Divot/Грузинский алфавит (версия Ouzo)
- 1 year ago
- 0
- 0
Грузинский феодализм ( груз. პატრონყმობა ) — система личной или вассального зависимости в древней и средневековой Грузии. Возникла из племенно-династической организации общества, на которую королевской властью была наложена официальная иерархия региональных губернаторов, местных чиновников и подчинённых. Считается, что его корни уходят в древнегрузинское или Иберийское общество эллинистического периода .
В средневековый период грузинский феодализм прошёл три отдельные фазы. В первый период, который, как считается, длился с VIII по XI век, грузинское общество было организовано как сеть личных связей, связывающих царя с дворянами различных сословий. К началу IX века в Грузии уже была развита система, в которой дань уважения обменивалась на бенефиций .
Второй период начался в XI веке и был апогеем грузинского феодализма. Эта система характеризовалась официально установленными отношениями между личными связями и владением территорией, при этом одни земли отдавались пожизненно (сакаргави), а другие — в отношениях между личными связями и оккупацией территории (мамули). Последние постепенно вытеснили первых, и земля постепенно перешла от условного владения к наследственному, процесс завершился только в конце XV века. Тем не менее, наследственная передача владения оставалась зависимой от отношений вассала со своим господином .
Это была также эпоха рыцарства , увековеченная в средневековых грузинских эпосах, в первую очередь в « Витязь в тигровой шкуре » Шота Руставели . Аристократическая элита этого периода делилась на два основных класса: высшие дворяне, чьё династическое достоинство и феодальные качества выражались в терминах тавади и соответственно; оба этих термина с XI по XIV века были синонимами с эристави , и все три термина относились к одному из высших дворян, « принцу ». Младшие вельможи, азнаури , были либо «дворянами расы» («мамасеулни или натесавит азнаурни»), либо «патентами» («агзеебулни азнаурни»), которые приобрели свой статус в определённых хартиях, изданных царём. Власть феодальной знати над крестьянством также увеличилась, земледельцы начали терять некоторую степень личной свободы, которой они раньше пользовались. Согласно одному современному закону, дворянин мог найти и вернуть беглого крестьянина в течение 30 лет после его бегства. Таким образом, в этот период грузинский феодализм по сути приобрёл форму типичного крепостного права .
Монгольское господство в XIII веке нанесло удар не только по процветанию и региональной гегемонии Грузии, но и остановило её социальную систему. После краткого возрождения XIV века наступили долгие сумерки. Постепенный процесс распада грузинской феодальной системы начался в XV веке и стал более заметным в XVI и XVII веках. Вассальные отношения часто оказывались под сомнением, их легитимность перестала составлять основу упавшей царской власти. Теперь соперничество между короной и её вассалами превратилось в борьбу между слабым государством и всё более независимыми князьями. К XVIII веку грузинская феодальная элита установила новую систему, известную как тавадоба: правление князей, в котором вассальная иерархия больше не имела существенной силы. Благодаря своей власти и царской слабости князья и знать смогли порвать со своим сувереном и стать правителями в своих провинциях. Зависимая знать, азнаури, разделилась на три группы: вассалы царя, вассалы тавади и вассалы католикосов; они стояли между крестьянством и знатью. Азнаури были связаны со своими повелителями сильнее, чем великие князья со своим царём .
Это иерархическое разделение грузинского феодального общества позже было систематизировано царём Вахтангом VI (1716–1724 гг.). Был узаконен « вергельд » или кровные деньги .
Во времена когда Грузия просила защиты Российской империи грузинское общество было жёстко иерархичным. Сравнительно большая часть, 5% населения, принадлежала к дворянству. Высшие круги общества были членами царской семьи Багратиони. Сразу под ними шли князья, тавади . В Королевстве Картли самыми престижными князьями были главы пяти «самых благородных» кланов — Орбелиани , Амилахвари , Цицишвили и двух кланов эристави — и мелик Сомхити . Члены этих кланов превосходили другие знатные кланы. Ниже князей находилась безымянная знать, азнаури , состоящая из «тахтис азнаури», зависимых от царя, и «мцире азнаури», зависимых от князей, «тахтис азнаури», и Церковь. Королевские вассалы, такие как « моурави », превосходили вассалов церкви, которые, в свою очередь, превосходили вассалов знати. Многие «азнаури» были довольно бедны и жили не лучше крестьян, но их статус предполагал определенные привилегии и освобождения от повинностей. До 1800-х годов грузинские князья не только обладали почти неограниченной властью над своими имениями и закрепленным крестьянством, но и обладали полицейской и судебной властью. Самый высокий чиновник, назначенный королем для управления городами и деревнями, «моурави», почти всегда был дворянином из высших слоев и часто занимал это положение как наследственную привилегию .
Позже прежняя основа грузинского общества, «патронкмоба» или отношения властелин-вассал, была заменена принципом «батонкмоба» (ბატონყმობა, от « батони »), что лучше всего может быть передано как «отношения собственник-крепостной». Кодекс Вахтанга просуществовал под властью России до 1840-х годов, когда феодальная система в Грузии была окончательно организована по образцу русского крепостного права .