Федо́ра Барбье́ри
(
итал.
Fedora Barbieri
;
4 июня
1920
,
Триест
—
4 марта
2003
,
Флоренция
) — итальянская оперная певица, драматическое
меццо-сопрано
, одна из крупнейших певиц своего времени
, знаменитая исполнительница
вердиевского
репертуара
.
Биография
Федора Барбьери училась пению под наставничеством Ф. Бугамелли и Л. Тоффоло. На конкурсе в Театре Коммунале во Флоренции выиграла стипендию и завершила свою вокальную и сценическую подготовку под руководством Джулии Тесс.
4 ноября 1940 года Федора Барбьери впервые вышла на театральную сцену и с большим успехом у публики и у критики исполнила партию Фидальмы в «
»
Чимарозы
в Театре Коммунале
. На следующий вечер она пела Азучену в
«Трубадуре»
, заменив неожиданно заболевшую
. Для Барбьери это был двойной триумф, открывший для неё двери наиболее престижных театров Италии и других стран, утвердивший её как наиболее значительный голос
меццо-сопрано
и
контральто
тех лет.
С 1942 года Барбьери пела в
Ла Скала
, где с успехом дебютировала с партией Мег Пейдж в «
Фальстафе
». В
Метрополитен-опера
Барбьери впервые выступила в роли Эболи в опере «
Дон Карлос
» в 1950 году и за свою карьеру выходила на эту сцену 95 раз в 11 ролях. Певица была участницей и первого представления «Дона Карлоса» в известной постановке Висконти в Ковент-Гардене в 1958 году. Выступала до конца 1980-х. В 1982 году Барбьери сыграла роль Мамы Лючии в фильме-опере
Ф. Дзефирелли
«
Сельская честь
». Эту партию актриса спела на бенефисе в честь 60-летия творческой деятельности в 2000 году во Флоренции
.
В 1991 году Федора Барбьери дебютировала в качестве режиссёра, поставив с большим успехом в оперном театре города
Лодзи
, в Польше, «Сельскую честь»
П. Масканьи
. До конца жизни выступала в концертах, проводила мастер-классы. Барбьери была бессменным членом жюри Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Федора Барьбьери была замужем за музыкальным режиссёром Луиджи Барцолетти, принимавшим участие в организации ей карьеры и умершим раньше неё. Супруги имели двоих сыновей
.
Елена Образцова организовала Международный конкурс меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери в Санкт-Петербурге (2012)
.
Творчество
Федора Барбьери обладала сильным голосом тёплой окраски с богатым нижним регистром, достойным голосов её партнёров по сцене —
Марии Каллас
,
Юсси Бьёрлинга
,
Чезаре Сьепи
,
Джузеппе ди Стефано
,
Тито Гобби
,
Бориса Христова
. Репертуар певицы включал более ста партий
. В книге «Вокальные параллели»
Дж. Лаури-Вольпи
безупречную вокальную технику, пластичность и чувство вокальной формы певицы
.
По складу дарования ей были ближе драматические партии — Азучена, Амнерис; Эболи, Ульрика («Дон Карлос», «Бал-маскарад»), Кармен, Далила. Мастерство Барбьери как комедийной артистки раскрылось в партиях Квикли («Фальстаф»)
.
Помимо выдающихся вокальных данных, Федора Барбьери отличалась актерской многогранностью и сценическим артистизмом, принёсшими ей признание и восхищение самых крупных дирижёров того времени:
Артуро Тосканини
,
Вильгельма Фуртвенглера
,
Виктора де Сабата
,
Димитриса Митропулоса
,
Артур Родзинский
,
Леонард Бернстайн
,
Туллио Серафин
,
Джанандреа Гаваццени
,
Герберт фон Караян
,
Клаудио Аббадо
, самых знаменитых режиссёров:
Лукино Висконти
,
Франко Дзеффирелли
, Вильгельма Пабста,
Жан-Пьера Поннеля
.
Среди многочисленных наград Федоры Барбьери — «Рыцарский Орден Командора» (Великобритания), «Кавалер Большого Креста» (Италия, 2000).
