Interested Article - Права ЛГБТ в Тунисе

Лесбиянки , геи , бисексуалы и трансгендеры (ЛГБТ) в Тунисе сталкиваются с правовыми проблемами, с которыми не сталкиваются жители страны, не относящиеся к ЛГБТ. Однополые сексуальные отношения как мужчин, так и женщин остаются вне закона.

Согласно докладу Государственного департамента США о правах человека в Тунисе за 2018 год, «власти иногда используют [закон против содомии] для задержания и допроса людей об их сексуальной деятельности и ориентации, как сообщается, иногда только на основании внешнего вида» .

ЛГБТ-тунисцы сталкиваются как с правовой, так и с социальной дискриминацией. Сообщения о неприятии в семье, насилии в общественных местах и самоубийствах довольно распространены .

История

Контекст

С конца XVIII века до начала XX века мужчины-гомосексуалисты, несмотря на стигму, выполняли в Тунисе, как и во всем арабо-мусульманском мире, социальные роли: они выступали посредниками между мужским и женским миром на свадебных торжествах, приглашались в дома мужчин в присутствии их жен и допускались в частные помещения женщин наравне со слепыми . Более того, гомосексуальные отношения были распространены при дворах беев и в аристократических семьях Туниса, как, например, в период Хафсидов , когда, согласно документам, большое количество «женоподобных» мужчин предлагали свою компанию придворным, представляясь певцами и танцорами , или как правитель-хуссейнит Мухаммад III ас-Садик , который открыто рассказывал о своих интимных отношениях со своим визирем Мустафой Бен Исмаилом .

Для среднего и бедного классов встречи проходили во всех возможных частных и общественных местах, таких как хаммамы , парикмахерские, завии , но чаще всего в местах, открытых для туристов, в таких как фондуки (прообраз современных хостелов), хаммамы и общежития . Более того, путешественник Жак Филипп Ложье де Тасси описал в своем дневнике в 1725 году , что « содомия очень распространена среди турок Алжира , деи, беи и начальники являются примером для подражания» .

Следует отметить, что содомия запрещена в тунисском обществе как между гомосексуальными, так и между гетеросексуальными парами. Действительно, на протяжении веков это была одна из немногих ситуаций, когда тунисская мусульманка имела право просить о разводе. Согласно народной культуре, когда женщина хотела расстаться с мужем, который занимался с ней содомией, она должна была пойти к кади и сесть на корточки в его присутствии, надев при этом обувь задом наперед, что означало, что муж встречается с ней как бы задом наперед .

Криминализация гомосексуализма

Ситуация изменилась для гомосексуалистов, особенно мужчин, незадолго до и после установления французского протектората .

До 1913 года

Гомосексуальные отношения, будь то между мужчинами или женщинами, всегда считались табу, скрытым явлением, которое тунисцы избегали обсуждать. Более того, политические и социальные институты активно ищут и осуждают не сколько гомосексуальность, а отсутствие согласия между двумя людьми . Историк Абдельхамид Ларгеш подтверждает эту гипотезу в своей книге Les Ombres de la ville ( рус . «Городские тени»), в которой он перечисляет все аресты за содомию, произошедшие в Тунисе в период с 1861 по 1865 год , которых насчитывается 62. По словам историка, почти все эти случаи были изнасилованиями .

Что касается регулирования, то для тунисских мусульман оно регулировалось шариатом , представленным кадиями в различных городах, которые в своих решениях обращались к судьям, принадлежащим к маликитскому обряду (в частности, для уроженцев Туниса) или ханафитскому (в большинстве случаев для тунисцев турецкого происхождения). В обоих случаях гомосексуализм теоретически наказывается как форма неповиновения заповедям Аллаха ( фасик ), но не как акт вероотступничества ( куфр ) .

В маликитском обряде подобное нарушение наказывается побиванием камнями. Одно из самых важных документальных подтверждений этого правила в тунисском мусульманском обществе относится к XIV веку в «Предисловии Сиди Халила», книге, написанной египетским юристом Халилом ибн Исхаком и адресованной мусульманам маликитского обряда в целом, но особенно мусульманам Африки. В 43-й главе, озаглавленной «Прелюбодеяние, кровосмешение, блуд и содомия», автор описывает сексуальные действия, которые являются незаконными и должны быть наказаны. Содомия описывается как «намеренное действие половозрелого, здравомыслящего, мусульманского человека, который вводит головку полового члена (или часть полового члена, равную длине головки полового члена) в естественные части лица, над которым он не имеет законного права, признанного докторами Закона [...] Совершение педерастии или содомии приравнивается к незаконному сожительству и подлежит законному наказанию или побиванию камнями» .

