Interested Article - Тривас, Виктор Александрович

Обложка книги, оформленной Виктором Тривасом. 1923 г.

Виктор Александрович Тривас ( нем. Victor Trivas ; 9 июля 1896 , Санкт-Петербург , — 12 апреля 1970 , Нью-Йорк ) — немецкий кинорежиссёр, сценарист и художник.

Биография

Родился в Санкт-Петерберге в еврейской купеческой семье. Отец — Шендер Мордухович (Александр Маркович) Тривас, купец, владел магазином часов на Большом проспекте Петроградской стороны , основанном дедом В. А. Триваса — купцом первой гильдии Мордухом Зальмоновичем Тривасом ; занимался также торговлей антиквариатом, владел складом печатной продукции , но был разносторонней личностью — скульптором , пианистом , часовых дел мастером , позже работал в граммофонном «Товариществе В. И. Ребриков и К» и возглавлял русский отдел фонографной компании « Колумбия » в США (сохранились его грамзаписи и как певца). В 1900-е годы семья жила на улице Бассейной , дом № 26 , отец в это время был владельцем склада товарищества «Фонограмма».

Перед Первой мировой войной Виктор Тривас поступил в Академию художеств , где изучал архитектуру, но окончить академию не успел — был призван в действующую армию. После выхода России из войны Тривас поселился в Москве, в качестве художника работал в различных театрах, в том числе в ГОСЕТе у Алексея Грановского ; в 1924 году оформил в Малом театре «Медвежью свадьбу» А. В. Луначарского . В 1920 году он был арестован, но через месяц освобождён .

В Германии

В 1925 году Тривас эмигрировал с родителями из СССР и поселился в Берлине . Работу в немецком кинематографе начинал в качестве художника, в том числе в фильме Г. В. Пабста « Любовь Жанны Ней ». В Берлине Тривас вновь встретился с А. Грановским , эмигрировавшим из СССР в 1928 году, — оформлял его театральные поставноки, в частности спектакль по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»; при этом один из критиков отметил, что оформление — лучшее, что есть в этом спектакле .

Первой режиссёрской работой Триваса в кинематографе стал чешско-немецкий фильм «Волнение крови». Вместе с режиссёров Фёдором Оцепом (в чьём фильме «Убийца Дмитрий Карамазов» он принял участие в качестве художника и сценариста) Тривас выступал против натурализма в кинематографе. Его второй режиссёрской работой стал антивоенный фильм-аллегория « Нейтральная полоса », в котором режиссёр очень скупо пользуется словом, отдавая предпочтение символам. Этот фильм принёс Тривасу широкую известность; после демонстрации фильма во Франции в январе 1933 года, Жюльен Ж. Лондон писал: «Вчера ещё он был неизвестен, сегодня он — создатель „Нейтральной полосы“, одного из самых замечательных фильмов последних лет» .

Во Франции

Летом 1932 года Тривас поселился в Париже и здесь в 1933-м снял свой трети фильм — «На улицах» ( Dans les rues ), предвосхищавший « поэтический реализм » Марселя Карне . Хотя фильм имел определённый успех, в дальнейшем Тривас ни во Франции, ни позже в США не имел самостоятельной режиссёрской работы. В 1935 году он выступил в качестве сорежиссёра Жака Деваля, Жана Таррида и Жермена Фрида в фильме «Товарищ» ( Tovaritch ), посвящённом русским эмигрантам в Париже. Многие его проекты так и остались нерализованными .

В 1939 году Тривас покинул Париж; в Марселе ему пришлось семь месяцев дожидаться разрешения на въезд в Соединённые Штаты , и только а мае 1941 года он смог отплыть из Лиссабона в Америку.

В Соединённых Штатах

В США плохое знание английского языка мешало Тривасу найти работу в качестве режиссёра или сценографа ; востребован он был главным образом как человек, свободно владеющий русским языком . В 1944 году вместе с Морисом Кларком он написал сценарий к фильму Оцепа «Три русские девушки» — адаптация фильма Виктора Эйсымонта « Фронтовые подруги »; в том же году стал одним из авторов сценария «Песни России» ( Song of Russia ) Григория Ратова. Поскольку оба фильма были призваны усилить просоветские настроения в американском обществе, после окончания войны Дж. Маккарти подозревал Триваса в сочувствии коммунистам .

В 1946 году Тривас был номинирован на Оскара как автор сценария фильма Орсона Уэллса « Чужестранец ». В 1947 году он получил американское гражданство. В 1950-х в течение нескольких лет он работал в Западной Германии , где в 1959 году снял свой четвёртый и последний фильм — «Голые и сатана» ( Die Nackte und der Satan ). Однако «Нейтральная полоса» так и осталась его лучшим фильмом .

Виктор Тривас умер в Нью-Йорке на 74-м году жизни от сердечного приступа .

Семья

  • Жена — Мария Шнеерсон; дочь Ирина ( англ. Irene Trivas , 1930—2012) — художник-график, иллюстратор детских книг .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Декоратор

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 сентября 2021. 26 октября 2018 года.
  2. : Сестра отца — Мера Мордуховна (Мария Марковна) Тривас, зубной врач, проходила дознания по подозрению в революционной деятельности в Одессе и Санкт-Петербурге.
  3. В 1909—1912 годах имел разрешение на открытие книжного склада (в официальных документах этого периода указан как «Шендер Мордухович Тривас»). Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга: путеводитель. СПб: Российский государственный гуманитарный университет, 2013.
  4. Jeanpaul Goergen. . CineGraph - Lexikon zum deutschsprachigen Film. Дата обращения: 22 января 2013. 5 февраля 2013 года.
  5. . Дата обращения: 20 сентября 2021. 5 мая 2021 года.
  6. от 23 мая 2021 на Wayback Machine : Шендер Мордухович Тривас (по этому же адресу проживала его сестра, зубной врач М. М. Тривас).
Источник —

Same as Тривас, Виктор Александрович