Interested Article - Архиепархия Бара

Архиепархия Бара или Архидиоцез Бара ( лат. Archidioecesis Antibarensis , черног. Barska nadbiskupija ) — архидиоцез Римско-католической церкви , включающий в себя большую часть территории Черногории , ведущий свою историю с VIII века . Архиепископ Бара с XV века носит духовный титул примаса Сербии.

Юрисдикция

История

Епархия Бара

Распространение христианства на территории современной архиепархии Бара связано с образованием Диоклейской (Дуклянской) епархии, первый известный епископ которой, по имени Эвандр, упоминается как участник Халкидонского собора 451 года ( Evandrus episcopus civitatis Diocliae definiens subscipsi ). Однако достоверно время образования Диоклейской епархии неизвестно. В 732 году император Лев III Исавр передал митрополию Диррахия ( Восточный Иллирик ), включавшую в то время в себя и территорию современной Черногории, из юрисдикции римского папы в подчинение константинопольского патриарха. Этим годом датируется дошедший до нас перечень 15-ти суффраганов митрополии, среди которых были Диоклейская, Скадарская , Олциниумская и Барская епархии .

Печать князя (ок. 970—990)

В начале IX века на территорию Барской епархии первыми для осуществления миссионерской деятельности среди славянских племён, заселивших адриатическое побережье Балкан в VII веке, пришли монахи- бенедиктинцы , которые основали здесь свои многочисленные монастыри, храмы, школы и больницы (например, ( XI век )) и своим трудом по мелиорации и возделыванию земель содействовали возрождению экономического значения Барского поля. При императоре Василии I Македонянине (867—886) начался процесс интенсивной христианизации славянских племён со стороны Византии. В середине X века на территории современной Черногории возникло славянское княжество Дукля , столица которого первоначально располагалась в районе Бара . Дуклянская знать к этому времени была уже в достаточной мере христианизированной, к примеру, князь- архонт (правил ок. 970—990) возводил церкви и поместил на свою печать лик Богородицы, а его сын и наследник Йован Владимир , вероломно убитый болгарским царём Иваном Владиславом в 1016 году, был вскоре причислен к лику святых .

Учреждение архиепархии

Вопросы церковной юрисдикции Барской епископии в IX—X веках и идентификация митрополии , к которой она относилась в тот период, остаются неясными. Вероятно, в это время на какой то срок была учреждена Диоклейская (Дуклянская) архиепархия, в состав которой вошло и Барское епископство. После смерти князя Йована Владимира, по всей видимости, Дуклянская архиепархия вновь была понижена до статуса епархии и вместе с Барским епископством вошла в состав Салонской архиепархии . Очевидно, эта перемена не устраивала иерархов Восточного Иллирика и правителей молодого Дуклянского государства, и папу римского забросали прошениями о возврате собственной митрополии. В качестве одного из оснований приводился трагический случай: между 1030 и 1050 годами четыре местных епископа (Барский, Олциниумский , Которский и Свачский ) отправились вместе на одном корабле на церковный собор в центр митрополии , попали в шторм и затонули у острова Хвар . Существует мнение, что одно из подобных прошений было направлено папе дуклянским князем Воиславом (Доброславом) , поднявшим восстание против Византии, добившимся независимости Дукли и существенно расширившим её границы .

в . Современная реконструкция

В период правления князя Михайло Воиславлевича в 1054 году происходит раскол христианской церкви на православную и католическую, при этом Дуклянское княжество остаётся в церковной юрисдикции Римско-католической церкви . Продолжавшееся военное противостояние с Византией способствовало дальнейшему сближению Дукли с Римом и в 1077 году в Баре папа Григорий VII пожаловал Михайло титул «короля славян» ( Rex Sclavorum ). Это, в свою очередь, сделало наиболее актуальным вопрос создания в новом королевстве собственной церковной митрополии, чего Михайло неуклонно добивался. Следующий король Дукли Константин Бодин , воспользовавшись раздорами в римской курии, добился от антипапы Климента III желаемого решения. В 1088 году епископ Бара Петар прибыл в Рим и вручил Клименту III прошение об учреждении в Дукле архиепархии. 8 января 1089 года антипапа Климент своей буллой учредил Диоклейско-Барскую архиепархию ( Arhiepisco Diocliensis atque Antibarensis Ecclesiae ). В этом документе подчёркивалось, что новая архиепархия является правопродолжательницей бывшей Диоклейской митрополии, а новый архиепископ обладает традиционными правомочиями архиепископов Диоклеи как их правопреемник. Епископу Петару были посланы архиепископские облачения как символ его нового статуса. В церковную юрисдикцию новой митрополии вошли епархии Диоклеи, Бара, Котора, Олциниума, Свача, Скадара , Дриваста , , Рашки , Боснии и Травунии , а также все монастыри «как далматинцев, так и греков и славян» ( omnia monasteria tam Dalmatinorum quam Grecorum atque Sclavorum ). Архиепископ Петар наделялся привилегией «нести перед собою крест за всё королевство Дукля» ( crux per omne regnum Diocliae feratur ante te ). Кафедральным храмом архиепархии стал в Баре .

