Мать — Александра Абрамовна Парнох (урождённая Идельсон,
1857
—
1895
) — выпускница организованных в
Петербурге
женских врачебных курсов (1883), в 1883—1885 годах — ординатор Еврейской больницы в
Ростове
. В
1877 году
состоялся четвёртый
выпуск
19 женщин-врачей,
среди которых была и Александра Идельсон, одна из первых женщин, получивших диплом врача в
России
. Как и муж, её двоюродный брат Р. Б. Идельсон был провизором и хозяином
аптеки Идельсона
в Таганроге
[
нет в источнике
]
. После смерти матери детей воспитывала мачеха — Александра Иосифовна Левенсон, которая в 1903 г. стала матерью четвёртого ребёнка в семье (дочери Алисы).
Кроме единокровной сестры Алисы, у Валентина были две родные сестры:
София
и сестра-близнец
Лизавета
. Обе впоследствии стали поэтессами.
В 9 лет Валентин написал своё первое стихотворение. Оно начиналось словами: «Мойсей, о, если б ты увидел / Позор народа своего …»
.
Валентин Парнах с золотой медалью окончил
таганрогскую мужскую гимназию
. В гимназии, в отличие от своих товарищей, с удовольствием учил латынь и другие языки, французским владел с детства
. В дальнейшем освоил языки немецкий, испанский и португальский.
Учёба в Университете
В
1910
г. был принят в
Санкт-Петербургский университет
на юридический факультет в числе 45 евреев, «положенных» на всю Россию согласно процентной норме
. Учился сначала на
юридическом факультете
, затем на романском отделении историко-филологического факультета. Одновременно с учёбой успевал заниматься музыкой под руководством
М. Ф. Гнесина
и драматическим искусством в студии
В. Э. Мейерхольда
. По рекомендации
А. Блока
стихи Парнаха были опубликованы в журнале
В. Мейерхольда
«Любовь к трём апельсинам» (№ 3, 1914), позднее там же было напечатано его
эссе
о танцах.
В ноябре
1921 года
Валентин Парнах сыграл главную мимическую роль в синкретической драме-буфф «Театр ужасов», которую поставил в «Передвижном Театре на Столах» в Париже его старый знакомый по Ростову
Павел Вейсбрём-Куклимати
.
В июле
1921 года
в модном парижском кафе «Трокадеро» Парнах впервые слышит джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла»
. Эта музыка его потрясла.
Во второй половине августа
1922 года
вернулся в Россию, привезя с собой комплект инструментов для джаз-банда
. Объявление о его прибытии
газета «Известия»
в конце августа поместила на первой странице: «В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в
Берлине
,
Риме
,
Мадриде
,
Париже
»
. Поначалу поселился в левом флигеле писательского общежития Дома Герцена на
Тверском бульваре
, у
Осипа
и
Надежды Мандельштам
, которые добились выделения ему там же отдельной комнаты. До
1924 года
они были соседями: в комнаты семьи Мандельштам можно было попасть только через комнату Парнаха
.
Парнах первым в России написал по-
русски
слово «
джаз
» (
«По-немецки — яц, по-французски — жаз, по-английски — джаз»
— написал Парнах в
1922 году
в берлинском русскоязычном журнале «Вещь», который издал
Илья Эренбург
). Закупив за границей полную экипировку для джаз-банда — банджо, саксофон, целую ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты — создаёт в Москве ансамбль, называемый «Первый в
РСФСР
эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».
Первый концерт состоялся в Москве
1 октября
1922 года
в час дня на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже —
ГИТИС
) в
Малом Кисловском переулке
. Билеты стоили от полутора до десяти миллионов рублей
. На рояле в ансамбле Парнаха играл будущий знаменитый киносценарист
Евгений Габрилович
, на ударных — актёр
Александр Костомолоцкий
. Саксофонист — бывший полковой музыкантский воспитанник
, контрабасист — Сергей Тизенгайзен
. Габрилович вспоминал, что оркестр изобиловал экзотическими ударными, а также включал редкий инструмент
флексатон
. Именно этот концерт послужил отправной точкой российского джаза, и спустя 60 лет советские музыканты стали отмечать
1 октября
как
День рождения российского джаза
.
