Боровский, Александр Давидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Давидович Мейсельман ( 11(24) сентября 1900 , Тайга , Мариинский уезд , Томская губерния — 18 января 1938 , Ленинград ) — русский советский писатель , востоковед, театровед.
Александр Давидович Мейсельман родился 11 (24) сентября 1900 года на станции Тайга Мариинского уезда Томской губернии. Он был младшим из девяти детей. Его отец Давид Ицик-Мордхович Мейсельман заведовал почтовой станцией на Сибирском тракте. Одна из дочерей Давида Мейсельмана Дина-Эсфирь (Лёля) вышла замуж за купца первой гильдии Д. М. Кузнеца . Таким образом Мейсельманы породнились с иркутской деловой элитой.
После смерти отца в 1904 г. А. Д. Мейсельман жил на попечении старшей сестры и учился в гимназии в Иркутске. По окончании гимназии в 1918 г. поступил на юридический факультет Иркутского Государственного университета и в 1920 г. перешел на Восточное отделение Гуманитарного факультета, переименованное затем в Дальне-Восточное отделение внешних сношений Факультета общественных наук, полный курс которого по «японскому разряду» окончил в 1924 г. Специализировался по восточному театру . В 1925 г. переехал в г. Ленинград, где сначала был научно-техническим сотрудником, затем ассистентом кафедры Государственного института истории искусств . В 1926 г. руководил мастерской пролеткульта, преподавал западно-европейскую литературу в Гостехникуме печати, ездил в командировку в Москву для чтения лекций по восточному театру в Центральный техникум театрального искусства, читал лекции по восточному театру на Высших курсах искусствознания в Ленинграде. В 1929 г. работал переводчиком с японского языка на Камчатке в Гостресте АКО ( Акционерное Камчатское общество ). По впечатлениям этой поездки написал книгу «Лам: очерки Охотско-Камчатского края» , изданную в 1931 г.
В 1930 был зачислен в аспирантуру Государственного института истории искусств как единственный в стране (по характеристике проф. Н. И. Конрада ) востоковед, специализирующийся по истории и теории театра стран Дальнего Востока.
Еще до окончания аспирантуры, в 1932 г. стал работать преподавателем истории театра в Ленинградском театральном училище. С 1934 г. работал на кафедре истории театра в Ленинградском институте по повышению квалификации работников искусства. С 1934 г. состоял консультантом по истории театра в Государственном институте театрального искусства в Москве. С 1934 кандидат в члены, и с 1935 г. член Союза советских писателей.
Был дружен с писательницей Н. Кальма (псевдоним Анны Иосифовны Кальманок) и ее мужем Борисом Васильевичем Гольдом, ученым-автомобилистом . Также дружил с литературоведом Наумом Яковлевичем Берковским и художником-графиком Геннадием Дмитриевичем Епифановым .
С декабря 1935 Мейсельман работал преподавателем истории театра в Академии художеств . В личном деле, хранящимся в архиве Академии Художеств, Мейсельман перечисляет свои работы, в т.ч. сообщает, что работает над очерком по истории итальянского театра XVII-XVIII вв. по заказу ЛИПКРИ (Ленинградский институт повышения квалификации работников искусств).
Мейсельман был арестован по ложному обвинению 14 ноября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 12 января 1938 г. приговорен по ст. 58-1а УК РСФСР к высшей мере наказания и расстрелян 18 января 1938 г. Посмертно реабилитирован в 1956 г. за неимением состава преступления.
Рукопись повести о японских детях, которая должна была выйти «Детгизе» , после ареста предположительно была уничтожена.
Дебютировал в литературе как поэт, в коллективном сборнике «Отзвуки» (Иркутск, 1921). Самые ранние из известных стихотворений А. Д. Мейсельмана датированы 1919 г. Один из членов-основателей первого поэтического объединения в Восточной Сибири, иркутской литературной группы « » (1920—1923), в дальнейшем участник и член правления (1923—1926).
Наряду с А. И. Венедиктовым и Е. И. Титовым Мейсельман принадлежал к крылу «Барки поэтов», ориентировавшемуся на классические традиции русской поэзии, вплоть до прямых стилизаций; однако стихотворные вкрапления в его позднейшей, написанной в жанре «деловой прозы» книге «Лам» восходят к авангардистским опытам участников «Барки поэтов». Уже во времена «Барки поэтов» начинает проявляться и интерес А. Д. Мейсельмана к поэтике и эстетике театра (доклад «Лирический театр Блока», декабрь 1922 г.). После переезда в Ленинград выступал в печати преимущественно как очеркист и литературный обозреватель.