Споры о юрисдикции

Учреждение Барской архиепархии со столь обширной церковной юрисдикцией вызвало резкое недовольство соседней епархии Дубровника , потерявшей в результате статус митрополии, полученный ею в 998 году. В частности, епархия Котора , епископ которой с 1078 года являлся суффраганом архиепархии Дубровника, при учреждении Барской митрополии перешла под её юрисдикцию. Противодействие Дубровника усилилось после смерти короля Бодина в 1099 году и на рассмотрение папского трибунала потоком пошли юрисдикционные споры между Дубровником и Баром. В 1120 году с возрождением архиепархии Дубровника Которская епархия вновь перешла в её подчинение. Правители Дукли, понимая некоторую оспоримость учреждения Барской митрополии антипапой , стремились получить признание этого акта со стороны «более легитимного» папы. Благодаря стараниям короля , 24 января 1124 года папа Каликст II своей буллой подтвердил право митрополии Барского архиепископа Илии, при этом включив в состав архиепархии Бара ещё и епархию Будвы .

В 1149 году большую часть Дуклянского государства захватил рашский жупан , под властью дуклянского князя остался лишь Котор . При поддержке Десы архиепископу Дубровника, по крайней мере формально, удалось распространить свою митрополичью юрисдикцию на епархии Барского архиепископства. В 1153 году папа Анастасий IV одобрил смещение архиепископом Дубровника со своих кафедр епископов Олциниума и Дриваста . Это было равносильно признанию папой ликвидации Барской митрополии в пользу митрополии Дубровника. В 60-х годах большая часть территории Барской архиепархии была завоёвана Византией, стремившейся установить здесь духовную власть константинопольского патриарха. Византийцы поддержали митрополичьи притязания архиепископа Бара, суффраганы которого тут же отказались признавать юрисдикцию Дубровника. В результате архиепископ Дубровника Трибун отлучил от церкви отказавшихся подчиняться ему епископов Бара и Олциниума и обратился за поддержкой к папе. Поддержавший Трибуна папа Александр III в 1167 году направили послание « клиру и народу» обоих епархий с требованием не подчиняться своим епископам, доколе они не признают Дубровницкого архиепископа своим митрополитом. Решение папы вызвало всеобщее недовольство, потрясённый архиепископ Бара вскоре скончался, а его престол оставался вакантным несколько лет. В 1172 году новым архиепископом был назначен из Задара (по мнению некоторых исследователей, автор Летописи попа Дуклянина ), который по прибытии в Бар обнаружил, что архиепископская резиденция была разграблена сразу после смерти предыдущего иерарха. Заручившись поддержкой дуклянского князя , Гргур начал восстановление Барской митрополии. Вскоре ему удалось привлечь на свою сторону пользовавшегося уважением в папской курии архиепископа Сплитского Райнерия. Достоверно неизвестно, когда папа изменил своё решение относительно митрополии Бара, однако в своих письмах от 1179 года Гргур уже использовал титул архиепископа, чего не мог позволить себе раньше .

