Interested Article - Субъект (философия)
- 2021-02-01
- 1
Субъе́кт ( лат. subjectum «лежащее внизу; находящееся в основе»):
- носитель деятельности , сознания и познания ;
- индивид , познающий внешний мир ( объект ) и воздействующий на него в своей практической деятельности;
- человек или консолидированная группа лиц (например, научное сообщество ), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам .
Основные концепции субъекта
- Психологический субъект (изолированный субъект) . В данной концепции субъект напрямую отождествляется с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт. Такая позиция близка к нашему повседневно-реалистическому опыту и наиболее распространена. В рамках данной концепции познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта — того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания.
- Трансцендентальный субъект . Данная концепция утверждает, что существует инвариантное «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в контексте различных эпох и культур. Его выявление составляет важную часть всей теоретико-познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к И.Канту
- Коллективный субъект практически реализуется посредством совместных усилий многих индивидуальных психологических субъектов. Такой субъект не сводится к простой сумме индивидуальных субъектов и относительно них автономен. Примером подобного субъекта может служить научно-исследовательский коллектив , профессиональное сообщество или даже человеческое общество в целом.
Субъект познания
О субъекте ( subiectum ) как о познающем уме одним из первых говорит Фома Аквинский в своей Сумме теологии: "Субъектом любви к горнему является разумный ум ( mens rationalis )" . Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта .
Познает себя субъект через свои обнаружения, сознаваемые непосредственно. Всякое наше познавание заключает в себе две стороны, являясь актом сознания и самосознания. Как акт сознания, оно даёт нам знать, с чем мы имеем дело, какой предмет мы созерцаем перед собой — стол, стул, чернильницу, перо или что-то другое. Как акт самосознания, оно говорит нам, что, видя, например, стол, мы спокойно созерцаем, а не находимся в состоянии волнения или желания. Эти две стороны даны бывают всюду, хотя вследствие узости сознания никогда не сознаются с одинаковой ясностью. Иногда более ясно сознается предмет, иногда — акт созерцания, смотря по тому, на что бывает обращено наше внимание. Познание своё мы начинаем не с себя самих, а с внешнего мира, с окружающих тел; поэтому и свои обнаружения душевные первоначально мы познаем не в чистом виде, а в связи с телесными явлениями. Изучая тела, мы выделяем из них одно, нераздельно связанное с нами. Мы замечаем, что это тело является в своём роде единственным. В отличие от других тел оно не покидает нас никогда. Прикосновение к нему чего-либо постороннего мы не только видим, но и испытываем. Перемены его являются в нашей жизни событиями, приятно или неприятно волнующими наше существо. Через него мы исполняем свои хотения; хотим мы что-нибудь приблизить к себе — приближаем к нему, хотим удалить от себя — удаляем от него. В результате у нас слагается убеждение, что тело и мы составляем одно, что его состояния — наши состояния, его движения — наши действия. На этой ступени самопознания мы отождествляем заботы о себе с заботами о своём теле. Мало-помалу у нас развивается способность отвлечения. Мы научаемся отрывать свой умственный взор от ярких образов внешней, чувственной действительности и сосредоточивать внимание на явлениях своего внутреннего, душевного мира. Мы находим в себе бесконечное разнообразие мыслей, чувствований, желаний.
