым периодизации данной эпохи, но существенно уточнив её границы.

Карымские памятники

К карымской культуре относят некоторые из городищ археологического памятника Барсов Городок (городища II/6, 7, 9 и 10), а также Кинтусовские II и IV в Сургутском Приобье, городище Карым Чилимка в бассейне реки Конды, городища Люликар и Хангла-сам на реке Северная Сосьва .

Проблема принадлежности Холмогорского клада к карымской культуре

Ранее к карымской культуре после первого изучения историки уверенно относили позднюю часть вещей . Он был случайно обнаружен советскими нефтяниками весной 1976 года при монтаже буровой установки на Холмогорском нефтяном месторождении , находящемся на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов . Этот клад, оказавшийся невероятно ценным для археологии, содержал 193 предмета разных эпох, в том числе разнообразное оружие ближнего и дальнего боя: железный палаш , кинжалы , боевые ножи, бронзовые и железные наконечники стрел и копий, схожие с аналогичными предметами из других памятников лесной полосы Среднего Приобья (Томского могильника, Елыкаевского, Ишимского и Парабельского кладов), бронзовый котел, редчайшие для северных регионов того времени бусы из красной стекловидной пасты и множество других предметов . Отнесение предметов Холмогорского клада к карымскому времени довольно долго не оспаривалось историками-профессионалами , в частности, такой точки придерживались ведущие ученые-историки Южно-Уральского государственного (национального исследовательского) университета в пятом томе восьмитомной «Истории Южного Урала» ( стр. 58 ), изданном в 2018 году. Однако в последние годы ряд сибирских археологов ( Г.К. Карачаров, А.П. Зыков и другие), ставят под сомнение принадлежность предметов Холмогорского клада к карымскому времени, считая первоначальный вывод поспешным и недостаточно обоснованным. В частности, А.П. Зыков из Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН считает, что «великолепный набор предметов Холмогорского клада ... может быть связан с карымским этапом только гипотетически» .

Ареал распространения карымской культуры

Общая характеристика эпохи

Предметный комплекс памятников

Погребальный обряд

Карымский погребальный обряд исследован на могильнике без следов инокультурного влияния — Сайгатинский VI, расположенном, в 30 км к западу от Сургута , у п. Сайгатино. Инвентарь погребений данного могильника беден и включает фрагмент глиняного сосуда, железный нож , иногда точильный камень . В одну из могил рядом с головой покойного поместили небольшой целый горшок. Одно из погребений, как считают исследователи, было совершено в лодке, и могильная яма имела подтреугольную форму. В могильниках южных регионов карымского ареала, где происходило смешение карымцев с носителями других культур, погребальный обряд может значительно отличаться от чисто карымского. В частности, исследователи считают под курганные захоронения и положение в могилы мяса и костей лошади результатом влияния степных и лесостепных скотоводческих племен .

Типы поселений

Карымские поселения представлены двумя типами: укрепленными (городища) и неукрепленными (се­лища, стоянки).

Городища

Стоянки

Жилища

Нежилые постройки

Хозяйственная деятельность

Хозяйство карымцев в силу сурового климата северных районов Сибири, не допускающего земледелия , в целом носило присваивающий характер , её основу составляли охота , рыболовство и собирательство . У карымцев имелись различные домашние промыслы, включая обработку и изготовление изделий из кости , кожи , мехов , дерева , а также изготовление керамических изделий из глины . Установлено, что на карымских поселениях производилась плавка и обработка металлов ( бронзы и железа ) для изготовления холодного оружия, инструментов, украшений, культовых предметов и других изделий. Судя по тому, что находки металлических предметов карымского времени довольно редки, масштабы металлообработки в данную эпоху были небольшими. На южной границе карымского ареала его носители под влиянием других племен начинают переходить от охоты к скотоводству. Исходя из фаунистических остатков, жители поселения Ипкуль XV, в трех раскопанных жилищах которого вместе с позднесаргатской найдена керамика переходного ярсалинско-карымского облика, в большей степени занимались скотоводством и в меньшей степени — охотой и рыболовством .

Металлургия

Для плавки бронзы карымцы применяли рюмковидные тигли , сменившие характерные для предыдущей эпохи тигли в виде плошки с носиком. В карымский период также происходит активное освоение носителями культуры металлургии железа , ввиду чего карымский период относят к раннему железному веку . Железо применялось главным образом для изготовления предметов утилитарного назначения (оружие, ножи и т.п.), тогда как культовые и престижные предметы продолжали изготавливаться из бронзы. Металлические изделия карымской культуры встречаются редко.

Искусство

Для карымской эпохи характерны бронзовые культовые фигурки с полированной поверхностью в виде сложных антропо- и орнитоморфных изображений. В частности, это хищные птицы с личинами на груди, с декором поверхности в виде кантов из геометрических фигур. В данное время окончательно оформился канон фронтально изображаемой фигуры человека в доспехах с косами и сложенными на животе руками. Это изображение исследователи трактуют как свидетельство формирование культа богатырей, военной и правящей элиты общества того времени.