В 1180 году Дукля вновь начала испытывать военно-политическое давление со стороны княжества Рашка , которому слабый князь Михайло III не мог противостоять. В том же году был убит архиепископ Райнерий. Воспользовавшись ситуацией, архиепископ Дубровника возобновил свою активность в римской курии по возврату своей митрополии над Барской архиепархией. Около 1189 года Дуклянское княжество было полностью поглощено Рашкой, возглавляемой династией Неманичей , а княгиня Десислава и архиепископ Гргур бежали в Дубровник. Барское архиепископство фактически перестало существовать. В 1195 году Дукля и Травуния были отданы в удел Вукану Неманичу , который вскоре провозгласил себя независимым «королём Дукли и Далмации » и обратился к папе Иннокентию III с просьбой о восстановлению Барской митрополии. Несмотря на противодействие Дубровника, в 1199 году папа передал мантию архиепископа вновь избранному предстоятелю Барской архиепархии . Однако юрисдикционные споры с Дубровником не утихли, что вносило раскол в духовенство Барской митрополии. Так, епископ Олциниума Марко, с согласия своего капитула и горожан, обратился к королю Джордже Вукановичу и князю Олциниума Мирославу с просьбой о возвращении в состав митрополии Дубровника. Противостояние двух архиепархий продолжалось до середины XIII века. После смерти архиепископа Ивана I в 1247 году Дубровник вновь заявил свои претензии на митрополию над епархиями Барской архиепархии. Папа Иннокентий IV , желая положить конец конфликту, не позволил барскому капитулу избрать нового архиепископа, а назначил своего кандидата, ставшего архиепископом под именем Ивана II . Страсти накалились до такой степени, начались вооружённые столкновения между горожанами Дубровника и Бара. Рассмотрение спора было передано в папский трибунал, но процесс продвигался крайне медленно и папа своим посланием в 1248 году призвал горожан к миру, однако между Баром и Дубровником уже разгорелась настоящая война. Архиепископ Иван II был схвачен и брошен в тюрьму, после чего он предал анафеме весь Дубровник. Наконец, дошло до того, что в конфликт вмешался король Стефан Урош I , приняв сторону архиепархии Бара, входившей в состав его королевства. Архиепископа Бара поддержал и брат короля Стефан Владислав , в удел которого входила территория бывшей Дукли (теперь называемая Зетой ). Позиция светских властей имела решающее значение для папской курии. В начале 1252 года в Перудже открылось заседание папского трибунала. В августе умер архиепископ Иван II и судебное заседание было приостановлено до 1253 года, когда папа назначил новым архиепископом Бара францисканца Готфрида, несмотря на протесты Дубровника. Окончательное решение конфликта в пользу Барской митрополии состоялось только в 1255 году во время встречи делегатов обеих архиепархий в Риме .

Средневековое устройство

Руины францисканского аббатства Святого Николая в . Конец XIII века

Кафедральным храмом архиепархии являлся в Баре, освящённый в честь святого покровителя города и епархии. Архиепископ, как правило, избирался капитулом архиепархии из числа местного духовенства и лишь в экстренных случаях назначался папой из Рима. Каноники и настоятель собора Святого Георгия входили в состав капитула архиепархии, в котором пользовались наибольшим авторитетом. Кроме них, в состав капитула входило по 6 каноников коллегиальных церквей Святого Петра, Святого Илии и Святой Марии. Во главе капитула стоял архидиакон , во главе трёх коллегиальных церквей — архипресвитеры . Каноники проживали в «коллегиумах» — специальных домах при церквях. П. А. Ровинский , посетивший в 1880 году , незадолго до его полного разрушения, заметил на многих средневековых зданиях знак «J.H.S.» ( Jesus hominum salvatoris ), свидетельствовавший об их принадлежности католическому духовенству .

Дошедшие до нас сведения об общем количестве церквей и других зданий, принадлежавших архиепархии, неоднозначны и пока не подтверждены археологическими исследованиями, что отчасти связано с переоборудованием многих из них в мечети в период османского владычества. В папской булле 1089 года упоминаются собор Святого Георгия, две церкви святого Архангела и четыре церкви Святой Марии. Помимо этого, из разных средневековых источников известно о церквях Святых Сергия и Вакха, Святого Стефана, Святого Леонарда, Святого Илария, Святого Павла, Святого Авраама, Святой Екатерины, Святого Креста, Святого Вита, Святой Венеранды, Святого Иакова, Святого Паломника, Святого Лаврентия, Святого Александра, Святого Варфоломея, святого Марка, а также капеллы Святой Елены, Святого Гавриила, Святого Симона и евангелиста Луки, Святой Марии Магдалины и Святого Андрея. Согласно отчёту архиепископа от 1610 года, помимо собора и трёх коллегиальных церквей, на территории архиепархии находилось 66 религиозных объекта, из которых 18 находилось в самом Баре, а 48 — за пределами города. Архиепископ Андрия III Змаевич в 1671 году сообщал о 53 церквях и капеллах в самом Баре и около него .

