Феничель, Хуго
- 1 year ago
- 0
- 0
Хуго фон Хоэнланденберг ( нем. Hugo von Hohenlandenberg , *1457-1532) — епископ Констанца с 1496 по 1529 годы (в качестве исполняющего обязанности также с 1531 по 1532 годы), в правление которого Констанц перешёл на сторону Реформации , а епископская резиденция была перенесена в Меерсбург .
Хуго фон Хоэнланденберг, точная дата рождения которого неизвестна, происходил из южнонемецкого /восточно швейцарского рода , основные владения которого располагались в современном кантоне Цюрих , а также в кантонах Тургау , Санкт-Галлен и Шаффхаузен . Семья будущего епископа, затронутая кризисом габсбургского правления в современной Швейцарии, занимала ряд судебных и административных постов, играя таким образом не последнюю роль в региональной политике.
Выросший в вместе со старшим братом Ульрихом и сестрой Барбарой, Хуго был, вероятно, изначально предназначен для церковной карьеры. Получив первое образование в Винтертуре , он в 1470 году начал учёбу в Базельском университете , и, став каноником , вскоре получил в управление первые церковные приходы. В дальнейшем его карьера развивалась всё более стремительно: в 1480 году он — декан во Фризахе и временный управляющий констанцским епископством, в 1481 году — член домского капитула в Куре и в Базеле , наконец в 1482 году — соборный пробст в Триенте , выполняющий особые дипломатические поручения Папы римского Сикста IV . В 1483 году Хуго занимает пост пробста в эрфуртском соборе Девы Марии , и уже в следующем — соборного каноника в Констанце. В 1487—1490 годах он продолжает своё образование в Эрфурте, и в 1492 году вновь оказывается в Риме по делам епископства Кур , где встречается с новым Папой римским.
Дипломатические и административные устремления Хуго фон Хоэнланденберга увечались 7 мая 1496 года его избранием новым предстоятелем Констанцской епархии. Введение в должность, однако, задерживалось, в частности, в связи с отсутствием у него священнического сана, что было разрешено в июле того же года специальным постановлением Папы Александра VI . 14 октября своё согласие на утверждение нового епископа дал домский капитул, 17 октября была подписана избирательная капитуляция , и после передачи в его власть архива и соборной сокровищницы , 18 декабря того же года он был официально посвящён в должность.
Первое, за что принялся новый епископ, было давно назревшие упрощение и стандартизация богослужения, а также критическое состояние финансов констанцского княжества-епископства , главой которого он автоматически стал, и доходы которого должны были гарантировать его независимое положение в Империи. Это затруждение было отчасти разрешено введением специальных налогов (с 1497 года), и возобновлением чеканки епископских монет (так называемый батцен Хуго фон Хоэнланденберга; фактически — с 1508 года).
Так сказать, унаследованной проблемой были продолжавшиеся конфликты епископской власти и самоуправления города Констанц, что выражалось, с одной стороны, в стремлении епископов ограничить полномочия городского совета, ввести новые налоги, расширить сферу епископского княжеского правосудия и т. п., а с другой — давним желанием городских властей устранить, либо уменьшить особые привилегии для живущих в городе духовных лиц, и избежать светской власти епископа. Кроме того, яблоком раздора были распространившиеся в епархии и типичные для XVI века симония , несоблюдение обета целибата , расточительство — пороки, борьбу с которыми епископ вёл вполсилы, вероятно, потому, что и сам был вовлечён в эти отношения. Так, он финансово зависел от практики отпущения грехов и продажи индульгенций , и не мог открыто порицать упадок морали, поддерживая в 1520-х годах связь с Барбарой фон Хоф, женой констанцского бюргермейстера.
С другой стороны, опасаясь усиления епископского влияния, Констанц постоянно блокировал попытки включить аббатства Райхенау и Энинген в состав княжества-епископства. В конечном счёте, накопившиеся разногласия привели к тому, что Хуго фон Хоэнланденберг всё более предпочитал Констанцу замок в Меерсбурге на другом берегу Боденского озера , особенно после 1506 года, когда в замке были закончены работы по его расширению.