Керамика

Специфика карымской культуры наиболее ярко выражена в керамике . Карымскую глиняную посуду от керамики предшествующего времени отличает орнаментация ранее неизвестными фигурными штампами : округлым, ромбическим, уголковым и других форм и завершение орнаментальных зон свисающими фестонами . Ввиду плохой сохранности предметов из других материалов ( кожи, дерева и т.п ) или редкости металлов основную массу находок на карымских поселениях составляют фрагменты глиняных сосудов. Установлено, что формовку глиняных сосудов карымцы производили способом ленточного налепа, без применения гончарного круга .

Для карымской культуры весьма характерны лепные круглодонные сосуды с хорошо выраженной шейкой. У карымских сосудов венчики скошены внутрь. Сверху венчики сосудов приплюснуты оттисками зубчатого штампа или ногтевыми вдавлениями в качестве своеобразного «штампа», они также имеют свисающий внутрь карнизик. На шейке сосуда под венчиком имеется горизонтальный поясок вдавленных ямок. Карымские сосуды украшались чередующимися горизонтальными зонами оттисков зубчатого и различных фигурных штампов: овального, треугольного, ромбического и других форм. Обычно орнамент выполнен в виде отдельных зон-поясков, покрывающих верхнюю часть сосуда — шейку и плечики. От плечиков сосуда вниз спускаются фестоны в виде столбиков из наклонных или горизонтальных оттисков штампов, часто сгруппированных по 3—4 фестона. Примечательно, что на одном сосуде обычно сочетаются оттиски двух-трех штампов, реже — только одного и еще реже — сразу четырех. На 90% карымских сосудов имеются оттиски гребенчатого штампа. Для карымской культуры также характерны ромбические штампы с четырьмя точками в центре, такие штампы встречаются примерно на 35% сосудов. О сохранении некоторых культурных традиций кулайского времени свидетельствуют узоры «уточка» и «змейка». Штампы «крестовый», «круглый», «след медведя» и «голова медведя» встречаются редко.

Сотрудники Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН Борзунов В. А. и Чемякин Ю. П., исследовавшие карымскую керамику, разделили её на четыре типа, условно обозначив их римскими цифрами: I (гребенчатая), II (фигурно-штампованная), III (желобчато-валиковая) и IV (обедненная ямочно-насечковая и ямочно-жемчужная). Они пришли к выводу, что из этих четырех типов только три (I, II, IV) продолжают линию развития местной традиции кулайской посуды, тогда как возникновение типа III они связывают с проникновением в таежное Приобье групп охотников-рыболовов из Восточной Сибири. Также ими установлено различие керамики северных и южных карымских территорий .

Физический облик

Генетика

Этногенез

По мнению исследователей, на карымский этап приходится распад обско-угорской общности, который привел к выделению из нее предков современных народов ханты и манси . В эту эпоху также имело место более четкое обособление языка и культуры обских угров от языка и культуры самодийцев , различия между которыми подверглись нивелированию во время предшествующей кулайской эпохи.

Литература

  • Чернецов В. Н., Нижнее Приобье в I тыс. н. э. Обзор и классификация материала // МИА. № 58. Москва, Изд-во АН СССР , 1957.
  • Федорова Н. В., Зыков А. П., Морозов В. М., Терехова Л. М., Сургутское Приобье в эпоху средневековья. Вопросы археологии Урала. Вып. 20, Екатеринбург, 1991.
  • Зыков А. П., Железные кинжалы Северо-Западной Сибири // Знания и навыки уральского населения в древности и средневековье. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1993.
  • Зыков А. П., Кокшаров С. Ф., Терехова Л. М., Федорова Н. В., Угорское наследие. Древности Западной Сибири из собраний Уральского университета. Екатеринбург, 1994.
  • Зыков А. П. и соавт., История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург: изд-во «Волот», 2000. 467 с.
  • Зыков А. П., Особенности технологии кузнечного производства населения Северо-Западной Сибири II - начала XVIII веков // Музейное дело в Ханты- Мансийском автономном округе — Югре. Ханты-Мансийск: изд-во ТомГУ, 2014. Вып. 4. С
  • Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Карымские памятники и общество таежного Приобья: основные характеристики. УрФУ, УрГПУ.
  • Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Карымские поселения таежного Приобья. Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2013
  • Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Карымские памятники таежного Приобья: история изучения, хронология и территория распространения, Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2013
  • Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Карымские могильники таежного Приобья. Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2014
  • Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Карымская керамика таежного Приобья, Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2015
  • Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Предметный комплекс и проблема датирования карымского этапа таежного Приобья, Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2015
  • Грачев М.А., Грачева О.Е., Данченко Е.М., Плеханов А.В. Новый карымский могильник в южно-таежном Прииртышье // III Сев. археол. конгр.: Тез. докл. Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2010.
  • Носкова А.В. Раскопки могильника Сайгатинский IV в полевом сезоне 2009 г. // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. Томск; Ханты-Мансийск: ТГУ, 2010. Вып. 8. С. 331-339.

Примечания

  1. Борзунов В. А., Чемякин Ю. П., Карымская керамика таежного Приобья, Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2015
Источник —

Same as Карымская культура