На территории архиепархии располагалось четыре бенедиктинского аббатства: Святого Сергия в Мркоевичах , Святого Спаса, Святого Марка в горах около Старого Бара и . Ещё о двух бенедиктинских монастырях, один из которых женский, не сохранилось никаких данных. В 1221 году в Баре начали свою деятельность монахи ордена цистерцианцев . В конце XIII века под покровительством королевы Елены Анжуйской были основаны монастырь францисканцев 1288 году ) и аббатство ордена доминиканцев . Стараниями королевы Елены францисканские аббатства появились в Баре, Которе, Улцине и Скадаре .

Поскольку большинство населения архиепархии Бара было славянским, в 1248 году папа Иннокентий IV дал согласие на введение латинско-славянской диглоссии при проведении литургии на территории архиепархии: в дополнение к латыни было разрешено осуществлять богослужение на старославянском языке .

Примас Сербии

В XIII веке архиепископ Бара получил духовный титул «архиепископа Славянского» ( arhiepiscopus Sclaviniensis ), первое употребление которого датируется 1256 годом , что символизировало его первенство среди католических иерархов славянской ойкумены на Балканском полуострове . В 1303 году папа в своём письме уполномочил архиепископа (1301—1306) смещать глав католических приходов на территории всей Сербии и поручил провести реформу среди нарушавшего дисциплину духовенства «Арбана, Полата, Конавала, Дураццо, Котора, Свача, Скадара и Дриваста и в некоторых других местах под властью греческого императора Андроника и сербского короля Уроша , его брата Стефана и возлюбленной дочери во Христе сербской королевы Елены ». Расширение Сербского государства на соседние славянские территории, а равно последующий рост угрозы исламизации северо-западной части Балкан и стремление Рима консолидировать разрозненные католические силы сербов для отражения этой угрозы, по всей видимости, стали в XV веке причиной замены титула «архиепископа Славянского» на титул « примаса Сербии». Непосредственным инициатором введения этого титула стал архиепископ Бара (1473—1485), активный сторонник создания антиосманского союза. Первое документальное упоминание титула «примас Сербии» датируется 1475 годом .

Руины епископского дворца в Старом Баре. XV—XVI века

В качестве примаса Сербии архиепископу Бара были подчинены епархии Белграда , Смедерева , Ниша , Скопья и Призрена . В тот период архиепископ Бара, кроме собственно архиепископского, носил духовные титулы митрополита Албании , примаса всего королевства Сербия, князя Круи и администратора Будвы , к которым в XVII веке добавились титулы апостольского визитатора для Македонии и Болгарии. Со временем все эти титулы приобрели формальный характер, однако на II Ватиканском соборе примас Сербии занимал место девятого уровня — после кардиналов и патриархов, но перед остальными архиепископами .

Накануне османского завоевания

Взаимоотношения между Барской архиепархией и сербским королевским двором существенно испортились после назначения в 1324 году архиепископом Бара француза Гийома Адама , фанатичного противника схизмы , призывавшего короля Франции организовать крестовый поход против православных государств Балканского полуострова. В XIV веке наблюдается ослабление монашеской дисциплины, ухудшение хозяйствования и запустение бенедиктинских монастырей архиепархии. В одной из папских булл 1337 года с прискорбием отмечалось, что Барская архиепархия уже более 30-ти лет лишена истинной пасторской заботы. В 1347 году папа Климент IV в ответ на ходатайство архиепископа поручил епископу Улциня Антонию провести реформу бенедиктинских монастырей в архиепархии. Судя по всему, Антоний не особо преуспел в выполнении этого поручения, поскольку в 1391 году папа Бонифаций IX назначил на место ратацкого аббата цистерцианца Буция, не найдя достойной кандидатуры среди монахов-бенедиктинцев самого аббатства. В конце XIV века на территории архиепархии происходит постепенное укрепление позиций православия, которое при Балше III (1403—1421) было объявлено государственной религией. Однако в прибрежных городах Зеты продолжала доминировать католическая традиция и вплоть до османского завоевания в XVI веке продолжалось возведение католических храмов и других религиозных объектов .

Венецианские владения на территории Черногории и Албании в середине XV века

В середине XV века всё зетское побережье, включая город и главные города епархий-суффраганов, перешло под власть Венецианской республики . Вскоре все городские чиновничьи должности были заняты венецианцами, главным образом, дворянами. Близость османской угрозы привела к тому, что фактическая власть в городе сосредоточилась в руках венецианских военных. Военно-аристократическое правление вызывало резкое недовольство простых горожан Бара, что приводило к постоянным столкновениям между знатью и простым людом, в том числе и вооружённым. Сословное противостояние постепенно перекинулось и на барское духовенство, которое также разделилось на две партии, в зависимости от сословной принадлежности клириков. Открытое столкновение между «священниками-аристократами» и «священниками-мещанами», известное под названием «Святая жажда» ( серб. «Sveta žudnja» ), произошло в день Великой пятницы 1555 года . Клирики столкнулись у дарохранительницы , споря о том, кому первым взять гостию для святого причастия . Спор быстро перерос в настоящую битву. Конфликт продолжался вплоть до османского завоевания. Другой проблемой, возникшей в архиепархии с венецианским завоеванием, стало недовольство новых хозяев местными особенностями ведения литургии , допускавшей использование старославянского языка наряду с латинским .