Записи
Студийные записи
-
Un ballo in maschera
(«
Бал-маскарад
»
Дж. Верди
) —
Б. Джильи
,
М. Канилья
,
Дж. Беки
; дирижёр
Т. Серафин
— EMI, 1943
-
La Cenerentola
(«
Золушка
»
Дж. Россини
) — фильм, только голос, 1948
-
La Gioconda
(«
Джоконда
»
А. Понкьелли
) —
М. Каллас
,
Дж. Поджи
,
,
; дирижёр
А. Вотто
— Cetra, 1952
-
Il trovatore
(«
Трубадур
» Дж. Верди) —
Ю. Бьёрлинг
,
З. Миланова
,
Л. Уоррен
,
; дирижёр
— RCA, 1952
-
La Favorita
(«
Фаворитка
»
Г. Доницетти
) —
Дж. Раймонди
,
, Дж. Нери; дирижёр А. Куеста — Cetra, 1954
-
Aida
(«Аида» Дж. Верди) — З. Миланова, Ю. Бьёрлинг, Л. Уоррен,
Б. Христов
; дирижёр
И. Перля
— RCA, 1955
-
Aida
— М. Каллас,
Р. Такер
,
Т. Гобби
,
; дирижёр Т. Серафин — EMI, 1955
-
Il trovatore
—
Дж. ди Стефано
, М. Каллас,
Р. Панераи
, Н. Заккария; дирижёр
Г. фон Караян
— EMI, 1956
-
Un ballo in maschera
— Дж. ди Стефано, М. Каллас, Т. Гобби; дирижёр А. Вотто — EMI, 1956
-
Falstaff
(«
Фальстаф
» Дж. Верди) — Т. Гобби, Р. Панераи,
Э. Шварцкопф
,
А. Моффо
,
Л. Альва
; дирижёр Г. фон Караян — EMI, 1956
-
Suor Angelica
(«
Сестра Анджелика
»
Дж. Пуччини
) —
В. де Лос Анхелес
; дирижёр Т. Серафин — EMI, 1957
-
Il barbiere di Siviglia
(«
Севильский цирюльник
» Дж. Россини) (Берта) —
Ш. Милнз
,
Б. Силлз
,
Н. Гедда
,
Ренато Капекки
,
Р. Раймонди
; дирижёр
Дж. Ливайн
— EMI, 1974
Live
-
Adriana Lecouvreur
(«
Адриана Лекуврёр
»
Ф. Чилеа
) (фрагм.) — М. Каллас, Б. Джильи; дирижёр
Э. Паницца
—
Буэнос-Айрес
, 1948
-
Il trovatore
(фрагм.) — Б. Джильи, М. Канилья; дирижёр Э. Паницца —
Буэнос-Айрес
, 1948
-
Don Carlo
("
Дон Карлос
Дж. Верди) — Ю. Бьёрлинг,
Ч. Сьепи
,
Р. Меррилл
; дирижёр
Ф. Штидри
—
Метрополитен-опера
, 1950
-
Messa di requiem
(«
Реквием
» Дж. Верди) —
, Дж. ди Стефано, Ч. Сьепи; дирижёр
А. Тосканини
—
Карнеги-холл
, 1951
-
Don Carlo
— Р. Такер,
Дж. Хайнс
, Д. Ригал, П. Сильвери; дирижёр Ф. Штидри — Метрополитен-опера, 1952
-
Don Carlo
—
,
Н. Росси-Лемени
,
, М. Педрини; дирижёр
—
Генуя
, 1953
-
Medea
(«Медея (опера Керубини)|Медея»
Л. Керубини
) — М. Каллас,
; дирижёр
Л. Бернстайн
—
Ла Скала
, 1953
-
La forza del destino
(«Сила судьбы» Дж. Верди) —
М. дель Монако
,
Р. Тебальди
,
, Ч. Сьепи; дирижёр
Д. Митропулос
— Флоренция, 1953
-
Guerra e pace
(«
Война и мир
»
С. Прокофьев
) —
Ф. Корелли
,
Э. Бастианини
,
,
; дирижёр
А. Родзинский
— Флоренция, 1953
-
Don Sebastiano
(«
» Г. Доницетти) — Дж. Поджи, Дж. Нери, Э. Маскерини; дирижёр
К. М. Джулини
— Флоренция, 1955
-
Aida
—
А. Стелла
, Ф. Корелли, А. Кольцани; дирижёр
В. Гуи
—
Неаполь
, 1955
-
Il trovatore
—
, А. Стелла, А. Протти,
; дирижёр Ф. Капуана — Неаполь, 1957
-
Don Carlo
—
Дж. Викерс
, Б. Христов, Т. Гобби, , con
Jon Vickers
, Boris Christoff,
Tito Gobbi
; дирижёр К. М. Джулини dir. Carlo Maria Giulini —
Лондон
, 1958
-
Il trovatore
— Ф. Корелли,
,
; дирижёр
— Неаполь, 1960
Видео
-
Falstaff
—
Дж. Таддеи
, С. Коломбо, Р. Картери, А. Моффо, Л. Альва; дирижёр Т. Серафин — RAI, 1956
-
Il trovatore
—
Л. Генджер
, М. дель Монако, Э. Бастианини; дирижёр
— Hardy Classics/RAI, 1957
-
Andrea Chenier
(«
Андре Шенье
»
У. Джордано
) —
П. Доминго
,
Г. Бенячкова
,
П. Каппуччилли
; дирижёр
— Deutsche Grammophon, 1981
-
Cavalleria rusticana
(Мама Лючия) —
Е. Образцова
, П. Доминго,
Р. Брузон
; дирижёр
Ж. Претр
, режиссёр
Ф. Дзефирелли
— Deutsche Grammophon, 1982
Примечания
-
(неопр.)
. Классическая музыка (4 декабря 2010). Дата обращения: 26 декабря 2015. Архивировано из
27 декабря 2015 года.
-
↑
Wolfgang Saxon.
(англ.)
. The New York Times (7 марта 2003). — Obituary. Дата обращения: 26 декабря 2015.
27 декабря 2015 года.
-
↑
Alan Blyth.
(англ.)
. The Guardian (19 марта 2003). — Obituary. Дата обращения: 26 декабря 2015.
27 декабря 2015 года.
-
↑
Акопян Л. О.
Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. —
М.
: «Практика», 2010. — 855 с. —
2500 экз.
—
ISBN 978-5-89816-092-0
.
-
Корябин И.
(неопр.)
. OperaNews.ru. Дата обращения: 26 декабря 2015.
5 января 2016 года.
-
Chris Pasles.
(англ.)
. Los Angeles Times (9 марта 2003). — Obituary. Дата обращения: 26 декабря 2015.
27 декабря 2015 года.
-
Тамбовская Н.
(неопр.)
.
Независимая газета
(27 октября 1999). — Интервью с Федорой Барбьери. Дата обращения: 26 декабря 2015.
27 декабря 2015 года.
-
Лаури-Вольпи Дж.
Вокальные параллели / пер. с итал. Ю. Н. Ильина. —
Л.
: Издательство "Музыка", 1972.
-
(неопр.)
. www.belcanto.ru. Дата обращения: 29 сентября 2019.
29 сентября 2019 года.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|