Тем не менее, подобное описание нарушения остается очень теоретическим и очень трудно применимым в реальной жизни, поскольку, согласно маликитской юриспруденции, акт содомии должен быть доказан либо признанием обвиняемого в количестве четырех раз и в четыре разных момента в присутствии судьи, либо показаниями четырех мужчин, мусульман, совершеннолетних, свободных и честных, видевших в одно и то же время, с одного и того же места, одно и то же .

Для последователей ханафитского обряда ситуация гораздо более гибкая и терпимая. Судьи имеют право выбирать между тюрьмой и поркой в качестве наказания для обвиняемых в содомии. Это основано на высказывании Абу Ханифы , основателя этого обряда: «Если бы Аллах хотел, чтобы лути [тот, кто совершает содомию] был предан смерти, Он бы указал это...» .

После 1913 года

Статья 212 проекта Уголовного кодекса в редакции 1912 года.

Первая версия нынешней статьи 230 появилась в Уголовном кодексе 1913 года, который был вдохновлен французским Уголовным кодексом 1810 года , хотя последний и не криминализировал содомию .

Этот кодекс, наряду с другими кодексами, является результатом работы комиссии по кодификации тунисских законов, созданной генеральным резидентом Рене Милле в сентябре 1896 года .

Рукописное примечание к статье 274, текст которой гласит: «Всякий, кто осужден за мужеложство, наказывается лишением свободы на три года без ущерба для более высоких наказаний, налагаемых в соответствии со случаями и различиями, предусмотренными в статьях».

Эта комиссия состояла из восьми членов, двое из которых были тунисцами (судья-ханафит и судья-маликит), и шести французов .

Согласно исследованиям в национальных архивах, первое упоминание о наказании за содомию появилось в виде рукописной заметки на полях раздела Attentats aux mœurs (рус. «Преступления против нравственности») предварительного проекта, который представлял собой будущую статью 274 .

В отличие от нескольких других добавленных предложений, предложение, касающееся статьи 274, не сопровождается подписью или пояснением, которые могли бы помочь идентифицировать автора .

В редакции проекта кодекса 1912 года эта статья была заменена на 212 в результате изменения местоположения всего раздела «Преступления против нравственности» . В окончательном варианте 1913 года раздел стал указываться под номером 230 по той же причине, с небольшим изменением формулировки .

Правление Зина аль-Абидина Бен Али

В 2008 году правительство Туниса было одним из соавторов заявления против резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи ООН 2008 года, призывающей к декриминализации однополых сексуальных отношений во всем мире .

Во время правления Зин аль-Абидина Бен Али с 1987 по 2011 год государство подвергало цензуре информацию о геях и лесбиянках и их страницы знакомств .

Период после Арабской весны

После Тунисской революции и выборов в Учредительное собрание Туниса в 2011 году бывший министр по правам человека и переходной юстиции Самир Дилу заявил по национальному телевидению, что «гомосексуальность - это не проблема прав человека, а заболевание, нуждающееся в медицинском лечении» . Amnesty International осудила это заявление

В июне 2012 года правительство отклонило рекомендацию Совета по правам человека ООН о декриминализации однополых сексуальных отношений, заявив, что это западная концепция, противоречащая исламу, тунисской культуре и традициям . Критики утверждают, что антигейское законодательство было принято во французском Тунисе, хотя в самой Франции в то время не было подобных законов .

Легальность однополых сексуальных отношений

Статья 230 Уголовного кодекса 1913 года (в значительной степени измененная в 1964 году) предусматривает тюремное заключение сроком до трех лет за частные акты содомии между взрослыми по обоюдному согласию .

Переодевание не является прямо незаконным, хотя трансгендеров, наряду с геями, часто обвиняют в нарушении статьи 226 национального Уголовного кодекса, которая запрещает «преступления против общественного приличия» .

