Light Up the Sky
- 1 year ago
- 0
- 0
Wider than the Sky: The Phenomenal Gift of Consciousness (с англ. — «Шире неба: феноменальный дар сознания») — научно-публицистическая книга нобелевского лауреата Джералда Эдельмана , посвящённая проблеме человеческого сознания с позиции нейрофизиологии . В ней описывается теория и возникновение первичного и вторичного сознания .
Название книги является аллюзией на поэму Эмили Дикинсон , написанную около 1858 года, где есть строка «The brain is wider than the sky» («мозг шире, чем небо») .
Эдельман получил Нобелевскую премию за работы по иммунологии . Позже он также обратился к вопросам нейробиологии и философии сознания . В своей книге он проводит параллели между биологической эволюцией, функционированием иммунной системы и работой мозга.
Книга является одной из серии работ, которые Эдельман посвятил природе сознания. В ней он обобщил предыдущие работы и изложил свои концепции в популярном виде , и книга может служить хорошей отправной точкой для того, кто хочет узнать об одном из самых мощных современных подходов к изучению сознания .
Первые главы книги содержат введение, излагающее основы нейробиологии.
Затем описывается понятие «первичного сознания», которое, по всей видимости, характерно для многих животных. В соответствии с книгой, оно расположено в «динамическом ядре» межнейронных взаимодействий, включающих таламус и кору головного мозга , и порождено доминантными, но постоянно изменяющися циклическими цепями нейронных связей .
Формирование и функционирование этих цепей объясняется при помощи теории или, иначе, теории селекции нейронных групп, которые формируются в ходе процесса, похожего на биологическую эволюцию, идущего в ходе развития и функционирования мозга. Важной частью этого процесса являются обратные связи и участие в нём эволюционно древних структур мозга, задающих основы категоризации (что такое хорошо и что такое плохо, боль и удовольствие ) .
Таким образом, первичное сознание является внутренней моделью мира. Из этого вытекает, что самосознание является следствием осознания мира, возникшего на основе чувственного опыта . Эдельман даёт афористическое определение первичному сознанию: «запомненное настоящее». Эту форму сознания можно сравнить с сознанием в фазе быстрого сна .
Нейронный дарвинизм объясняет субъективность человеческого разума, которая является следствием уникальности пути развития мозга каждого отдельного человека .
Далее описывается теория «сознания высшего порядка», которое присуще, по всей видимости, только человеку и в некоторой степени — высшим приматам . Оно включает в себя понятие о времени, о прошлом и будущем, и осознание собственной разумности, сознание наличия у себя сознания. Ключевую роль в возникновении сознания высшего порядка играют «семантические способности» .
Как и в работах других авторов по теории сознания, Бернарда Баарса (Bernard Baars) и Станислава Деганэ (Stanislav Dehaene), в книге вводится ряд новых терминов, не являющихся общеупотребимыми. Это связано с тем, что направление исследований, описываемое в ней является новым .
Как сказал автор в самой книге, его целью было «дать свободу тем, кто считает, что предмет сознания является исключительно метафизическим или обязательно загадочным» :xiii .