Разведывательное сообщество Сирии
- 1 year ago
- 0
- 0
Англика́нское сообщество ( англ. The Anglican Communion ) — всемирное объединение поместных (национальных) англиканских Церквей . Не существует единой «Англиканской Церкви», обладающей общей юрисдикцией, так как все национальные англиканские Церкви административно независимы и находятся в полном каноническом единстве с Церковью Англии , которая рассматривается как «Материнская церковь» ( mother church ) Сообщества по всему миру, и с её главным примасом Архиепископом Кентерберийским ( The Archbishop of Canterbury ) . Статус полного канонического единства означает, что между этими Церквями существует взаимное согласие по важнейшим доктринам и Причастие в каждой поместной Церкви возможно для каждого англиканина.
Объединяя около 77 миллионов последователей , англиканское сообщество является одним из крупнейших христианских сообществ в мире . Некоторые из церквей этого сообщества известны как Англиканские (то есть они точно признают свою историческую связь с Англией (Ecclesia Anglicana в переводе с латыни означает «Английская Церковь» или «Церковь Англии»); другие, как, например, Американская и Шотландская Епископальные Церкви, или Церковь Ирландии , предпочитают отдельные наименования. Каждая Церковь имеет свои собственные доктрину и литургию , и управляется местным примасом .
Архиепископ Кентерберийский , предстоятель Церкви Англии , не обладает официальной канонической или административной властью за её пределами, но он признается символическим главой Сообщества. По отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских церквей пользуется первенством чести ( primus inter pares — «первый среди равных»).
Англиканское сообщество считает себя частью Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви , одновременно Вселенской и Реформированной.
Как обособленная от Рима религиозная организация, Церковь Англии возникла в ходе Английской реформации на основании Акта о верховенстве 1534 ( The Act of Supremacy ) , принятого парламентом по настоянию Генриха VIII , который объявлял Короля «единственным верховным главою на земле Церкви Англии» . Король объявлялся Защитником веры ( Fidei Defensor ). В 1538 году была введена в официальное пользование «Великая Библия» ( The Great Bible ) — английский перевод Вульгаты . В июне 1539 года парламент Англии принял закон, известный как «Шесть статей» ( Six Articles ), который подтверждал основные доктринальные и канонические положения современного католицизма : пресуществление ; непричащение мирян Кровью Христовою; целибат духовенства; исполнение обетов целомудрия; разрешение частных месс; важность исповеди . Более радикальные реформы были позже осуществлены Архиепископом Кранмером ( Archbishop Cranmer ) при Эдуарде VI : «Сорок две статьи» ( The Forty-Two Articles ) ознаменовали пик кальвинистского влияния в Церкви Англии ; их составление было завершено в 1552 году (провозглашены Королевским Мандатом 19 июня 1553 ) . «Сорок две статьи», вследствие коронации католички Марии I , так и не были введены в действие.
К 1540 году завершилась ликвидация монастырей ( The Dissolution of the Monasteries ) и передача монастырских активов в ведение Короны. Церковная собственность в конечном итоге оказалась в руках английской аристократии, что создало экономическую базу для укоренения реформ и упрочения политического разрыва с папством .
После недолгой католической реакции в царствование Марии I Тюдор, в 1559 , при Елизавете I , был принят второй Акт о верховенстве 1559 . Акт подтверждал положения первого, но уточнял титул Монарха в отношении Церкви, каковой определялся как Верховный Правитель Церкви Англии ( Supreme Governor of the Church of England ).
Монарху принадлежит формальное право назначать Архиепископа и епископов по представлению премьер-министра , хотя фактическая процедура назначения сложна и многоступенчата. Примас Церкви Англии — Архиепископ Кентерберийский , который признаётся духовным лидером всего Сообщества, но не имеет административной власти за пределами Англии, кроме нескольких Церквей, которые предпочли остаться в его ведении. Значительная часть епископов Церкви Англии ex officio суть члены палаты лордов — так наз. духовные лорды ( Lords Spiritual ).
Старейший из существующих англиканских храмов за пределами Британских островов , Церковь св. Петра ( Бермудские острова ), был основан в 1612 (хотя современное здание было несколько раз перестроено за последнее столетие). Она также является старейшей из существующих протестантских церквей в Новом Свете . Она оставалась частью Церкви Англии до 1978 года , когда Англиканская Церковь Бермудских о-в отделилась от неё. Церковь Англии была государственной Церковью не только в Англии , но и во всех её заморских колониях.
Таким образом, единственными Церквами-членами нынешнего Англиканского сообщества, которые уже существовали к середине XVIII века были Церковь Англии, её ближайшая церковь-сестра — Церковь Ирландии ( англ. The Church of Ireland ) (которая также отделилась от Римско-католической церкви в правление Генриха VIII ) и Шотландская епископальная церковь , которая в XVII и XVIII веках была частично полулегальной (из-за подозрений в её симпатиях к якобитам ).