7 декабря 2016 года двое тунисских мужчин были арестованы по подозрению в гомосексуальной активности в Сусе , их «анально обследовали» и заставили подписать признание в совершении «содомии». 11 марта 2017 года , находясь под залогом, они были приговорены к восьмимесячному тюремному заключению .

Местная ЛГБТ-ассоциация Association Shams сообщила, что после революции в Тунисе в 2011 году все большее число геев попадает в тюрьму: 127 в 2018 году, в отличие от 79 в 2017 году и 56 в 2016 году . По состоянию на апрель 2019 года, в 2019 году было произведено по меньшей мере 22 ареста .

6 июля 2020 года Human Rights Watch сообщила, что тунисский суд приговорил двух мужчин за гомосексуализм. Полиция арестовала двух мужчин по подозрению в однополом сексе 3 июня и попыталась подвергнуть обвиняемых анальному исследованию, очевидно, для использования в качестве доказательства по делу .

Принудительное анальное обследование

Правительство Туниса в прошлом использовало принудительное анальное обследования для определения того, совершали ли люди мужеложство . Эта практика подвергалась критике со стороны правозащитных групп и врачей . Если человек, обвиненный в гомосексуализме, отказывался от «анального обследования», власти рассматривали этот отказ как доказательство вины. В июне 2017 года 16-летний подросток был приговорен к четырем месяцам тюрьмы за гомосексуализм после отказа пройти «анальное обследование» .

В сентябре 2017 года министр Мехди Бен Гарбия согласился прекратить принудительные анальные обследования как доказательство гомосексуальности. Бен Гарбия заявил агентству Франс-Пресс , что власти по-прежнему могут проводить анальные обследования мужчинам, подозреваемым в гомосексуализме, но «эти обследования больше не могут быть навязаны силой, физической или моральной, или без согласия соответствующего лица» . Кроме того, он заявил, что Тунис «привержен защите сексуальных меньшинств от любой формы стигматизации, дискриминации и насилия», добавив, что «гражданское общество должно быть готово» к таким изменениям в мусульманской стране. Однако по состоянию на 2019 год отчеты местных правозащитных и ЛГБТ-ассоциаций подтверждают, что в течение 2018 и 2019 годов суды по-прежнему назначают анальные обследования, чтобы определить, является ли подозреваемый геем или нет .

Усилия по декриминализации

Ассоциация «Шамс» давно выступает за отмену статьи 230. Несколько гражданских организаций, таких как Тунисская ассоциация женщин-демократов, также добивались ее отмены .

В июне 2012 года министр по правам человека Самир Дилу отклонил рекомендацию Комитета ООН по правам человека о декриминализации Тунисом однополых сексуальных актов, заявив, что понятие «сексуальная ориентация характерно для Запада» и отменяется тунисским законодательством, которое «четко описывает Тунис как арабскую мусульманскую страну». В ответ на это Аманулла Де Сонди, доцент кафедры исламских исследований Университета Майами , сказал: «Похоже, что министр утверждает, что статья 230 направлена на поддержание ислама, однако это французский колониальный закон, который был навязан Тунису в 1913 году и не имеет ничего общего с исламом или тунисскими арабскими традициями» .

В 2014 году в Facebook была запущена кампания за отмену уголовных законов, применяемых против ЛГБТ в Тунисе. Представитель этой кампании выразил заинтересованность в создании зарегистрированной группы в Тунисе для проведения кампании за эти правовые реформы. Несколько НПО в Тунисе, в том числе Тунисская ассоциация женщин-демократов, обратились к правительству с просьбой отменить уголовный закон против гомосексуализма .

В октябре 2015 года министр юстиции Мохаммед Салех бен Аисса призвал к отмене главы 230 Уголовного кодекса, но быстро получил упрек от президента Туниса Беджи Каида Эс-Себси , который сказал: «Этого не будет» .

Международная неправительственная организация Human Rights Watch в марте 2016 года опубликовала доклад, в котором призвала правительство Туниса декриминализировать однополые связи по обоюдному согласию и отметила, что продолжающаяся дискриминация геев и мужчин, считающихся гомосексуалистами, приводит к серьезным нарушениям прав человека, «включая избиения, принудительные анальные обследования и частое унизительное обращение». Большая часть доклада была проинформирована об обращении с «Кайруанской шестеркой», шестью студентами в Кайруане , которые были задержаны и наказаны по статье 230 .

