Число́ семь в христиа́нстве
(
7
;
уменьш.
рус.
семёрка
,
церк.-слав.
седми́ца
) — особо важное число в
Новом Завете
, которое в
Ветхом Завете
служило клятвой перед Богом
(
Быт.
). Среди чисел с символическим значением самое важное место занимает число семь. Оно используется как символ завершённости или полноты. Число семь — символ дисгармонии, оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих чисел первого десятка и этим от них отличается, оно непроизводительно и изолировано
.
Содержание
Новый Завет
Христианская молитва «
Отче наш
» составлена из семи фраз (
Мф.
)
Семиглавый Красный Дракон с семью диадемами (
). 7 голов дракона и зверя символизируют полноту сатанинского противоборства Богу и полный состав правителей, сопротивляющихся Божьей власти
7 церквей (
)
В увиденном пророком Иоанном образе Христа как Агнца, «имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (
), 7 духов обозначают полноту Духа Божьего, идущего в мир как Дух Христа с полнотой власти («семь рогов») и полнотой знания и понимания («семь очей»)
7 блаженств, разбросанных по всей книге (
,
,
,
,
,
,
)
Множитель
В числе
70
(
Чис.
) множителем нужно рассматривать число семь, как пережиток более древней, чем десятеричная системы счисления. Из чисел, кратных 7, 70 встречается чаще всего:
Семижды семьдесят раз надо прощать врагам своим (
Мф.
)
В раннехристианском постановлении «
Дидахе
» (8:3) для греков, желающих креститься, написано молиться молитвой «Отче наш», составленной из семи фраз, трижды в день, 21 раз в течение семи дней недели
7
месс
обязан отслужить священник Католической церкви по умершему знакомому монаху-соверующему
7
Miserere
подряд обязан произнести вслух неграмотный монах после погребения умершего знакомого монаха-соверующего; если не знает наизусть
Miserere
, то обязан произнести вслух 7
Pater noster
подряд
//
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
. —
СПб.
, 1908—1913.
«Древние семиты клялись этим числом, и вот почему не только у евреев, но и у ассирийцев, арабов, арамейцев, эфиопов и других из этого слова образовались слова для обозначения присяги»
* Христианская молитва «
Отче наш
» (
Мф.
) составлена из семи фраз:
1) Отче наш, сущий на небесах.
2) Да святится имя Твоё.
3) Да приидет Царствие Твоё.
4) Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
5) Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
6) И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
7) И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
* молитва
Моисея
(
Исх.
) составлена из семи фраз:
1) Господь, Господь.
2) Бог Человеколюбивый и Милосердый.
3) Долготерпеливый и Многомилостивый и Истинный.
4) Сохраняющий [правду и Являющий] милость в тысячи родов.
5) Прощающий вину и преступление и грех.
6) Но Не Оставляющий без наказания.
7) Наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода;
* мусульманская молитва
Аль-Фатиха
составлена из семи фраз:
1) Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного.
2) Хвала Аллаху Господу миров.
3) Всемилостив и Милосерден Он один.
4) Дня судного один Он Властелин.
5) Мы предаёмся лишь Тебе, и лишь к Тебе о помощи взываем.
6) Направь прямой стезёю нас.
7) Стезёю тех, кто милостью Твоею одарён, а не стезёю тех, на ком Твой гнев, и не стезёй заблудших
1) Верую в Бога-Отца Всемогущего.
2) И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, рождённого от Духа Святого, от Марии девы, распятого при Понтии Пилате и погребённого, воскресшего в третий день из мёртвых, вознёсшегося на небеса, сидящего одесную Отца, откуда Он придёт судить живых и мёртвых.
3) И в Духа Святого.
4) В Церковь святую.
5) В отпущение грехов.
6) В воскресение тела.
7) В жизнь вечную.
Лео Мулен,
Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X—XV веков
, Москва, Издательство АО «Молодая гвардия» — Классик, 2002,
ISBN
5-235-02450-8
«В X веке Уставное согласие (
Regularis Concordia
) призывало монахов-священников причащаться ежедневно. Цистерцианские установления предписывали монахам, которые не являлись священниками, причащаться 1 раз в неделю (по воскресеньям), а мирянам — 7 раз в год. Даже те, кто не был священником, причащались Кровью и Телом Господним, когда „священник, совершающий богослужение, либо даёт испить несколько капель Святой Крови при помощи золотой трубочки, либо погружает Тело Господне в потир“»
↑
Лео Мулен,
Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X—XV веков
, Москва, Издательство АО «Молодая гвардия» — Классик, 2002,
ISBN
5-235-02450-8