В декабре
1922 года
состоялся второй концерт, на этот раз в Доме печати (ныне — Дом журналиста)
. В апреле
1923 года
оркестр дал концерт в Ассоциации художников, поэтов, актёров и музыкантов «Странствующий энтузиаст»
.
«Джаз-банд» Парнаха впервые участвовал в государственных торжествах (
карнавальный
парад на
Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке
в Москве (
1923
), «чего до сих пор не было на Западе», комментировала пресса это событие. Летом
1924 года
«Джаз-банд» Парнаха играл для делегатов
V конгресса Коминтерна
. Наряду с боевиками «Japanese Sandman» Ричарда Уайтинга, «For Me And My Gal» Джорджа Мейера, «Chong» Харолда Уикса, популярной песенки «Sunflower» были исполнены ещё и фрагменты из музыки
Дариюса Мийо
к балету «Бык на крыше»
.
Театр и поэзия
Вернувшись в Россию, заведовал музыкальной и хореографической частью в театре
В. Мейерхольда
(спектакль «Даёшь Европу!»). По приглашению
С. Эйзенштейна
в том же году Парнах преподавал
хореографию
в драматической студии Первого рабочего театра
Пролеткульта
.
«Эксцентрический оркестр под управлением Валентина Парнаха» в кинотеатре на
Малой Дмитровке
(ныне — здание
Театра им. Ленинского Комсомола
) исполнял и хиты того времени, и экспериментальные произведения модернизма (например, сюиту
Д. Мийо
из балета Жана Кокто «Бык на крыше»)
. Ансамбль Парнаха с успехом участвовал в мейерхольдовских постановках «Великодушный рогоносец» и «Д. Е.» («Даёшь Европу»), исполняя по ходу «популярные фокстротты и шимми»
. В спектакле «Человек-масса» Валентин Парнах поставил для молодого актёра
Игоря Ильинского
«Танец банкиров на бирже»
.
В
1925 году
в Москве за счёт автора был издан первый и единственный в
советский
период сборник стихов В. Парнаха «Вступление к танцам»
.
По мнению историка
Алексея Баташева
, глагол
заколебать
введён в русский язык Валентином Парнахом:
Как стройно пальцами я щёлкаю,
Шёлк нот меня заколебал.
Я изогнусь иглою колкою,
Я сам — оркестр и дрожь цимбал.
ст. «Весёлый мим», 1915—1918
Однако
заколебать
у Парнаха означает всего лишь «начать колебаться», а в этом значении глагол известен в русском языке, по крайней мере, с начала XIX века. Этот глагол есть у
Валерия Брюсова
в стихотворении 1903 года «В зеркале»: «Страшное беспокойство заколебало мою сонную душу».
С конца
1925 года
по конец
1931 года
Валентин Парнах жил во Франции. Уехав в Париж, он оставался сотрудником театра Мейерхольда, готовя для него культурную информацию
.
В июне 1931 года вернулся в СССР, так как во Франции, по его словам, «было трудно свести концы с концами».
В 1934 году в СССР вышла в свет книга В. Парнаха «Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции».
Женился на Екатерине Классон, дочери инженера-нефтяника, которая в 1930 году работала секретарём «Цеха живописцев» (до его закрытия). В 1936 году у них родился сын Александр.
Зрелые годы
В
1941 году
он попал в эвакуацию в
Чистополь
, вместе с
Мариной Цветаевой
. Парнах волею случая становится свидетелем трагического для Марины эпизода: он и Цветаева одновременно пытаются устроиться работать за пропитание в литфондовской столовой, и Парнаха, в отличие от Цветаевой, берут — стоять на дверях.
В
1949 году
В. Парнаху удалось опубликовать книгу поэта эпохи Возрождения
Агриппы д’Обинье
. Стихи д’Обинье, обличающие забвение
христианских
заповедей, Парнах выдал за антирелигиозные и выпустил отрывки из его «Трагических поэм» вместе с прозой (
мемуарами
поэта).
Борис Пастернак
отозвался о переводах Парнаха как об «очень удачных», а часть их назвал «превосходными по силе, выразительности и точности»
.
Григорий Козинцев
написал в некрологе «Смерть жирафовидного истукана»: «Поиски материалов исступленной поэзии XVI века и джаз. Соединение, возможное только для той эпохи.
Луис де Гонгора
и саксофон. Интеллигенция всегда куда-то ходит. В народ, в монастырь, в себя. Печорин и Парнах»
.