Расширение Британской Империи в XVIII и XIX веках также привело к расширению административных границ церкви. В начале, все эти Церкви в колониях находились под юрисдикцией Лорда-Епископа Лондона. После Американской революции , приходы нового независимого государства посчитали необходимым формально порвать с той церковью, чьим Верховным Правителем ( англ. The Supreme Governor of the Church of England ) был Британский монарх . Таким образом, после довольно дружелюбного отделения, они сформировали свои собственные диоцезы и национальную церковь, Епископальную Церковь Соединенных Штатов Америки .
Примерно в это же время в колониях, которые оставались связанными с Короной, Церковь Англии начала назначать колониальных епископов (colonial bishops). В 1787 был назначен епископ Новой Шотландии с юрисдикцией над всей Британской Северной Америкой; через некоторое время были назначены епископы в ряд городов современной Канады . В 1814 была создана кафедра епископа в Калькутте ; в 1824 году первый епископ был направлен в Вест-Индию , а в 1836 — в Австралию . К 1840 году Церковь Англии назначила всего десять колониальных епископов, но уже и это начинание сильно содействовало росту англиканства в мире. В 1841 был создан Колониальный Епархиальный совет (Colonial Bishoprics Council) и вскоре было создано большое количество диоцезов.
Со временем, появилась общая практика объединять эти диоцезы в Провинции и назначать для каждой из них митрополита ( англ. metropolitan или англ. metropolitan bishop ). В начале Церковь Англии была государственной церковью в большинстве колоний. Однако в 1861 было решено, что во всех колониях, за исключением тех, где она обладала особым государственным статусом, Церковь Англии будет обладать таким же юридически статусом, что и все остальные Церкви. Таким образом, колониальный епископ и колониальный диоцез отличались от епископов и диоцезов в Англии. Со временем епископов стали назначать сами местные церкви, а не поставлять их из Англии. Постепенно национальные синоды стали регулировать церковное законодательство независимо от Церкви Англии.
Важным шагом в развитии современного Сообщества стала идея Ламбетских Конференций . Эти конференции демонстрировали, что епископы разных Церквей могут проявлять единство Церкви через епископальную коллегиальность в отсутствие всеобщих юридических связей. Некоторые епископы очень неохотно посещали эти конференции из опасения, что подобное собрание может провозгласить себя Собором с властью создавать и регулировать церковное законодательство. Поэтому, была достигнута договоренность принимать лишь резолюции, носящие рекомендательный характер. Ламбетские конференции стали проводить примерно каждые десять лет с 1878 (вторая подобная конференция), и по сей день они остаются наиболее зримыми символами единства всего Сообщества.
Англиканское сообщество не представляет собой юридической структуры и не имеет каких-либо специальных органов, на которые возложена задача управления и контроля над церквями. В Лондоне под эгидой Архиепископа Кентерберийского функционирует Канцелярия Англиканского сообщества, играющая, однако, лишь организационную и вспомогательную роль. Сообщество объединено общей историей, традицией, структурой и участием в международных совещательных органах.
Три фактора обеспечивают единство Англиканского сообщества: единая организационная структура церквей, входящих в Сообщество, представляющая собой епископальную иерархию , поддерживаемую через апостольское преемство и синодальное управление; принципы вероучения, отраженные в литургии и принятых молитвенниках; исторические документы и труды богословов, повлиявшие на традицию Сообщества.
Изначально Церковь Англии была самостоятельной, самодостаточной Церковью, строившей свою идентичность на собственной истории и поддерживавшей своё единство посредством воспроизведения епископальной структуры и сохранения своего положения в качестве государственной церкви. Епископальная структура была чрезвычайно важна для сохранения внутреннего единства Сообщества ввиду важности роли, которую играли епископы в поддержании кафоличности и экуменизма.
На ранней стадии своего развития Церковь Англии разработала собственную книгу молитв, получившую название « Книга общих молитв » (The Book of Common Prayer) и сделанную обязательной « Актами о единообразии ». Англиканская традиция формировалась не под влиянием какого-либо высшего теологического органа и не была связана с каким-либо отцом-основателем, напротив — она всегда обращалась именно к Книге общих молитв как к источнику своей теологии и практики. Это привело к формированию принципа «lex orandi, lex credendi» («закон молитвы — закон веры», досл.), ставшего краеугольным камнем Англиканской традиции.
Острый конфликт между протестантами и католиками в XVII веке привел к тесному сплочению многих протестантских церквей с очень разными доктринами и принципами, но готовых принять очень широкие границы допустимых расхождений. Эти границы были установлены в соответствующих частях молитвенных книг, а также в « 39 статьях ». Эти статьи сильно повлияли на традицию Сообщества, которая была развита и укреплена такими теологами как Ричард Хукер , Ланселот Эндрюс и Джон Коузин.