15 июня 2018 года Комитет по индивидуальным свободам и равенству, президентский комитет, состоящий из законодателей, профессоров и правозащитников, рекомендовал президенту Беджи Каиду Эс-Себси декриминализировать гомосексуальность в Тунисе. Депутат Бохра Белхадж Хмида сказала NBC News , что рекомендация комитета в отношении гомосексуализма «заключается в полной отмене статьи 230». Комитет предложил второй вариант - смягчение наказания до штрафа в 500 динаров (около 200 долларов) и отсутствие риска тюремного заключения . Комитет написал в своем отчете: «Государство и общество не имеют никакого отношения к сексуальной жизни среди взрослых людей... сексуальная ориентация и выбор отдельных людей являются неотъемлемой частью частной жизни» .

Предложение комиссии встретило сильную оппозицию со стороны социальных консерваторов, которые утверждают, что оно «искоренит тунисскую идентичность» и сравнили его с «интеллектуальным терроризмом» .

Признание однополых отношений

Семейный кодекс Туниса определяет брак как союз между мужчиной и женщиной в Тунисе ; однополые браки или гражданские союзы юридически не признаются .

В 2020 году тунисские власти одобрили воссоединение семьи однополой пары, поженившейся за границей, о чем первоначально сообщалось как о косвенном признании брака , но правительство повторило, что оно не признает однополые браки, и одобрение могло быть административным недосмотром .

Гендерная идентичность и самовыражение

В Тунисе нет юридического признания трансгендерных или гендерно неконформных людей.

22 декабря 1993 года Апелляционный суд Туниса отклонил просьбу женщины-трансгендера об изменении ее юридического пола с мужского на женский. В решении суда было заявлено, что изменение ее пола является «добровольной и искусственной операцией», которая не оправдывает изменение юридического статуса .

Гражданское общество и культура ЛГБТ

В 2015 году была создана Ассоциация Шамс ( араб. جمعية شمس ‎) как первая в Тунисе организация по защите прав ЛГБТ . 18 мая 2015 года Шамс получила официальное признание правительства в качестве организации . 10 декабря 2015 года, в Международный день прав человека, группа Шамс присоединилась к местным группам активистов, чтобы выразить протест против продолжающейся дискриминации ЛГБТ-сообщества Туниса .

Страница в Facebook, выступающая за права ЛГБТ в Тунисе, также имеет несколько тысяч «лайков» .

В Тунисе существует как минимум семь организованных групп по защите прав ЛГБТ: Ассоциация Шамс, Mawjoudin ( араб. موجودين ‎) , Damj , Chouf , Kelmty , Alwani (арабский: الواني) и Queer of the Bled .

В мае 2016 года несколько ЛГБТ-ассоциаций организовали небольшой прием в честь гей-прайда в Тунисе. Ассоциации также организовали мероприятия и публичные демонстрации в честь Международного дня борьбы с гомофобией в мае .

В декабре 2017 года начала вещание онлайн-радиостанция, ориентированная на ЛГБТ-сообщество, которая считается первой в своем роде в арабоязычном мире .

СМИ

В марте 2011 года в Тунисе был запущен первый онлайн-журнал для ЛГБТ-сообщества страны - Gayday Magazine . В журнале публикуются истории и интервью, связанные с сообществом страны, обложки издания состояли из английских и французских заголовков. В 2012 году Gayday был взломан: хакеры-гомофобы завладели электронной почтой издания, аккаунтами в Twitter и Facebook . Эти атаки произошли в разгар международной кампании, частью которой является журнал Gayday, чтобы привлечь внимание общественности к массовым убийствам эмо и геев в Ираке .

Фади Крудж — главный редактор и создатель журнала Gayday. Комментируя Международный день борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией в 2012 году, Фади сказал: «Тунисское ЛГБТ-сообщество в Тунисе начало мобилизовываться и незаметно формировать свою базу поддержки. Реакция на пока еще преимущественно онлайн-активность была встречена радикальными, гомофобными заявлениями нынешнего министра по правам человека Самира Дилу. Он назвал гомосексуальность психическим заболеванием, которое требует лечения и изоляции, а социальные ценности и традиции охарактеризовал как красные линии, которые нельзя переступать» .