В октябре
2012 года
в Москве была проведена серия мероприятий, посвящённых 90-летию российского джаза и основателю первого отечественного джазового оркестра Валентину Парнаху
. В рамках юбилейного вечера, состоявшегося в московской «Галерее на Чистых прудах», был продемонстрирован документальный фильм «
Валентин Парнах: не здесь и не теперь
» (реж.
Михаил Басов
), мультимедийный арт-проект «Полиэтиленовая пляска» (
Ю. Фесенко
,
М. Басов
)
. 7 октября фильм «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» был продемонстрирован в
клубе Алексея Козлова
.
Память
На праздновании 60-летия советского джаза
А. Н. Баташев
, которые впервые в своей монографии «Советский джаз» (1972) упомянул и первый концерт 1 октября 1922 года и впервые назвал фамилию его организатора), собрал ансамбль, который сыграл одну из пьес Джазбанда Парнаха.
1 октября 2002 года в час пополудни, впервые через 80 лет, на сцене
ГИТИСа
Алексей Баташев вновь собрал возрожденный Джазбанд Валентина Парнаха в составе: Лев Лебедев (старинный саксофон, кларнет), Евгений Крючков (скрипка), Борис Рукинглуз (тромбон), Андрей Родионов (банджо), Борис Назаревский (контрабас и барабан), Борис Савельев (ударные и шумовые),
Левон Оганезов
(рояль). 3 октября 2002 года в том же составе этот ансамбль на сцене
Зала имени Чайковского
в рамках Фестиваля, организованного Баташевым, «Российскому джазу — 80» сыграл четыре пьесы из репертуара «Первого в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрического оркестра джаз-банда Валентина Парнаха», стихи Парнаха читал
Илья Рутберг
.
В
1990-е
годы в
Таганроге
существовал Клуб любителей джаза им. Валентина Парнаха
.
24 ноября
2012 года
в
Таганроге
на фасаде родительского дома семейства Парнохов (
ул. Александровская, 62
) при большом стечении публики была торжественно открыта мемориальная доска
. Текст доски гласит: «В этом доме провели детские и юношеские годы представители талантливого семейства Парнох: София Парнок (1885—1933) поэт, переводчик, литературный критик; Валентин Парнах (1891—1951) поэт, переводчик, танцор, создатель первого отечественного джазового оркестра; Елизавета Тараховская (1891—1968) поэт, переводчик, автор детских стихов и сказок»
.
В августе 2020 года в
Таганроге
персональной выставкой художника
Алексея Яковлева
«Последняя ночь августа» была открыта частная художественная галерея «Переулок Парнаха»
.
В мае 2022 года в
Таганроге
в рамках
XV Чеховского книжного фестиваля
была проведена презентация сборника произведений Валентина Парнаха и
Елизаветы Тараховской
«Зеркальная душа»
. Также в рамках этого фестиваля Таганрогский муниципальный джазовый оркестр дал концерт под названием «Парнах-джаз»
.
Классон, Роберт Эдуардович
(
1868
—
1926
) — тесть, российский и советский инженер-технолог и изобретатель, один из крупнейших российских энергетиков своего времени.
(
1995
) — правнучка, актуарный аналитик (прогнозирование с помощью математических моделей; компания Allstate США).
(урождённая Идельсон; 1902—?) — двоюродная сестра, живописец, член Союза художников СССР
.
Дополнительные факты
Начав литературную деятельность,
София
и Валентин Парно́х решили модифицировать свою фамилию. София придала ей более «европейское» звучание, в то время как Валентин, интересовавшийся своими еврейскими корнями, изменил её в соответствии с
сефардским
произношением.
Фигура Парнаха частично послужила
прототипом
Парно́ка (так Парнах подписывался под ранними публикациями) — героя повести
Осипа Мандельштама
«Египетская марка» (
1928
).
Карабкается акробат [Портр. авт. раб
П. Пикассо
, рис.
Л. Гудиашвили
]. — Париж: Изд-во «Франко-русская печать», 1922. — 64 с.
Вступление к танцам. Избр. стихи [Портр. авт. раб
П. Пикассо
]. — М.: Ржевская тип. УИКа, 1925. — 82 с.
