Хаддад, Вадей
- 1 year ago
- 0
- 0
Hadda ( пушту هډه ) — греко-буддийский археологический памятник, расположенный в десяти километрах к югу от города Джелалабад , в провинции Нангархар на востоке Афганистана .
Хадда была почти полностью разрушена в ходе гражданской войны в Афганистане .
Около 23 000 глиняных и гипсовых греко-буддийских скульптур были раскопаны в Хадде в 1930—1970-е годы. В находках сочетаются элементы буддизма и эллинизма в почти идеальном эллинистическом стиле.
Хотя стиль артефактов типичен для позднего эллинизма II или I века до нашей эры, скульптуры Хадды обычно датируются (хотя и с некоторой неопределенностью) I-м веком нашей эры или более поздним периодом (то есть одним или двумя веками позже). Это несоответствие можно объяснить сохранением позднеэллинистических стилей на протяжении нескольких столетий в этой части мира. Однако не исключено, что на самом деле артефакты были произведены в поздний эллинистический период.
Учитывая древность этих скульптур и техническую изысканность, указывающую на то, что художники хорошо знакомы со всеми аспектами греческой скульптуры, было высказано предположение, что греческие общины были непосредственно вовлечены в воздание скульптур, и этот район мог быть колыбелью зарождающейся буддийской скульптуры в индо-греческом стиле.
Стиль многих работ в Хадде в высшей степени эллинистический, и его можно сравнить со скульптурами, найденными в храме Аполлона в Бассах в Греции.
Название города Хадда берет свое начало от санскритского слова haḍḍa, «кость» или, возможно, haḍḍaka, прил., «(место) костей». Первая форма дала бы начало Haḍḍ в последующих наречиях северной Индии (и в древнеиндийских заимствованиях в современном пушту). Второе естественным образом дало бы начало форме Хадда и хорошо отражало бы веру в то, что в Хадде находилась костяная реликвия Будды. Термин haḍḍa встречается как заимствование в пушту (сущ. haḍḍ), и может отражать лингвистическое влияние первоначального доисламского населения этого района.
Считается, что самые старые из сохранившихся буддийских манускриптов — более того, самые старые из сохранившихся индийских манускриптов любого рода — были обнаружены в окрестностях Хадды. Датируемые I веком нашей эры, они, вероятно, они написаны на Гандхари с использованием письма Харотхи и были обнаружены в глиняном горшке с надписью на том же языке и тем же шрифтом. Они являются частью давно утерянного канона секты Сарвастивадин , которая доминировала в Гандхаре и сыграла важную роль в распространении буддизма в Центральной и Восточной Азии через Шелковый путь . Рукописи сейчас находятся в Британской библиотеке .
Тапа Шотор был большим буддийским монастырем Сарвастивадин. По словам археолога Раймонда Алчина , место Тапа Шотор предполагает, что греко-буддийское искусство Гандхары произошло непосредственно от искусства эллинистической Бактрии , как видно из Ай-Ханума .
Самые ранние постройки в Тапа Шотор (названные археологами «Тапа Шотор I») датируются индо-скифским царем Азесом II (35-12 гг. до н. э.).
Скульптурная группа, раскопанная на месте Хадды в Тапа-и-Шотор, представляет Будду в окружении идеально эллинистических Геракла и Тюхе , держащего рог изобилия . Единственная адаптация греческой иконографии состоит в том, что Геракл держит в руках удар Ваджрапани , а не свою обычную дубинку.
Согласно Тарзи, Тапа-и-Шотор с глиняными скульптурами оценивается III веком н. э, и представляет собой «недостающее звено» между эллинистическим искусством Бактрии, а поздние лепные скульптуры найденные в Хадде, как правило, относят к III—IV веку н. э. Скульптуры Тапа Шотор также современны многим ранним буддийским скульптурам, найденным в Гандхаре .
Монастырь Чахил-и-Гунди датируется IV—V веками нашей эры. Он построен вокруг ступы Чахил-и-Гунди, небольшой ступы из известняка . Большая часть останков ступы была собрана в 1928 году археологической миссией француза Жюля Барту из Французской археологической делегации в Афганистане, и был сохранен и воссоздан в сотрудничестве с Токийским национальным музеем . Сегодня останки выставлены в Музее Гиме в Париже .
Украшение ступы представляет собой интересный пример греко-буддийского искусства, сочетающего в себе элементы эллинистического и индийского искусства. Реконструкция состоит из нескольких частей, декорированного основания ступы, балдахина и различных декоративных элементов.
датируется IV—V веками нашей эры. Его раскопал Жюль Барту .
Один из его самых известных артефактов — это «Genie au Fleur», служащий Будде, который демонстрирует проявление эллинистических стилей, сегодня в Париже в музее Гиме .
обычно датируется III—IV веками нашей эры . В Баг-Гай много маленьких ступ с украшенными нишами .
обычно датируется III—IV веками нашей эры. Он был раскопан в 1926—1927 годах экспедицией под руководством Жюля Барту в составе французской археологической делегации в Афганистане.
Эта большая ступа находится примерно в 200 метрах к северо-востоку от современного города Хадда. Массон назвал его «Топе Калан» (Хадда 10), Барту — «Борж-и Кафариха», и теперь он обозначается как «Тапа Топе Калан».
Ступа в Топе Калане содержала более 200 в основном серебряных монет, датируемых IV—V веками нашей эры. Монеты включали сасанидские выпуски Вархрама IV (388—399 гг. н. э.), Яздагирда II (438—457 гг. н. э) и Пероза I (457 / 9-84 гг. н. э). Были также пять римских золотых солидов : Феодосий II (408-50 гг. н. э.), Маркиан (450—457 гг. н. э) и Лев I (457—474 гг.н. э). Многие монеты были также гуннскими имитациями сасанидских монет с добавлением тамги Алхон и 14 монет Алхона с линейками, показывающими характерные удлиненные черепа. Все эти монеты указывают на то, что ступа была построена в середине-конце V века.
{{
cite journal
}}
:
Cite journal требует
|journal=
(
справка
)
{{
cite journal
}}
:
Cite journal требует
|journal=
(
справка
)