С расширением Британской Империи и распространением англиканства за пределами собственно Великобритании и Ирландии, Сообщество встало перед проблемой разработки новых механизмов поддержания внутреннего единства. Таким механизмом стали Ламбетские конференции епископов Сообщества, первая из которых была созвана в 1867 году Архиепископом Кентерберийским Чарльзом Лонгли (Charles Longley). Конференции эти не были направлены на ущемление внутренней автономии появляющихся провинций, а на «обсуждение вопросов, представляющих практический интерес, а также того, что мы полагаем, может стать необходимым в качестве направляющих ориентиров будущей деятельности».
Как уже было отмечено, Англиканское сообщество не имеет международной юридической структуры. Роль Архиепископа Кентерберийского является чисто символической, а три международных организации Сообщества являются консультативными и сотрудничают друг с другом, однако их резолюции не носят обязательного характера для независимых провинций Сообщества. Однако, вместе четыре этих института функционируют как «Институты управления Сообществом», так как все церкви Сообщества в ним участвуют. В порядке древности, «Институты управления Сообществом» это:
Все тридцать восемь Провинций Англиканского сообщества являются независимыми, каждая со своим примасом и управляющими структурами. Провинции могут представлять собой национальные церкви (как в Канаде , Уганде или Японии ), или региональные церкви (как в Вест-Индии , Центральной Африке или Юго-Восточной Азии ).
В Соединенном Королевстве существует четыре Церкви, входящих в Сообщество: Церковь Ирландии , Шотландская епископальная церковь , Церковь Уэльса и Церковь Англии .
Тридцать восемь Провинций Англиканского сообщества:
|
|
Кроме того, в Сообщество входят шесть церквей (extra-provincial churches), не входящих в провинции, пять из которых находятся под юрисдикцией Архиепископа Кентерберийского:
В Соединённых Штатах Америки англиканская церковь именуется Епископальной церковью США ( англ. The Episcopal Church ); насчитывает около 2-х миллионов 300 тысяч членов .
С 1990-х позиция Епископальной Церкви США по рукоположению гомосексуалов и однополым бракам и неприятие её другими Церквами — прежде всего в Африке и Азии — основной источник раздоров между разными поместными Церквами Англиканского сообщества. В 2007 году со стороны ряда епископов церкви в США высказывалась готовность пойти на разрыв (схизму) для сохранения «либеральных» принципов . На состоявшемся в феврале 2007 в Дар-эс-Саламе съезде Предстоятелей Англиканских Церквей , церкви в США был фактически предъявлен ультиматум засвидетельствовать до 30 сентября своё неприятие «гомосексуальной практики», и не совершать благословений однополых браков и не совершать более хиротоний открытых гомосексуалов .
Консервативная часть церкви в США сочла, что она подвергается изоляции и вытеснению из Епископальной церкви .
20 марта 2007 в США , в городе , штат Техас , епископы Епископальной церкви отвергли ультиматум съезда в Дар-эль-Саламе , заявив, что он имеет черты «колониализма, от которого Епископальная Церковь освободилась», и заменяет местное самоуправление мирян папистской моделью — «решениями далёкой и неподотчётной группы прелатов». Тем не менее, заявление выражает «страстное желание оставаться в полном общении как с Англиканским сообществом, так и Епископальной церковью».
Возможное отпадение Епископальной церкви от Сообщества чревато резким сокращением финансирования центральных международных программ Сообщества, около трети бюджета которого составляет вклад членов Церкви США .
25 сентября 2007 в Новом Орлеане завершилось заседание Палаты епископов Генеральной конвенции — законодательного и управляющего органа Епископальной церкви США. Было принято решение «воздерживаться от посвящения в епископский сан людей, чей образ жизни является вызовом для церквей, входящих в Содружество» .
19 июля 2008 года в Кентербери ( Англия ) открылась Ламбетская конференция — всемирный съезд англиканских епископов, проводимый каждые 10 лет; около 200 епископов отказались участвовать в конференции, некоторые из них — в знак протеста против «либеральных тенденций», поддерживаемых Генеральным синодом Церкви Англии . Конференция завершилась тем, что архиепископ Кентерберийский призвал ввести пятилетний мораторий на рукоположение открытых гомосексуалов .
Капелланства Церкви Англии в России зарегистрированы Минюстом РФ в 1992 , как «Англиканская церковь». Капеллан англиканской церкви св. Андрея в Москве обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку , Тбилиси , Ереване . Капелланства в России (всего их три: в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке) входят в Диоцез Гибралтара в Европе .