Interested Article - Кабилы
- 2021-02-01
- 1
Каби́лы (от арабского « qaba’il », мн. ч. от قبيلة qabîlah — племя ; кабильск. Leqbayel , [ leqβajəl ] (мн. ч.), Iqvayliyen [ iqβajlijən ] (ед. ч.)) — народ группы берберов на севере Алжира .
Древнее доарабское европеоидное население северной Африки. Говорят на кабильском языке северной ветви берберо-ливийских языков . Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки. Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг , сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины).
Верующие — мусульмане-сунниты . Значительная часть кабилов проживает в эмиграции, в основном во Франции .
Распространение и численность
Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия ( историческая область Кабилия ) к востоку от г. Алжир . Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.
Традиционная культура
Основное занятие — земледелие , в том числе садоводство ( олива , инжир ). Особое место в культуре кабилов занимает искусство керамики . Данное занятие является преимущественно женским, хотя, конечно, есть и исключения. Керамические изделия создаются для личного пользования, и хотя они могут быть проданы или обменены, не имеют высокой материальной ценности . Сильна миграция в города и за пределы Африки. Среди кабилов есть торговцы, чиновники, представители интеллигенции и футболисты. В Алжире существует движение кабилов за политические и культурные права («кабилизм», « », Printemps berbère), кабилы составляют большинство членов партий « Объединение за культуру и демократию », « Фронт социалистических сил » и др.
Традиционные поселения , окруженные масличными деревьями и виноградниками, обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами. Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4—5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв.: большой дом).
В мужской одежде сохранились длинные рубахи, в женской — платья с кокеткой на плечах (хубба, тахуббат). Сохраняются пережитки доисламских земледельческих культов, фольклор.
Традиционное холодное оружие — флисса .
Традиционная культура кабилов исследовалась, в частности, П. Бурдьё .
Кабильский флаг
Кабильский флаг состоит из трёх горизонтальных полос голубого, светло-зелёного и жёлтого цветов и символа, похожего на букву «Ж», это берберский флаг, общий для всех берберских народов, которых в Алжире насчитывается до десятка, в том числе кабилов.
Известные кабилы
- Килиан Мбаппе — по матери
- Зинедин Зидан
- Карим Бензема
- Али Дилем
- Самир Аит Саид
- Луиза Несиб
- Дэни Бун (Даниэль Амиду) — по отцу
- Ларби (Биби) Насери — по отцу
- Саид (Сами) Насери — по отцу
- Амар Узеган
Примечания
- Myres J. L. Notes on the History of the Kabyle Pottery // The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, Vol. 32(Jan. — Jun., 1902), p. 250.
- Vincentelli M. Reflections on a Kabyle Pot: Algerian Women and the Decorative Tradition // Journal of Design History, Vol. 2, No. 2/3 (1989), pp. 124—125.
- Coon C. S. [Rev.:] The Kabyle People (by Glora M. Wysner) // American Anthropologist, New Series, Vol. 48, No. 3 (Jul. — Sep., 1946), p. 454.
Литература
- Coon C. S. [Rev.:] The Kabyle People (by Glora M. Wysner) // American Anthropologist, New Series, Vol. 48, No. 3 (Jul. — Sep., 1946), pp. 454—455
- Myres J. L. Notes on the History of the Kabyle Pottery // The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, Vol. 32(Jan. — Jun., 1902), pp. 248—262.
- Vincentelli M. Reflections on a Kabyle Pot: Algerian Women and the Decorative Tradition // Journal of Design History, Vol. 2, No. 2/3 (1989), pp. 123—138.
Ссылки
- 2021-02-01
- 1