Шабан-Дельмас (стадион)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кубов Шабан Индрисович ( 15 января 1890 — 20 января 1974 ) — адыгейский писатель, поэт, драматург, композитор и просветитель.
Шабан Кубов родился 15 января 1890 года в ауле Хакуринохабль (ныне Шовгеновский район Адыгеи ). Начальное образование получил в медресе , затем в 1917—1919 годах обучался в Нальчикской духовной семинарии . До 1925 года работал учителем адыгейского языка в Хакуринохабле. С 1925 по 1927 годы учился в яфетической семинарии в Ленинграде . После стал преподавать адыгейский язык и литературу в техникумах Краснодара . С 1936 по 1938 годы был преподавателем тех же предметов в адыгейской студии ГИТИСе ( Москва ). В 1938 году вернулся на Кавказ, где стал работать в Адыгейском НИИ. В 1942 году, когда Кавказ был оккупирован немецко-фашистскими войсками, вновь стал сельским учителем.
В феврале 1943 года Шабан Кубов вместе с отступающими немецкими войсками покинул СССР и поселился в Германии . После поражения Германии во Второй мировой войне он перебрался в Турцию . После подолгу жил в Сирии и Иордании , а в 1956 году переехал во Францию . В 1960-х годах преподавал народное творчество адыгов в Сорбонне . Потом переехал в США, где и умер 20 января 1974 года.
В своих ранних произведениях, написанных на рубеже 1910-х и 1920-х годов, Шабан Кубов воспевал родной край. Позднее, в 1920-30-е годы в его творчестве стали сильны социальные мотивы: в его творчестве раскрывались социально-экономические и культурные преобразования на Кавказе. Им был создан ряд героических произведений («Песня о Чапаеве», «Лётчик», «Северные соколы» и др.). Активно участвовал в сборе и публикации адыгских народных песен (так, в сборник «Адыгэ орэдхэр», вышедший в 1941 году, вошло 150 песен, записанных от Кубова).
После эмиграции Кубов сосредоточился на сборе и публикации адыгского фольклора. Ради этого он объездил многие адыгские селения на Ближнем Востоке . Результатом его трудов стали сборники, изданные в Аммане , Бейруте , Дамаске , Париже и Нью-Йорке . Параллельно он продолжал писать стихи, главным мотивом которых была тоска по родине. Вместе с тем он обращался и к другим темам: философия, история и т. д.