Interested Article - Фриз, Якоб Фридрих

Якоб Фридрих Фриз ( нем. Jakob Friedrich Fries ; 23 августа 1773 , Барби 10 августа 1843 , Йена ) — немецкий философ- идеалист , представитель психологического направления неокантианства , физик и математик .

Биография

Якоб Фридрих Фриз родился в семье пастора, с 1778 г. обучался в академии Моравских братьев в Ниски . С 1795 г. изучал юриспруденцию и философию, сначала в университете Лейпцига у , а с 1797 г. в Йенском университете у Иоганна Готлиба Фихте , а затем до 1800 г. работал частным репетитором в Цофингене , Швейцария . В Йене получил докторскую степень в 1801 г., в 1805 г. становится профессором . В 1806 г. стал профессором философии и элементарной математики в Гейдельбергском университете . В 1808 году он был принят в качестве члена-корреспондента в Баварской, а в 1812 г. в Прусской академии наук. С 1816 г. занимает кафедру теоретической философии в Йенском университете. В этот период он пишет работы и выступает с речами, в которых излагает свои националистические, юнионистские и антисемитские идеи. В 1818 г. лишен профессуры за участие в студенческом движении. В 1824 г. он получил разрешение снова читать лекции по математике и физике, а с 1838 г. — по философии .

Своё первоначальное философское крещение он получил от Канта , с сочинениями которого (сперва в обработке и изложении Рейнгольда) он познакомился ещё в семинарии братской общины. Психологический анализ теоретико-познавательной основы, которому Кант придавал столь большое значение в ранний период своей философской деятельности и который у него впоследствии все более и более отступает на задний план, представлялся Фризу делом первостепенной важности. Провести и обосновать такой анализ он поставил задачей своей жизни.

В Лейпциге он слушал оказавшие на него сильное влияние лекции психолога Платтнера; в Йену попал в самый расцвет философской славы Фихте . В 1805 г. он был приглашён профессором философии и математики в Гейдельберг , в 1816 г. — в Йену . Здесь он выпустил в свет свой труд «Wissen, Glaube und Ahndung», представляющий собой популярное изложение его теоретико-познавательных и религиозно-философских взглядов. Вслед за этим вышло его главное сочинение: «Neue Kritik der Vernunft» (1806—07; 2 изд., 1828—31, Гейдельберг).

Кроме влияния Канта, на Фризе отразилось влияние Якоби. Несмотря на это, положение его вполне самостоятельное; своё отношение к Канту, Якоби и романтической философии он попытался определить ближайшим образом в полемической статье, направленной против Шеллинга : «Von deutscher Philosophie, Art und Kunst» (1812). В 1816 г. он перешёл в Йену профессором теоретической философии. Свобода его политических убеждений навлекла на него неудовольствие правительства. За участие в известных вартбургских демонстрациях 1817 г. Фриз, несмотря на заступничество Карла-Августа, принужден был отказаться от преподавания философии и стал читать физику и высшую математику. О деятельности его в этих областях с похвалой отзывались Гаусс и Александр фон Гумбольдт.

По мнению Фриза, к трём «критикам» Канта должен быть добавлен их обнимающий принцип систематики. Обосновать последний он стремился, однако, не чисто умозрительным путём, но при помощи «естественного учения о человеческом духе», которое он сам называл философской антропологией, откуда и система его получила название антропологизма. Вещи мы не познаем так, как они существуют сами по себе, а только как явления. Все доступное нашим чувствам является объектом знания, сверхчувственное — объектом веры, откровение сверхчувственного в чувственном — объектом гадания (Ahndung).

Следующие три положения могут быть признаны, как справедливо указывает Ибервег , выражающими основной смысл Фризовой философии:

  • чувственный мир под законами природы есть только явление,
  • в основе явления лежит бытие вещей в себе,
  • чувственный мир есть явление вещей в себе.

«Первое — принцип знания, второе — веры, третье — принцип чаяния. Мы знаем о бытии вещей в явлении, при помощи созерцания и понятий рассудка; мы верим по понятиям разума в вечную сущность вещей; ещё более высокое мы чаем в чувствах без созерцания и без определённых понятий». Вера, таким образом, идёт, по воззрению Фриза, самостоятельным путём, не касаясь области научного исследования.

В сравнении с Кантом Фриз признавал за философской эстетикой гораздо большее значение для философии религии, чем и обосновывал «эстетический рационализм». Чуждый основных тенденций романтической философии, к эпохе пышного расцвета которой относятся его жизнь и деятельность, Фриз не раз подвергался насмешкам Гегеля , да и до последнего времени оценка его философских заслуг нередко бывает односторонней и пристрастной, как это видно, например, из «Истории философии» Виндельбанда.

Несомненная заслуга Фриза состоит в том, что он в области теории познания, психологии и этики высказал такие идеи, глубоко жизненное значение которых продолжает сказываться и в наше время, тогда как умозрительные системы романтизма давно уже представляют исключительно исторический интерес.