Кинокультура

В ряде тунисских фильмов затрагивается тема однополого влечения: «Человек из пепла» (1986) , «Бедвин Хакер» (2003) , Fleur d'oubli (2005), The String (2010) и Histoires tunisiennes (2011).

В январе 2018 года успешно прошел фестиваль Mawjoudin Queer Film Festival. Он был организован ассоциацией Mawjoudin и стал первым в истории кинофестивалем, посвященным ЛГБТ-сообществу в Тунисе и всей Северной Африке . Второй фестиваль состоялся 22—25 марта 2019 года в центре Туниса .

Мужская проституция

Мужская проституция встречается на туристических курортах Туниса. В 2013 году Ронни Де Смет, бельгийский турист, был приговорен к трем годам тюремного заключения за попытку гомосексуального совращения в ходе, как он считает, подставной операции местной полиции с целью вымогательства денег. Де Смет был освобожден через три месяца .

Политика

В преддверии президентских выборов 2019 года адвокат и ЛГБТ-активист Мунир Баатур объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента, став первым геем, баллотирующимся в президенты в Тунисе и арабском мире .

Общественное мнение

Общественное мнение относительно прав ЛГБТ является сложным. Согласно опросу 2014 года, проведенному ILGA, 18% жителей Туниса выступали за легализацию однополых браков, 61% - против .

Во время телевизионного интервью в феврале 2012 года министр по правам человека Самир Дилу заявил, что «свобода слова имеет свои границы», гомосексуализм является «извращением», а геи нуждаются в «медицинском лечении» . Его комментарии были осуждены некоторыми представителями тунисского общества, которые разместили про-ЛГБТ-фотографии в социальных сетях .

Опрос общественного мнения, проведенный компанией Elka Consulting в 2016 году, показал, что 64,5% тунисцев считают, что «гомосексуалисты должны быть наказаны», а 10,9% сказали, что «гомосексуалисты не должны быть наказаны» .

