Лёгкие крейсера типа «Дюка д’Аоста»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пери́» ( фр. La Péri ) или «Цвето́к бессме́ртия» ( фр. La Fleur d'Immortalité ; англ. The Flower of Immortality ) — одноактный балет (хореографическая поэма ( фр. Poème dansé )) в постановке Ивана Хлюстина на музыку и либретто Поля Дюка́ . Впервые представлен на концертном спектакле Натальи Трухановой 22 апреля 1912 года в театре Шатле , Париж .
Данный балет следует отличать от одноимённого двухактного балета на музыку Фридриха Бургмюллера по сценарию Теофиля Готье и Жана Коралли в хореографии Жана Коралли (Париж, Опера Ле Пелетье , 1843) .
Сергей Дягилев планировал создать балет «Пери», в котором роль Искандера отводилась Вацлаву Нижинскому , предполагая поручить постановка Михаилу Фокину . Заказ на сочинение музыки был отдан Полю Дюка, который советовал назначить на заглавную роль Наталью Труханову. Для этих танцовщиков Лев Бакст написал эскизы костюмов и декорацию. Но Дягилев отказался от своего замысла, считая, что Труханова будет выглядеть недостаточно технично рядом с Нижинским.
Труханова решила воплотить идею, и Дюка издал свою восхитительную партитуру балета с посвящением артистке. Композитор доверил хореографию Ивану Хлюсину, который, следуя эскизам Бакста, сочинил её в духе мимодрамы. Сценография Льва Бакста была заменена декорацией и костюмами .
На премьерном спектакле 1912 года Наталья Труханова выступила ещё в трёх балетах в постановке Ивана Хлюсина: « » Венсана д’Инди , op. 42; « » Флорана Шмитта , op. 50; и « » Мориса Равеля , причём каждый из них исполнялся оркестром Ламурё под управлением соответствующего композитора .
Композитор создал либретто хореографической поэмы « » в 1911 году .
Рассказывают, что астрологи предсказали Искандеру (так в Азии именовали Александра Македонского ), что с годами его звезда станет тускнеть. Посему царь отправился в Персию на поиски цветка бессмертия. Много времени прошло в безуспешных поисках, пока он не очутился на краю земли, где под облаками бушует только одно море. Единственное, что ему оставалось — подняться по ступеням к святилищу Ормузда , где возлежала спящая Пери , держа в руках светящийся цветок. Это был сравнимый с изумрудом лотос , который переливался, как морские волны в лучах солнца.
Искандер тихо склонился и вытянул цветок из рук девы, который засветился сквозь его пальцы, как полуденное небо сквозь листья деревьев. Но тут Пери открыла глаза и издала пронзительный крик: лишившись цветка она не могла возноситься к свету Ормузда. Когда же Искандер увидел её лицо несравненной красоты, то страстно возжелал её в своём сердце. Пери разгадала его желание, поскольку цветок в его правой руке обагрился, выдавая его страсть, и дева осознала, что цветок жизни не предназначался царю.
Чтобы выхватить цветок обратно, Пери взвилась, как пчела, начав танцевать волшебный танец сказочных персидских девушек. Чувства Искандера разделились между жаждой бессмертия и желанием лицезреть сладостные глаза Пери, которая продолжала свой танец, приближаясь настолько, что своим лицом касалась его лица.
Искандер сдался и без сожаления вернул цветок деве. И тогда лотос стал отсвечивать золотом, как снег на вершине Эльбурса в закатных лучах солнца. Пери стала терять свою форму, становясь похожей на язык пламени. Вскоре она почти совсем исчезала, и только виднелась её рука с пламенеющим цветком, который таял на глазах Искандера, предвещая его близкую смерть. Он чувствовал, как его поглощает мрак.
20 июня 1921 года в Гранд-Опера́ в Париже состоялось возобновление постановки балета с исполнением заглавной роли Анной Павловой . Декорации оформил Рене Пио , костюмы — Штовиц ( Stowitts ). Дирижёром выступил французский флейтист и композитор Филипп Гобер , который в качестве вступления к балету добавил сочинение Дюка Fanfare pour précéder La Péri ( 1912 ).
Музыка балета Дюка была также использована в одноимённых постановках других хореографов: Александра Горского (1918), Лео Стаатса (1921, костюмы Рене Пио), Фредерика Аштона (1931; 1956), Франка Стаффа ( F. Staff , 1938), Сержа Лифаря (1946), Иветте Шовире (1955, декорации и костюмы C. Nepo ), Юрия Скибина (1966), А. Ительман ( A. Itelman , 1968), П. Даррелл ( P. Darrell , 1973), Б. Менегатти ( Beppe Menegatti с дополнением адажио из симфонии Поля Дюка, 1973) .