Interested Article - Альцисы

Альцисы ( прагерм. *Alhiz или *Algiz ) — в германской мифологии — двое молодых братьев-близнецов, которым поклонялись наханарвалы , германское племя из Центральной Европы. Альцисы упомянуты римским историком и сенатором Тацитом в его книге « Германия », написанной около 98 г. н. э.

Этимология

Elk (Alces alces) — в Северной Америке слово elk будет применяться к Cervus canadensis , а европейский лось будет называться moose .

По мнению некоторых ученых, теоним Alcis следует интерпретировать как латинизированную форму протогерманского alhiz ~ algiz (варианты elhaz ~ elhōn ), что означает « лось ( Alces alces )». Таким образом, он может быть родственным древнескандинавскому elgr от algiz , а также с древнеанглийскому eolh и древневерхненемецкому elaho от *elho- , *elhōn- . Это сделало бы братьев-Алцисов богами лосей или оленей. Согласно Оксфордскому словарю английского языка , латинские alces и греческие álkē (ἄλκη) были «вероятно заимствованы из германского или какого-либо другого северного языка».

Другие ученые предполагают связь alhiz и германского корня alh - ( готск. alhs 'храм', др.-англ. 'ealgian 'защищать'; также лит. «святая роща») и, таким образом, интерпретировать Alcis как «защищающих» божеств .

Аттестация

Согласно Тациту , Альцисы были божественной парой, которой поклонялись нахарвалы . Он идентифицирует последних как подгруппу лугиев , которых он, по-видимому, помещает в Силезию . Римский историк утверждает, что культ происходил в священной роще под предводительством жреца, одетого в женскую одежду. Имя божеств — Alcis . Их представляли юношами и почитали как братьев, но их не изображали . Сходство с Кастором и Поллуксом отмечается Тацитом, хотя он утверждает, что культ был местным, а не производным от греко-римского.

У наганарвалов показывают рощу, освященную древним культом. Возглавляет его жрец в женском наряде, а о богах, которых в ней почитают, они говорят, что, если сопоставить их с римскими, то это — Кастор и Поллукс. Такова их сущность, а имя им — Альцисы. Здесь нет никаких изображений, никаких следов иноземного культа; однако им поклоняются как братьям, как юношам.

Tacitus. Ch.43.

Источник информации Тацита об Альцисах остается неясным. Поскольку нахарвалы жили далеко от Рейнской области , он, должно быть, узнал о божествах из второстепенного источника, либо от представителей других германских племен, живших ближе к империи, либо от кого-либо, кто путешествовал из империи в землю нахарвалов. По словам ученого Джеймса Б. Ривза, последняя гипотеза кажется наиболее вероятной: янтарный путь проходил через территорию современной Силезии, а также известно, что древние купцы составляли описания своего путешествия. Более того, интерпретация Альцисов как эквивалента Кастору и Полуксу, вероятно, была сделана кем-то из греко-римского мира.

Интерпретации

Альцисы обычно рассматриваются учеными как вариант Божественных Близнецов , пары всадников из индоевропейской мифологии . Тацит отождествляет Альциса с греко-римскими Кастором и Поллуксом , ещё одним вероятным отражением Божественных Близнецов (наряду с Ашвинами , Ашвенай и ) . Несмотря на отсутствие графического изображения, римский историк (или его источник), вероятно, сделал этот «перевод», основываясь на том, что Альцисы описываются как божественные юноши и братья .

Это может подтверждать интерпретацию Альцисов как лосиных богов , хотя широко распространённое описание Божественных Близнецов как спасителей, целителей и помощников в других индоевропейских мифологиях не исключает второго предложения о богах-защитниках . Культ может быть связан с германской руной Альгиз (ᛉ), которая интерпретируется в более позднем древнескандинавском Sigrdrífumál как laeknishendr («исцеляющие руки») .

См. также

Комментарии

  1. Согласно Закону Гримма , праиндоевропейский звук */k/ превратился в прагерманский /h/ ([x]). Это звуковое соответствие побудило латинских авторов передать германский придыхательный /h/, неизвестный в их родном языке, как велярный взрывной /k/.
  2. Балтийское «алкас» обозначает «священные места», где совершались «священные подношения». К таким участкам относятся болота («алка(ос)/аукос»), реки («алкупяй») и островки («алкос салос»).

Примечания

  1. , p. 289.
  2. , s.v. elk, n.1 ; alce, n.
  3. , p. 8.
  4. , pp. 87—89.
  5. , p. 11.
  6. Bliujienė, Audronė. "The Bog Offerings of the Balts: ‘I Give in Order to Get Back’". In: Archaeologia Baltica , Vol. 14: Underwater Archaeology in the Baltic Region. Dedicated to the 65th Birthday of Prof Habil. Dr Vladas Žulkus. Klaipėda: Klaipėda University Press, 2010. p. 141. ISSN .
  7. , pp. 165–167.
  8. , pp. 297–298.
  9. , p. 169.
  10. , p. 22.
  11. .
  12. , pp. 11, 67.
  13. , p. 190.

Литература

  • Kroonen, Guus. . — Brill, 2013. — ISBN 9789004183407 .
  • Lund, Allan A. (2007). "Zur interpretatio Romana in der ,Germania' des Tacitus". Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte . 59 (4): 289—310. doi : . ISSN .
  • Lurker, Manfred. The Routledge Dictionary of Gods and Goddesses, Devils and Demons. — Routledge, 2004. — ISBN 978-0-415-34018-2 .
  • . — Brill, 2003. — ISBN 978-90-04-12875-0 .
  • Rives, James B. Roman Translation: Tacitus and Ethnographic Interpretation // Travel and Religion in Antiquity. — Wilfrid Laurier Univ. Press, 2011. — ISBN 978-1-55458-240-2 .
  • Rosenfeld, Hellmut. Dioskuren // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde / Hellmut Rosenfeld, Karl Hauck. — 2. — De Gruyter, 1984. — Vol. 5. — ISBN 978-3110096354 .
  • The dialectology of Germanic // : [ англ. ] . — Walter de Gruyter, 2017. — Vol. 2. — ISBN 978-3-11-054243-1 .
  • Simek, Rudolf. . — A. Kröner, 1984. — ISBN 3-520-36801-3 .
  • / Åke V. Ström, . — Kohlhammer, 1975. — ISBN 978-3-17-001157-1 .
  • Tacitus, Cornelius. Tacitus - The Germania, with introduction and notes (in Latin and English) / Reed Staurt, Duane (ed.). — Macmillan, 1916.
  • West, Martin L. Indo-European Poetry and Myth. — Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0-19-928075-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Альцисы