Примечания

  1. (англ.) . NBC News . Дата обращения: 12 января 2022. 11 апреля 2019 года.
  2. Anne Crémieux. . — Paris: Editions L'Harmattan, 2014. — 1 online resource (272 pages) с. — ISBN 978-2-336-29943-3 , 2-336-29943-7.
  3. ʻAbd al-Ḥamīd. Arqash. . — Tunis: Cérès, 1992. — С. 63-65. — 185 pages с. — ISBN 9973-700-99-6 , 978-9973-700-99-5.
  4. Nizar Ben Saad. . — 1re édition 2019. — Тунис, 2019. — С. 38-53. — 233 pages с. — ISBN 978-9938-913-23-1 , 9938-913-23-7.
  5. Ramy Khouili. (фр.) . archive.wikiwix.com . Daniel Levine-Spound (2019). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  6. . www.un.org . Дата обращения: 12 января 2022. 3 августа 2018 года.
  7. Deutsche Welle (www.dw.com). (брит. англ.) . DW.COM . Дата обращения: 12 января 2022. 16 ноября 2018 года.
  8. (брит. англ.) . PinkNews | Latest lesbian, gay, bi and trans news | LGBT+ news (6 февраля 2012). Дата обращения: 12 января 2022. 28 марта 2019 года.
  9. . web.archive.org (2 марта 2012). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 2 марта 2012 года.
  10. (англ.) . Pride Legal . Дата обращения: 12 января 2022. 12 июня 2019 года.
  11. (англ.) . HuffPost (11 декабря 2014). Дата обращения: 12 января 2022. 31 декабря 2018 года.
  12. (англ.) . Instinct Magazine (5 июля 2017). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано из 5 июля 2017 года.
  13. (англ.) . PinkNews (14 марта 2017). Дата обращения: 12 января 2022. 28 марта 2019 года.
  14. (фр.) . Association Stop Homophobie (14 февраля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 28 марта 2019 года.
  15. (англ.) . The Guardian (30 апреля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  16. (англ.) . Human Rights Watch (6 июля 2020). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  17. (англ.) . MambaOnline (26 июля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 26 июля 2019 года.
  18. (англ.) . Erasing 76 Crimes (24 июня 2017). Дата обращения: 12 января 2022. 28 марта 2019 года.
  19. (англ.) . Erasing 76 Crimes (27 сентября 2017). Дата обращения: 12 января 2022. 28 марта 2019 года.
  20. Maher Chaabane. (фр.) . Webdo (17 мая 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 20 августа 2019 года.
  21. (англ.) . HuffPost (11 декабря 2014). Дата обращения: 12 января 2022. 31 декабря 2018 года.
  22. (англ.) . PinkNews (6 июня 2012). Дата обращения: 12 января 2022. 14 июня 2019 года.
  23. (фр.) . France 24 (7 октября 2015). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  24. (англ.) . Human Rights Watch (29 марта 2016). Дата обращения: 12 января 2022. 12 июня 2019 года.
  25. The New Arab & agencies. (англ.) . Al-Araby Al-Jadeed (20 июня 2018). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  26. . 25 июля 2019 года.
  27. (амер. англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  28. Condé Nast. (амер. англ.) . them. (28 апреля 2020). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  29. (амер. англ.) . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  30. . — Marseille, 2013. — 405 pages с. — ISBN 978-2-7099-1721-6 , 2-7099-1721-1, 978-2-8111-0850-2, 2-8111-0850-5. 18 декабря 2019 года.
  31. (англ.) . Al-Monitor . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  32. (англ.) . Erasing 76 Crimes (23 февраля 2016). Дата обращения: 12 января 2022. 20 апреля 2019 года.
  33. (англ.) . HuffPost (21 декабря 2015). Дата обращения: 12 января 2022. 7 октября 2016 года.
  34. Tunisiagays. (англ.) . Facebook . Дата обращения: 12 января 2022.
  35. Schnall, Noa Avishag (2019-05-14). . The New York Times (англ.) . из оригинала 12 января 2022 . Дата обращения: 12 января 2022 .
  36. (фр.) . Al HuffPost Maghreb (1 апреля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано из 1 апреля 2019 года.
  37. (фр.) . Al HuffPost Maghreb (21 июня 2019). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано из 21 июня 2019 года.
  38. (араб.) . Deutsche Welle (12 февраля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 13 января 2022 года.
  39. (фр.) . Nawaat (29 мая 2018). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  40. (араб.) . Inkyfada.com (10 октября 2015). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  41. (араб.) . Facebook . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  42. (араб.) . Facebook . Дата обращения: 12 января 2022. 13 января 2022 года.
  43. (араб.) . Facebook . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  44. (фр.) . Le HuffPost (8 августа 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  45. . www.societe.com . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  46. (англ.) . Bureau of Democracy, Human Rights and Labor (7 марта 2017). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 7 марта 2017 года.
  47. (англ.) . Reuters (27 декабря 2017). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  48. (англ.) . PinkNews . Дата обращения: 12 января 2022. 23 апреля 2019 года.
  49. (англ.) . PinkNews (15 марта 2012). Дата обращения: 12 января 2022. 28 марта 2019 года.
  50. (англ.) . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  51. (англ.) . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 12 января 2022. 13 января 2022 года.
  52. (англ.) . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  53. (англ.) . Mawjoudin Queer film festival . Дата обращения: 12 января 2022. 16 мая 2019 года.
  54. (фр.) . TN24.TN . Дата обращения: 12 января 2022. 27 марта 2019 года.
  55. Flanders News. (англ.) . vrtnws.be (7 января 2014). Дата обращения: 12 января 2022. 18 октября 2017 года.
  56. Leyal Khalife. (англ.) . StepFeed (4 июля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  57. (амер. англ.) . International Policy Digest (5 июля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  58. James Besanvalle. (брит. англ.) . Gay Star News (4 июля 2019). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  59. web.archive.org (31 августа 2017). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано из 31 августа 2017 года.
  60. (англ.) . Global Voices (17 февраля 2012). Дата обращения: 12 января 2022. 28 апреля 2015 года.
  61. (араб.) . أنباء تونس (2 марта 2018). Дата обращения: 12 января 2022. 27 мая 2019 года.
Источник —

Same as Права ЛГБТ в Тунисе