Interested Article - Ледяной дом (опера)

«Ледяной дом» опера в четырёх действиях и семи картинах русского композитора Арсения Корещенко . Либретто к опере, в основу которого положен одноимённый роман Ивана Лажечникова , написал Модест Чайковский , младший брат композитора Петра Ильича Чайковского .

Генеральная репетиция постановки перед премьерой состоялась 5 ноября 1900 года. Сама же премьера оперы Корещенко на сцене московского Большого театра прошла 7 ноября 1900 года (дирижёр У. Авранек, режиссёр Р. Василевский). По сравнению с романом Лажечникова акцент в опере был смещён на личность Бирона , образ которого воплотил Фёдор Шаляпин . Другие партии исполнили М. Дейша-Сионицкая ( Мариорица ), С. Синицына ( Мариула ), Л. Николаева ( Гоф-девица ), А. Денисевич ( Паж ), Л. Донской ( Волынский ), И. Соколов ( Мусин-Пушкин ), С. Трезвинский ( Хрущов ), В. Тютюнник ( Зуда ), Г. Хлюстин ( Подачкин ), В. Цветков ( Василий ), А. Успенский ( Педрилло ) .

Художественное оформление

Шуты. Эскиз костюмов к опере А. Н. Корещенко «Ледяной дом». А. Головин. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина

Декорации и костюмы к опере создал художник Александр Головин по поручению директора Императорских театров Владимира Теляковского . Для Головина это был первый опыт работы в Большом театре .

Художник впоследствии вспоминал, что на начальном этапе его охватило чувство неуверенности в собственных силах: «Хорошо помню охватившее меня паническое настроение. Самый острый момент растерянности я испытал, когда после разговора с Теляковским отправился в магазин Аванцо, где мне нужно было сделать некоторые покупки; не доходя до магазина я обернулся назад и увидел огромную «спину» Большого театра. Я почувствовал жуть при мысли, что мне предстоит — впервые в жизни — расписывать холст размером 18х32 аршина . Пугал и самый масштаб предстоящей работы, и сознание ответственности за неё, и возможная неудача» .

Но опасения Головина оказались напрасными. Созданные им декорации имели оглушительный успех у театральной публики. Художественному оформлению постановки критики уделили не меньшее внимание, чем исполнителям. В 1900 году эскизы декораций художника были представлены на академической выставке наряду с произведениями станковой живописи .

Критика

Шаляпин в образе Бирона

В номере газеты « Новости дня », датированном днём премьеры оперы, отмечалось, что её постановка была «за некоторыми вычетами, прекрасна». Газета « Русское слово » охарактеризовала спектакль так: «Постановка очень недурна, но особенною роскошью, как предполагалось, не блещет» .

Рецензенты высоко оценивали исполнительское мастерство Шаляпина. В частности, восторженно об оперном певце отзывался музыкальный критик Николай Кашкин : «В исполнении „Ледяного дома“ на безукоризненном русском музыкальном языке говорил один г. Шаляпин: это действительно плоть от плоти, кость от костей русской музыки. <…> врождённый музыкальный талант позволил ему угадать сущность композиций, им исполняемых, и в результате явился такой полный и блестящий представитель русской школы пения, какого до сих пор не было» .

Примечания

  1. , с. 127.
  2. , с. 120.
  3. , с. 158.
  4. Чиркова А. В. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 3 . 17 мая 2021 года.
  5. , с. 6.

Литература

  • Гордеева М. Головин . — М. : Директ-Медиа, 2011. — Т. 84. — 48 с. — (Великие художники. В 100 томах). — ISBN 978-5-7475-0119-5 .
  • Зарубин В. И. . — М. : Эллис Лак, 1994. — 320 с. — ISBN 5-7195-0027-8 .
  • Коровин К. А. Воспоминания о современниках / под ред. Л. М. Суриса. — М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 425 с. — ISBN 978-5-4475-8967-7 .
  • Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина. В 2-х книгах. Кн. 1 / Сост.: Ю. Котляров, В. Гармаш. — Л. : Музыка, 1984. — 303 с.
Источник —

Same as Ледяной дом (опера)