Interested Article - Маньелли, Альберто
- 2021-02-01
- 2
Альберто Маньелли ( итал. Alberto Magnelli , род. 1 июля 1888 г. Флоренция — ум. 20 апреля 1971 г. Мёдон , пригород Парижа ) — итальянский художник, один из крупнейших представителей конкретного искусства в Италии.
Жизнь и творчество
Альберто Маньелли был художником-самоучкой. Профессионально начинает заниматься живописью с 1907 года. Участник венецианского биеннале в 1909 году. Во Флоренции А.Маньелли в своём раннем творчестве известен как фовист , единомышленник Джино Северини и Арденго Соффичи . В 1914 году он приезжает в Париж, где знакомится с такими мастерами, как Пабло Пикассо , Фернан Леже , Александр Архипенко и открывает для себя кубизм . Был дружен с Гийомом Аполлинером . По признанию самого Маньелли, изучение работ современных ему французских художников тогда, в Париже, было единственным в его жизни художественным образованием.
Около 1915 года А.Маньелли обращается к абстрактной живописи, создавая также свои произведения в стилях кубизма и футуризма . После окончания Первой мировой войны художник на некоторое время возвращается к фигуративной живописи и отдаляется от итальянского авангарда, в целом симпатизировавшего фашистскому движению Муссолини , в отношении к которому А.Маньелли был в оппозиции. Первая персональная выставка А.Маньелли прошла во флорентийской галерее Матерасси в 1921 году. В 1931 году художник вновь начинает работать в абстрактном стиле, присоединяясь к движению Конкретное искусство . Он приезжает в Париж и входит в состав группы Abstraction-Création , устанавливает дружеские отношения с Василием Кандинским , Гансом Арпом и Софьей Тойбер . В 1934 году проходит его первая персональная выставка в Париже (галерея Пьера), в 1937 — первая персональная выставка в США, в нью-йоркской галерее Ниендорф. После оккупации фашистской Германией Франции в 1940 году А.Маньелли, вместе со своей будущей женой Сьюзи Герсон, живёт на юге Франции, в Грасе , где тогда поселилась и работала колония близких ему художников, в том числе и супруги Арп. Большая часть этой группы, включая Сьюзи Герсон, были евреями, так что художники жили в постоянном страхе репрессий со стороны местных коллаборационистских властей.
После окончания Второй мировой войны А.Маньелли возвращается в Париж, где и живёт до конца своих дней. Он становится широко известен как один из крупнейших представителей «конкретного искусства», оказывает влияние на творчество таких художников, как Виктор Вазарели , Никола де Сталь , Хелио Ойтисика . Работы А.Маньелли участвуют в выставках современного искусства documenta I (1955) и documenta II (1959) в Касселе . В 1950 году он участвует в биеннале в Венеции . На биеннале в Сан-Паулу в 1951 году ему присуждается вторая премия. В 1954 году в Брюсселе, во Дворце изящных искусств организуется первая ретроспективная выставка работ А.Маньелли. В 1963 году в Цюрихе проходит его крупнейшая ретроспектива, посвящённая 75-летию со дня рождения мастера.
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- ↑ Alberto Magnelli // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- (англ.)
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #118865773 // (нем.) — 2012—2016.
Литература
- Guida all’arte moderna, Roberto Salvini, Aldo Garzanti, 1956
- Giuseppe Mazzariol, Pittura italiana contemporanea , Istituto italiano d’arti grafiche, Bergamo, 1958
- Michel Seuphor, Pittori Astratti, Il Saggiatore, Milano, 1962
- Mendes M., Alberto Magnelli, Edizioni dell’Ateneo, Roma, 1964
- Magnelli, ardoises et collages , Paris, Centre Georges Pompidou, 1986
- Alberto Magnelli , Paris, Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou, 1989
- Alberto Magnelli, 1888—1971 , Künzelsau, Museum Wurth / Verlag Paul Swiridoff, 2000
- Aberto Magnelli, Da Firenze a Parigi , Reggio Emilia, Palazzo Magnani / Skira, 2006
Ссылки
- 2021-02-01
- 2