Interested Article - Торрити, Якопо

Якопо Торрити , или Туррити ( итал. Jacopo Torriti, Turriti ) — итальянский живописец , фрескист и мозаичист периода проторенессанса XIII века римской школы .

Произведения

Письменных документов о жизни Якопо Торрити не найдено. Имеются лишь косвенные свидетельства о выполненных им работах. Из его автопортрета на мозаике в римской базилике Сан-Джованни-ин-Латерано можно сделать вывод, что он был монахом-францисканцем; вероятно, он родился в Торрита-ди-Сьена (Тоскана), если предположить, что его имя было произведено от формы «Iacobus a Torrita».

Торрити обучался живописи в Риме , в тесном контакте с Пьетро Каваллини , учеником или противником которого он был. Однако Торрити имел контакты с Чимабуэ (который находился в Риме в 1272 году) и участвовал в украшении фресками верхней базилики Сан-Франческо в Ассизи .

Так, известно, что между 1288 и 1292 годами (часто называют дату 1291 год) Торрити вместе с францисканским монахом Якопо да Камерино на основе сохранившихся фрагментов IV—VI веков создавал в «византийском стиле» (manierа greca) мозаики конхи апсиды в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме . В центре конхи представлен Триумфальный крест на горе, из которой вытекают четыре реки Рая. В основании горы — феникс (символ бессмертия), внизу река Иордан , вокруг олени, рыбы, птицы, символизирующие природу. Подобные композиции повторяются во многих базиликах Рима и, вероятно, восходят к тексту псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс 41:2).

Над этой сценой изображён Христос в золотом нимбе, а над Ним — голубь Святого Духа. По обе стороны от креста — Богоматерь и Иоанн Креститель . К этой композиции Торрити добавил коленопреклонённую фигуру папы Николая V , изображения апостолов Петра и Павла, Андрея и Иоанна Евангелиста, между ними — уменьшённые фигуры святых Франциска Ассизского и Антония Падуанского . Однако мозаика почти полностью была переделана из-за перестройки апсиды в 1878 году. На свитке в руке апостола Павла можно прочесть слова: «Salvatorem expectantes», по-видимому, часть строки из Послания апостола Павла Титу (2:13), которые полностью читаются как «Expectantes beatam spem et adventum gloriae magni Dei et salvatoris nostri Iesu Christi» (Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа). На свитке святого Петра начертаны слова, которые он сказал по Евангелию от Матфея Иисусу (16:16): «Tu es christus filius dei vivi» (Ты — Христос, Сын Бога Живого). Свиток евангелиста Иоанна имеет надпись: «In principio erat verbum» — первые слова его евангелия: «В начале было Слово» .

Мозаики конхи апсиды в римской церкви Санта-Мария-Маджоре были выполнены Торрити в 1295 году. В конхе изображена сцена Коронования Девы Марии , а под ней, по периметру апсиды, изображены самые важные события Её жизни . Мозаики созданы позднее других, когда Якопо Торрити по указанию папы Николая IV перестраивал апсиду V века .

Композиция представляет большой медальон в центре со сценой «Коронования Девы Марии» Иисусом Христом. Медальон окружён раскидистым растительным орнаментом с цветами, птицами и животными, вероятно, датируемыми IV веком. В нижней полосе мозаики мы видим стоящие фигуры святых Петра, Павла и папы Николая IV (слева), а также святых Иоанна Крестителя, святого Иакова Великого, святого Антония Падуанского и кардинала Джакомо Колонны (правая сторона). Апсида церкви Санта-Мария-Маджоре является наиболее важным из сохранившихся образцов римского мозаичного искусства позднего средневековья.

Якопо Торрити, вероятно, также участвовал в выполнении некоторых фресок в верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи и фресок в аббатстве Аббатство Тре Фонтане за городскими стенами Рима. В его работах очевиден «римский стиль», который демонстрирует влияние античных и раннехристианских образцов с торжественными фигурами и строгой, уравновешенной композицией. Даже золотой фон его мозаик выдаёт влияние не византийской, а позднеантичной римской культуры.

Галерея

Примечания

  1. (кат.) — , 1968.
  2. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  3. The Apse Mosaic at the Basilica of St. John Lateran от 27 июня 2022 на Wayback Machine
  4. Mosaics in Santa Maria Maggiore, Rome (completed 1296) от 10 июня 2023 на Wayback Machine
  5. The Papal Basilica of Santa Maria Maggiore от 18 октября 2021 на Wayback Machine
  6. Margaret R. Miles. Santa Maria Maggiore’s Fifth-Century Mosaics: Triumphal Christianity and the Jews // The Harvard Theological Review. — 1993. — Т. 86, Bып. 2. — С. 155—175. — ISSN 0017-8160
Источник —

Same as Торрити, Якопо