Для нас становится очевидным, что в этих-то явлениях, непосредственно воспринимаемых нами, но сокрытых от непосредственного взгляда других, и выражается наша сущность. Наше тело теряет в наших глазах своё прежнее значение; мы начинаем смотреть на него, как на внешний объект, который, подобно другим телам, воспринимается внешними чувствами и оказывает сопротивление нашей воле. Открыв явления внутреннего мира, мы пытаемся свести их к логическому единству. К этому побуждают нас и присущее нашей мысли требование единства, и наше естественное желание понять себя. Мы выдвигаем на первый план определённую группу явлений, отвечающих коренным запросам нашей воли, нашему призванию, и с точки зрения этих явлений освещаем все остальные явления нашей душевной жизни. У обыкновенных людей жизненное призвание в большинстве случаев не бывает ясно выражено; поэтому и взгляд их на себя не отличается устойчивой определённостью. Один взгляд имеет человек на себя как на чиновника, другой — как на главу семьи, третий — как на члена товарищеского кружка и пр. Конечно, во всех этих взглядах должно быть нечто общее, отвечающее индивидуальным особенностям человека; но это общее остается обыкновенно тёмным и неопределённым. С изменением запросов воли естественно должен меняться и взгляд человека на себя. Бывают случаи, что человек под влиянием органического расстройства неожиданно для себя проникается новым настроением и новыми стремлениями. Потребность объяснить новое своё состояние приводит его к новому взгляду на себя. Какой-нибудь столяр вдруг приходит к мысли, что он германский император, и в этом смысле начинает действовать и истолковывать все известные факты своей жизни. Если при этом он наталкивается на факты, стоящие в явном противоречии с принятой им точкой зрения, он совершенно последовательно отвергает эти факты и приписывает их посторонней личности. Подобные случаи известны под названием «раздвоения личности». На самом деле в этих случаях не происходит никакого разделения личности: субъект остается единым, его рассуждения — логически последовательными, но у него получаются странные выводы, потому что он выходит из странных для здорового человека предположений.
Некоторые мыслители отрицают субстанциальную природу субъекта, считая его простым призраком или выражением связи между явлениями сознания . Это учение известно под именем феноменализма . Представителями его служат: а) чистые эмпирики , которые не хотят знать ничего, кроме явлений и их временных связей; б) материалисты , для которых душевная жизнь не более, как ряд явлений, пассивно сопровождающих мозговые процессы; в) пантеисты , по взгляду которых, существует только одна субстанция — Божественная, а человек и его психо-физическая жизнь — простой модус Божества.
См. также
Примечания
- Лекторвский В. А. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Субъект // Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А. А. Ивина . — М. : Гардарики, 2004
- Фома Аквинский . Сумма теологии. Ч3. от 25 февраля 2019 на Wayback Machine
- Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. — 4-е изд. — М.: Академический Проект; Трикста, 2007. — 688 с. — («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»)
Литература
- Гогоцкий С. С. «Программа психологии», стр. 32 и след. (Киев, 1880)
- Джемс У. Психология. — СПб., 1896. — С. 132—168
- Козлов А. А. О множественности состояний сознания // , 1886.
- Лопатин Л. М. О реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии . — 1899. — кн. 49. — С. 600—623.
- Лопатин Л. М. О реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии . — 1899. — кн. 60. — С. 861—880.
- Лотце Р. Г. Микрокосм. Т. I. кн. 11 (гл. 1 и 5). М., 1866.
- Милль Д. С. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона» (гл. XII). СПб., 1869.
- Рибо Т. Болезни личности. М., 1877.
- Серебреников В. С. «Самооткровение духа как источник его познания», ч. I // Христианское чтение , 1897. С. 424—439.
- Серебреников В. С. «Опытная психология и её методы», ч. I // Христианское чтение , 1899. С. 639—677.
- Снегирёв В. А. Психология. — Харьков, 1893. — С. 288—324.
- Соловьёв В. С. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Спенсер Г. Основания психологии. Т. I. — СПб., 1876. — С. 151—168;
- Спенсер Г. Основания психологии. Т. II. — СПб., 1876. — С. 353—368;
- Спенсер Г. Основания психологии. Т. IV. — СПб., 1876. — С. 152—200
- (фр.) ( Элементы психологии. — Сергиев Посад, 1900. — С. 204—213
Ссылки
- Ильин А. Н. // Электронный журнал « Знание. Понимание. Умение ». — 2010. — № 1 - Философия . Политология .
- Ильин А. Н. // Электронный журнал « Знание. Понимание. Умение ». — 2010. — № 1 - Философия . Политология .
- 2021-02-01
- 1