Салищев, Константин Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Константин Алексеевич Панков (1910, д. Щекурья — сентябрь 1941) — советский ненецкий художник. Считается создателем «северного изобразительного искусства». В 1937 году на Всемирной выставке в Париже награждён золотой медалью Гран-при .
Константин Панков родился на Крайнем Севере в семье охотника. Его отец был ненцем, а мать манси. С детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины.
Поступил в Институт народов Севера в Ленинграде . Художественной студией института в то время руководили А. Успенский и Л. Месс. Они в полной мере осознали, насколько сложным и необычным был путь, пройденный их талантливым учеником, который всего два года назад был почти первобытным охотником.
За творческим ростом Панкова следили крупные мастера И.И. Бродский , В.М. Конашевич , В.В. Пакулин , Н.В. Тырса .
Панков и его товарищи по студии понятия не имели о давних традициях западного и русского искусства до самого приезда в Ленинград, просто потому что они никогда не видели картин. Может быть, Панкова следовало первым делом отправить на экскурсию в Эрмитаж и Русский музей и показать шедевры Рембрандта и Рубенса или Брюллова и Александра Иванова . Но Успенский и Месс не хотели торопить события, поскольку Панков никогда не видел даже фотографий, за исключением портретов в институте.
Как только началась Великая Отечественная война , Константин Панков был призван Смольнинским райвоенкоматом Ленинграда в ряды Красной Армии . Воевал в Ленинграде, был звукоулавливателем-слухачом в 4-й роте прожекторного батальона 194-го зенитного артполка . В сентябре 1941 года пропал без вести .
В работах Панкова очевидны отличия традиций «анонимного» искусства, фольклора, от современного визуального искусства .
Панков уникален в своем роде, потому что он, родившись охотником, сохранил народные представления о жизни и непосредственность тайги с современной техникой живописи и безупречным чувством цвета и композиции. Высокие эстетические качества картин молодого художника, их особый характер не могли, конечно, остаться незамеченными. Картины Панкова и его товарищей по студии были неоднократно напечатаны во многих журналах в тридцатые годы. Они украсили Павильон Крайнего Севера на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и советский павильон на Парижской выставке 1937 года . Тысячи и тысячи парижан при посещении советского павильона были глубоко впечатлены искусством малочисленных национальностей Советского Крайнего Севера, которым Октябрьская революция дала новую жизнь. Жюри выставки оценило работы художников Крайнего Севера, в частности, Панкова, который был удостоен Гран-при и золотыми медалями. Почетный диплом выставки, которым был награждён Институт народов Севера, хранится в Ленинградском музее Арктики.
Всего семь лет Панков работал профессиональным художником.
По словам Геннадия Гора ,
«картины Панкова — это размышление о своей земле с точки зрения цвета. На Крайнем Севере самолеты и самоходные сани можно увидеть рядом с санями, запряженными оленями. Даже в наши дни книги и телевизоры сосуществуют там с фольклором прошлых времен. Жизнь Панкова читается, как сказка. В молодости он катался на лыжах по родной тайге с песней на устах. Затем песня приняла форму картины, и таким образом претерпев метаморфозу, достигла Ленинграда, и Москвы, и Парижа».
Работы Панкова украшают Российский государственный музей Арктики и Антарктики , они сохранились в Русском музее, Тюменском областном музее изобразительных искусств .