В составе Османской империи

В 1570 году началось османское завоевание Сербского Поморья , принадлежавшего Венеции. В 1571 году турецкая эскадра взяла Дульчиньо и вырезала всё население города, затем османские войска осадили . Барский гарнизон не в силах был противостоять туркам и венецианский комендант Алессандро Донато тайно послал османскому адмиралу Петрев-паше ключи от города. Ночью венецианские войска и знать покинули Бар. Архиепископ безуспешно призывал на помощь венецианские войска. Бар был занят турками без боя, архиепископ был захвачен в плен, отправлен на галеры и вскоре умерщвлён во время битвы при Лепанто . Население Бара частью было перебито, частью бежало в Венецию и другие христианские страны, частью приняло ислам .

Почти вся территория архиепархии оказалась под властью Османской империи. Османские власти запретили нахождение барского архиепископа в Баре, поэтому резиденция последующих архиепископов располагалась за пределами контролируемой турками территории, чаще всего в Будве (где они совмещали сан архиепископа с должностью апостольского администратора Будванской епархии). Разрешение на посещение Бара удалось получить лишь архиепископу , который незамедлительно отплыл туда из Будвы в начале января 1610 года и был доброжелательно принят в Баре турецкими властями. Католики тогда составляли меньшинство населения города, наряду с мусульманами и православными. Часть церковной собственности была конфискована турками и использовалась ими по своему усмотрению, так в бывшем женском монастыре была устроена кофейня, а дворец архиепископа превратили в конюшню. В 1622 году в Риме была учреждена Конгрегация пропаганды веры , одной из задач которой стало развитие миссионерской деятельности на территории архиепархии Бара .

С момента присоединения архиепархии к Османской империи происходила постепенная конфискация церковного имущества, в том числе храмов. Незадолго до 1610 года одна из церквей Бара была превращена турками в конюшню, затем барский собор Святого Георгия был переделан в мечеть «Лонджа», а церковь Святого Николая — в мечеть «Орта». В 1630 году ещё одна церковь была занята мусульманами. В следующем году церковь Святой Марии была превращена в мечеть, а три священника, отказавшиеся принять ислам, были посажены на кол. Эмиграция католиков из Бара возросла. Начало Кандийской войны привело к усилению репрессий османских властей в отношении католического населения архиепархии. В 1646 году началась массовая принудительная исламизация барских христиан, поддержавший венецианцев барский архиепископ вновь был изгнан из Бара, а его резиденция разрушена. Всё имущество архиепархии было конфисковано. Архиепископ бежал в епархию Сапы . К середине XVII века в самом городе Бар не осталось ни одной католической семьи, однако около 300 католиков проживало в турецких домах в качестве прислуги на положении рабов. К 1663 году на территории архиепархии из примерно 5 000 католиков осталось не более 2 000 .

В 1671 году Бар посетил новый архиепископ Андрия III Змаевич , который был довольно доброжелательно был принят османскими властями. В полном прелатском облачении с крестом на груди архиепископ был официально встречен в Баре и препровождён в специально выделенную ему резиденцию. Архиепископ свободно перемещался по территории архиепархии. Поскольку постоянно находиться в Баре ему всё же не было дозволено, архиепископ остановился у Паштровичей , откуда и управлял архиепархией. В конце XVII века вновь активизировались попытки полной исламизации зетского побережья — с 1699 по 1707 годы около тысячи католиков архиепархии Бара перешли в ислам. Вновь была снесена резиденция архиепископа Бара вместе с церковью Святой Марии. Архиепископ (ум. 1700 году) переехал в свой родной , близ Сутоморе , где вскоре умер. Следующему архиепископу Вицко Змаевичу турки запретили появляться в архиепархии, более того, на его жизнь было совершено покушение на границе архиепархии, однако архиепископа спасли местные верующие. Вицко Змаевичу удалось посетить архиепархию лишь в 1703 году .