Антология авангардной эпохи. Россия. Треть XX века. Поэзия. — Нью-Йорк—СПб: Глагол, 1995. — 380 с.
Парнах В.
Жирафовидный истукан: 50 стихотворений, переводы, очерки, статьи, заметки. — М.: Пятая страна, Гилея, 2000. — 222 с., 1 500 экз. —
ISBN 5-901250-01-X
.
Парнах В. Я.
История танца (по изданию 1932 года, перевод с французского). — М.: Собраніе, 2012. — 150 с. —
ISBN 5-902797-03-9
.
Парнах В.
Три книги. — М.: Sam&Sam, 2012. — 276 с.
Публикации
Парнах В. Я.
Стихотворения // Строфы века. Антология русской поэзии. /
Под. ред.
Е. Евтушенко
. — М.: Полифакт, 1999. — 350 с. —
ISBN 5-89356-006-X
.
Парнах В. Я.
Стихотворения // От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология. В 2 кн. Кн 1. — М.: Эллис Лак, 2001. — 704 с. —
ISBN 5-88889-047-2
.
Парнах В. Я.
ПАНСИОН МОБЕР. Воспоминания // ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Том VII — СПб: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — С. 7-91.
Джаз-банд и самый левый театр. Письма В. Я. Парнаха Вс. Э. Мейерхольду (1922—1930). Публ., вст. ст. и коммент. О. Н. Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2009. — С. 819—841.
«Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публ., вступ. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 534—554.
Переводы
Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / Собрал, пер., снабдил статьями, биографиями и примеч. В. Парнах. — М.—Л.: Academia, 1934. — 192 с.
Агриппа д’Обинье. Трагические поэмы; Мемуары / Пер. В. Я. Парнаха; вступ. ст. Р. М. Самарина. — М.: Гослитиздат, 1949. — 152 с.
Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / Собрал, пер., снабдил статьями, биографиями и примеч. В. Парнах. — СПб: Гиперион, 2012. — 224 с. —
ISBN 978-5-89332-184-5
.
↑
Баташев А.
Советский джаз. — М.: Музыка, 1972. — 176 с.
↑
Ливак Л.
Героические времена молодой зарубежной поэзии // ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Том VII — СПб: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — 752 с.
Калло Е.
Послесловие // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Четвёртых Герцыковских чтений в г. Судаке 6—10 июня 2005 года. — М.—Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой, КЦГУ, 2007. — С. 207. —
ISBN 5-93015-032-X
.
↑
Парнах А. В.
Заметки о моём отце // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Четвёртых Герцыковских чтений в г. Судаке 6—10 июня 2005 года. — М. Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой, КЦГУ, 2007. — 304 с. —
ISBN 5-93015-032-X
.
Калло Е.
Послесловие // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: Материалы Четвёртых Герцыковских чтений в г. Судаке 6—10 июня 2005 года. — М.—Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой, КЦГУ, 2007. — С. 213. —
ISBN 5-93015-032-X
.
↑
Нерлер П.
Вступительная статья к публикации Парнах В. Я. ПАНСИОН МОБЕР. Воспоминания // ДИАСПОРА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Том VII — СПб: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — 752 с.
Энциклопедия Таганрога. — Р-н/Д: Ростиздат, 2003. — 512 с —
ISBN 5-7509-0662-0
.
Цымбал А.
Первый русский джазмен // Вехи Таганрога. — 2003. — № 18. — С. 24-26.
↑
Сануйе Мишель.
Дада в Париже. — М.: Ладомир, 1999. — 638 с. —
ISBN 5-86218-345-0
.
Гонтмахер М. А.
от 1 марта 2021 на
Wayback Machine
. — Ростов н/Д: Ростиздат, 2007. — С. 694.
Собств. корр.
от 16 сентября 2016 на
Wayback Machine
// www.b-port.com. — 2013. — 30 сент.
↑
Арензон Е. Р.
Изобретатель строф и танцев… //
Парнах В.
Жирафовидный истукан: 50 стихотворений, переводы, очерки, статьи, заметки. — М.: Пятая страна, Гилея, 2000. — 222 с —
ISBN 5-901250-01-X
.
Джаз-банд и самый левый театр. Письма В. Я. Парнаха Вс. Э. Мейерхольду (1922—1930). Публ., вступит. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 819—843.
«Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публ., вступ. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 534—554.