Interested Article - Рёдер, Эми

Э.Рёдер Большая сидящая триполитанка (1963)

Эми Рёдер ( нем. Emy Roeder ; 30 января 1890 , Вюрцбург 7 февраля 1971 , Майнц ) — немецкая скульптор и художница - экспрессионистка .

Жизнь и творчество

Э. Рёдер родилась в 1890 году. Изучала искусство в Вюрцбурге, Мюнхене и, в 1912—1915, в мастерской скульптора Бернгарда Хётгера , в Дармштадте . Затем переехала в Берлин , где работала уже самостоятельно. В Берлине Э. Рёдер была членом ряда радикальных авангардистских художественных движений, в которые тогда входили многие известные мастера — в том числе её учитель Б. Хётгер, а также Рудольф Беллинг , Герберт Гарбе (за которого Э. Рёдер в 1919 выходит замуж) и др.

В 1920-е годы ознаменовались для Э. Рёдер большими творческими успехами. Она принимает участие в ряде берлинских выставок, художественная критика положительно оценивает её работы. Э. Гарбе-Рёдер и её супруг-скульптор находились в близких, дружеских отношениях с берлинской художественной элитой — К. Кольвиц , Э. Барлахом , К. Шмидт-Ротлуфом . В 1933 году Г. Гарбе добровольно вступает в НСДАП . В том же году семья Гарбе-Рёдер уезжает в Рим , откуда Г. Гарбе через год возвращается в Берлин уже один. Э .Рёдер остаётся в Италии , затем работает во Франции и Баварии . В 1936 она получает стипендию флорентийского дома художников Вилла Романа , которым тогда руководил Ганс Пуррман , и работает во Флоренции до 1944 года.

В 1937 году ряд работ Э. Рёдер (в том числе скульптура Беременная ) были нацистами отнесены в разряд дегенеративного искусства . В 1944 году, при освобождении Италии от фашистов, художница была арестована союзниками и отправлена в лагерь для интернированных, однако благодаря хлопотам Г. Пуррмана и историка Ф. Фольбаха была вскоре освобождена. В течение 4 послевоенных лет Э. Рёдер живёт и работает в Риме. Вернувшись в Германию в 1950, она получает в Майнце жильё и художественное ателье, предоставленные ей городскими властями в обмен на ведение преподавательской деятельности (до 1953). Позднее Э. Рёдер ведёт жизнь свободной художницы в этом городе, часто путешествуя (в Швецию , Грецию , Италию, по Северной Африке ).

В 1955 она принимает участие в выставке современного искусства documenta 1 в Касселе . Художественное собрание, принадлежавшее Э. Рёдер и состоявшее из её работ, а также произведений классиков немецкого экспрессионизма Эриха Хеккеля , Карла Шмидт-Ротлуфа, Ганса Пуррмана, и др., художница завещала своему родному городу Вюрцбургу.

К творческому наследию Э. Рёдер, работавшей в экспрессионистском художественном стиле, относятся в первую очередь скульптурные изображения-портреты. Особенно удавались ей женские и материнские образы. В работах её 1920-х годов чувствуется влияние Э. Барлаха. Другими важными темами в её творчестве были изображение животных, а также обнажённой натуры — как в рельефном, так и скульптурном исполнении. В своём раннем периоде Э. Рёдер работала с металлом и с деревом, позднее же создавала свои произведения только из бронзы.

Награды

  • 1920 — премия Прусской академии искусств
  • 1929 — премия города Кёльна в области ваяния (совместно с Германом Блументалем )
  • 1936 — премия Виллы Романо (Флоренция)
  • 1960 — орден «За заслуги» ФРГ
  • 1962 — большой приз города Майнца в области искусств; присвоение почётного членства Майнцского университета
  • 1963 — присвоение звания профессора искусств министерством культуры земли Северный Рейн-Вестфалия
  • 1966 — большая премия в области культуры города Вюрцбурга

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Emy Roeder // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Emy Roeder // — 1696.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118601776 // (нем.) — 2012—2016.

Литература

  • Beate Reese: Auf der Suche nach Ausdruck und Form. Emy Roeder (1890—1971) und die Plastik ihrer Zeit . ISBN 3-928155-48-2

Галерея

Источник —

Same as Рёдер, Эми