Очередная турецко-венецианская война (1714—1718) , в которой на стороне Венеции сражались и католики Барской архиепархии, стала поводом нового усиления репрессий османских властей и активизации насильственной исламизации в отношении христиан Сербского Поморья, что привело, в свою очередь, к новой волне эмиграции католического населения. Положение усугубилось разразившейся в 1717 году эпидемией чумы, пришедшей из Скадара . В 1726 году началась эмиграция больших групп католиков в окрестности Задара , чему содействовал Вицко Змаевич, занимавший в тот период кафедру задарского архиепископа . Ситуация начала несколько меняться к лучшему лишь к середине XVIII века, с 1744 года архиепископам Бара было дозволено проживать на территории своей архиепархии .

Ординарии

С 1998 года римско-католическую архиепископскую кафедру Бара занимает архиепископ из конгрегации салезианцев Дона Боско , по происхождению косовский албанец.

См. также

Примечания

  1. , U aktu Halkidonskog koncila....
  2. , Najnovija istraživanja pokazuju....
  3. , Poslije gotskog rušenja....
  4. , s. 5.
  5. , Od mnogih zapadnjačkih....
  6. , Crnogorski narod je slovenski....
  7. , Slovenski preci Crnogoraca....
  8. , s. 8, 13—15.
  9. , Pretpostavlja se da je molbu papi....
  10. , Dukljanska nadbiskupija....
  11. , I danas nakon hiljadu....
  12. , Duklja je od sredine XI....
  13. , Duklja je uz Hrvatsku i Poljsku....
  14. , Nadbiskup Petar je stekao....
  15. , s. 19—20.
  16. , с. 49.
  17. .
  18. , s. 22.
  19. , с. 52.
  20. (хорв.) . Dubrovacka-biskupija.hr . Biskupski ordinarijat. Дата обращения: 24 августа 2015. 23 сентября 2015 года.
  21. (черногор.) . Kotorskabiskupija.net . Kotorska biskupija (2015). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано из 12 декабря 2008 года.
  22. , Kako su vjekovi prolazili....
  23. , Preuzevši vlast u Duklji....
  24. , s. 32—33.
  25. , Poslije propasti dukljanskog....
  26. , Stari srpski ljetopisci svjedoče....
  27. , Dukljanski primorski gradovi....
  28. , Dubrovčani su i pored....
  29. , Od starine postoje samo....
  30. , Sa potvrdom prava....
  31. , Arheološka ispitivanja nijesu....
  32. , Nadbiskup Marin Bici je....
  33. , Sem u prosvjeti i školstvu....
  34. , s. 35, 40.
  35. , Literatura na glagoljici dolazila....
  36. , s. 48.
  37. , Istorija Dukljansko-barsku....
  38. , Marin Petrov Žaretić; Stefan II Teglatije.
  39. , s. 35, 42—44.
  40. , s. 45—48.
  41. , s. 49, 54—55.
  42. , s. 57—58.
  43. , s. 60—61.
  44. , s. 68—69, 71—73.
  45. , s. 73, 75.

Литература

  • (черногор.) // Istorijski leksikon Crne Gore / Šerbo Rastoder, Živko M. Andrijašević. — Podgorica : Daily Press — Vijesti , 2006. — Vol. A—Crn . — ISBN 86-7706-165-7 .
  • (черногор.) // Istorijski leksikon Crne Gore / Šerbo Rastoder, Živko M. Andrijašević. — Podgorica : Daily Press — Vijesti , 2006. — Vol. A—Crn . — ISBN 86-7706-165-7 .
  • Живковић, Тибор. (серб.) // Зборник радова Византолошког инситута / Љубомир Максимовић. — Београд : САНУ — Византолошки институт, 2005. — Т. 42 . — С. 45—59 . — ISSN .
  • Jovović, Ivan. . — Bar : Nadbiskupski ordinariat, 2004. — 261 S. — ISBN 978-8690-72-670-7 .
  • Radojević, Danilo. . — Dukljanska akademija nauke i umjetnosti, 2010. — 265 S. — ISBN 978-8685-77-922-0 .
  • Ratković, Milenko. . — Podgorica : Narodna knjiga, 2013. — 137 S. — ISBN 978-9940-25-081-2 .
  • Christitch, Elizabeth. (англ.) // The Original Catholic Encyclopedia . — Universal Knowledge Foundation, 1913. — Vol. I. — P. 582—583 . 29 сентября 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Архиепархия Бара