Труды

Среди многочисленных философских сочинений Фриза, помимо указанных выше, заслуживают упоминания ещё следующие:

  • «Philosophische Rechtslehre oder Kritik aller positiven Gesetzgebung» (Йена, 1803);
  • «System der Philosophie als evidente Wissenschaft» (Лейпциг, 1808);
  • «System der Logik» (Гейдельберг, 1811; 3 изд., 1837);
  • «Vom deutscheu Bund u. deutscher Staatsverfassung; allgemeine staatsrechtliche Ansichten» (ib., 1816; нов. изд., 1831);
  • «Handbuch der praktischen Phi l osophie» (Лейпциг, 1817—32);
  • «Handbuch der psychischen Anthropologie» (Йена, 1820—21; 2 изд., 1837—39);
  • «Mathematische Naturphilosophie» (Гейдельберг, 1822);
  • «System der Metaphysik» (ib., 1824);
  • «Geschichte der Philosophie, dargestellt nach den Fortschritten ihrer Entwickelung» (Галле, 1837—40);
  • «Versuch einer Kritik der Principien der Wahrscheinlichkeitsrechnung» (Брауншвейг, 1842);
  • «Die Lehren der Liebe, des Glaubens und der Hoffnung, oder Hauptsätze der Glaubens und Tugendlehre» (Гейдельберг, 1823),
  • Философский роман «Julius und Evagoras, oder die Schönheit der Seele» (Гейдельберг, 1822).

Φризу принадлежит также несколько крупных трудов по математике и физике:

  • «Versuch einer neuen Darstell. d. Theorie des Lichts und d. Warme» («Scherer’s Journal», I, 1802);
  • «Entwurf des Systems der theoretischen Physik» (Гейдельберг, 1813);
  • «Ueber d. optischen Mittelpunkt im menschl. Auge» (Йена, 1839).

Школа

Вокруг философских учений Фриза сгруппировалась целая школа его последователей, к которой, кроме Шлейдена, принадлежат: Апельт , , ван Калькер , , Th. Schmid, математик Шлемильх и теолог де Ветте . Влияние Фриза сказалось также на Бенеке , а затем — на Ю. Б. Мейере , стороннике психологического эмпиризма.

Примечания

  1. Jakob Friedrich Fries // (англ.)
  2. Jakob Friedrich Fries // (англ.)
  3. Фриз Якоб Фридрих // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Deutsche Biographie. (нем.) . www.deutsche-biographie.de . Дата обращения: 6 июля 2020. 6 июля 2020 года.
  5. David Leary. // Storica e Critica della Psicologia. — 1982-01-01. — Т. 3 , вып. 2 . — С. 217–248 . 21 октября 2020 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Золотухин, В.В. // Сибирский Философский Журнал. — 2016. — Т. 14 , вып. 1 . — С. 221–231 . — ISSN .
  • Золотухин, В.В. // Сибирский Философский Журнал. — 2016. — Т. 14 , вып. 2 . — С. 184–194 . — ISSN .
  • Михайлов, И.А. // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2015. — № 5 . — С. 113–118 .
  • Schleiden, M. J. Jacob Friedrich Fries, der Philosoph der Naturforscher: eine biographische Skizze. — 1857.
  • Grapengiesser, C. . Jena: H. Pohle, 1882. VIII, 135 S.
  • Strasosky, Hermann. Jacob Friedrich Fries als Kritiker der Kantischen. Erkenntnistheorie. Eine Antikritik. Jena, Phil. Diss. 1891.
  • Holtzmann, Heinrich Julius . Die Entwicklung des aesthetischen Religionsbegriffs // .
  • Erdmann, Johann Eduard . A History of Philosophy, Volume II: Modern Philosophy. London, 1890. § 305 THE SEMI-KANTIANS. pp.454-458.
  • Frederick Gregory. (англ.) // Clio Medica : Acta Academiae Internationalis Historiae Medicinae. Vol. 18. — 1983-01-01. — P. 179–189 . — doi : .
  • Temilo van Zantwijk. (нем.) // Physik um 1800 - Kunst, Wissenschaft oder Philosophie?. — 2012-01-01. — S. 255–283 . — doi : .
  • Grundl, Wolfgang Josef . — eine historisch-systematische Diskussion zur Philosophie des Geistes. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophie an der Julius-Maximilians-Universität zu Würzburg. 2006. 218 pp.
  • Ilse Jahn. (англ.) // World Views and Scientific Discipline Formation: Science Studies in the German Democratic Republic Papers from a German-American Summer Institute, 1988 / William R. Woodward, Robert S. Cohen. — Dordrecht: Springer Netherlands, 1991. — P. 357–365 . — ISBN 978-94-011-3164-3 . — doi : .
  • Geldsetzer, Lutz. // Jakob Friedrich Fries — Philosoph, Naturwissenschaftler und Mathematiker. Frankfurt/M., 1999. pp.13-56.
  • (англ.) . www.peterlang.com (1 февраля 1999). Дата обращения: 7 июля 2020.
  • Kuno Fischer. . — Stuttgart: Cotta, 1862. — 20 p. с.
  • Tadahiro Oota. . — De Gruyter, 2019. — С. 87–102. — ISBN 978-3-11-058660-2 .
  • Frederick Beiser. . — De Gruyter, 2015. — С. 81–98. — ISBN 978-3-11-032482-2 .
  • Frederick C. Beiser. . — Oxford University Press, 2014. — ISBN 978-0-19-872220-5 .
  • George Di Giovanni. . — University of Toronto Press, 2016. — С. 212–242. — ISBN 978-1-4426-7567-4 .
Источник —

Same as Фриз, Якоб Фридрих