Вдали от Родины
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вдали от Дании, или Костюмированный бал на борту корабля» ( дат. Fjernt fra Danmark ) — двухактный « балет - водевиль » Августа Бурнонвиля на музыку ; первый балет 25-летнего композитора. Премьера состоялась в 1860 году в Копенгагене , на сцене Королевского театра в исполнении артистов Королевского балета . В главной партии выступила .
По свидетельству самого Бурнонвиля, идея балета пришла к нему во время чтения рассказа о кругосветном плавании корвета « » в 1845—1847 годах. Историк балета А. Фридеричиа отмечает, что сюжет также напоминает историю любви красавицы-испанки Мануэлиты к весьма непривлекательному диктатору Роза, развернувшуюся в 1840 году на борту фрегата « », стоявшего на рейде в порту Буэнос-Айреса. По словам Бурнонвиля, исходным пунктом для окончательного оформления всего спектакля, стало желание поставить танцы негров. Для этого он выбрал музыку американского композитора Луи Моро Готшалка .
Две характерные сценические картины — экзотический берег Южной Америки и украшенный к празднику борт фрегата — были построены на контрасте. Негры были изображены в форме гротеска , наивными и рабски преданными хозяину. Балет предназначался для того, чтобы одновременно развлечь и растрогать публику. Он был наполнен шутливыми, гротесковыми и красочными танцами. В то же время спектакль был пронизан патриотическим пафосом: наивные негры любовались датскими сюжетами в рисунках Вильгельма и радовались тому, что слышали датскую музыку на рояле, а в одной из сцен юнга пылко целовал родной Даннеборг .
Развёрнутый характерный дивертисмент II акта включал в себя танцы эскимосов, индийцев и индийских баядерок, китайцев и «настоящее» испанское фанданго , исполняемое Розитой и гостями на судне. За гротеск отвечала сцена морской игры с Нептуном и стюардом , переодетым креветкой.
Датские курсанты офицерской школы и офицер Вильгельм наносят визит губернатору. Всё население, а особенно наивные негры, радуются их визиту. Лейтенант влюбляется в дочь губернатора Розиту. Приносят почту с родины. Лишь один курсант получает письмо. Остальные разочарованы. Местные власти во главе с губернатором и Розитой приглашаются на фрегат.
На борту корабля праздник в честь прибывших гостей. В центре развлечения — большой дивертисмент характерных танцев. Вильгельм, спасая своё обручальное кольцо, вынужден прыгать за борт.
На премьере партию Розиты исполнила любимая балерина балетмейстера . Впоследствии, с 1862 года, роль дона Альвара исполнял её младший брат . Молодые артистки и в качестве травести исполняли роль курсантов, а затем танцевали китайский танец в дивертисменте .
Балет пользовался популярностью у зрителей. Как отмечал А. Фридеричиа, «Откровенный налёт национализма как нельзя лучше соответствовал настроению буржуазии между двумя шлезвигскими войнами » .
Сохранилось свидетельство Шарлотты Вие-Берени, видевшей спектакль в детстве:
Однажды вечером мама повела меня на «комедию» — так шутливо это называлось в те времена. Мне едва ли было больше шести лет… Это было в старом Королевском театре . У меня вряд ли сохранилось ясное воспоминание о том, что я видела… Был корабль, странно одетые дамы и мужчины, все они танцевали… Чудесная музыка… И прекрасная испанка с чёрными блестящими глазами, мама сказала, что это госпожа . Это, несомненно, был балет «Далеко от Дании». Я не могла заснуть в ту ночь, такое огромное впечатление произвёл спектакль на мою восприимчивую детскую душу. На следующий день я попробовала сама стать госпожой Штильман. Я нарядилась, как могла, без угрызений совести взяла новую, только что сделанную мамой праздничную шляпу, украшенную лентами и цветами, и танцевала, танцевала, будто меня укусил тарантул. «Лотте должна идти в балет, заметил мой дядя, музыкант в королевской капелле, — она такая прелестная, такая грациозная!» — «Это идея», ответила мать.