Политика Хуго фон Хоэнланденберга в качестве имперского князя была предопределена географическим положением констанцского княжества-епископства, как бы «зажатым» на невидимой границе между набиравшим силу швейцарским союзом и Империей, а также (территориальными) интересами других влиятельных князей и дома Габсбургов в южной Германии. Предпочитавший компромисс, епископ Хуго смог в достаточно быстрый срок (в 1497—1498 годах) заключить ряд договоров как со швейцарскими городами, так с Констанцем и с Максимилианом I , что должно было гарантировать, как минимум, сохранение статус-кво в регионе. Разразившаяся в 1499 году Швабская война , однако, быстро показала опасность такого подхода, поставив Хуго фон Хоэнланденберга между двух огней. Несмотря на объявленный нейтралитет, епископские владения стали ареной ожесточённых боевых действий, что привело административно-финансовую систему епископства на грань краха.
Самым большим испытанием епископата Хуго фон Хоэнланденберга стало стремительное распространение идей Реформации , особенно, начиная с 1519 года, когда в Констанце разразилась эпидемия чумы . Учение Лютера и Цвингли , известное в городе с 1518 года, было подхвачено местными проповедниками и поддержано городскими властями, чему способствовала также популярность гуманистических идей (вершиной деятельности гуманистического круга в Констанце стало, несомненно, пребывание в городе Эразма Роттердамского в сентябре 1522 года). Хуго фон Хоэнланденберг, изначально с сочувствием относившийся к новым идеям (и по мнению Эразма, бывший даже сторонником лютеранской реформы), выпустил 2 мая 1522 года специальный циркуляр, в котором предостерегал против «схизматиков и бунтовщиков» ( лат. schismatici et rebelles ), поднявшихся против веры отцов и единства Церкви. Попытка епископа отстранить от церковной службы сторонников реформы натолкнулась при этом на жёсткое сопротивление городского совета. Затем последовала лишь дальнейшая эскалация конфликта: в преддверии намеченного на декабрь 1524 года собрания городов ( нем. Städtetag ) в Ульме , специальная комиссия под руководством Амвросия Бларера рекомендовала введение нового исповедания веры. Главной предпосылкой этого предложения было утверждение, что церковная администрация (Папа римский и церковные соборы) оказались не в состоянии реформировать Церковь, и что, кроме того, духовные лица имеют слишком большое влияние на мирские дела, и потому город Констанц должен поставить реформу под свой контроль, проведя её с собственных интересах. Шпайерский рейхстаг 1526 года , отдавший решение религиозного вопроса в руки земельных князей и магистратов, придал сил евангелическому движению в Констанце, теперь открыто стремившемуся перенять всю полноту власти в городе. На руку городскому совету сыграла и Крестьянская война : Хуго фон Хоэнланденберг был вынужден просить у города гарантий своей безопасности, и, в итоге, пойти на ещё б о льшие уступки. Так, духовные лица должны были принести клятву верности городу, и обязывались выплачивать городские налоги, а с лета 1526 года они, несмотря на простест епископа, были привлечены к работам на городских укреплениях и полностью подчинены городскому правосудию. Не видя другой альтернативы, Хуго фон Хоэнланденберг и ряд членов домского капитула покинули Констанц, перебравшись в епископские города Меерсбург и Радольфцель . Переговоры о возвращении, состоявшиеся 11 марта 1527 года в Юберлингене , не дали результатов, за чем последовала конфискация церковного имущества (в частности, соборной сокровищницы) и разрушение внутреннего убранства кафедрального собора .
5 января 1529 года Хуго фон Хоэнланденберг, после безуспешных попыток восстановить свои права в Имперском камеральном суде , сложил с себя полномочия констанцского епископа, и удалился в вероятно им же незадолго до этого выстроенный замок в Маркдорфе . Спустя 2 года, после смерти своего преемника Бальтазара Мерклина , ему вновь — на короткий срок до избрания — довелось руководить епархией.