Interested Article - Доминиканский монастырь (Луцк)

Доминиканский монастырь — памятник архитектуры национального значения в Луцке , бывший монастырь первого луцкого католического ордена. Расположен в .

Луцкий доминиканский монастырь основан в третьей четверти XIV века. Долгое время он был единственным монастырем в городе. После Тридентского Собора жизнь ордена, как и вообще Католической Церкви , изменилась, что сказалось на луцкой резиденции. С начала XVII века в приорате происходят существенные изменения, приводящие к росту значения монастыря не только для города, но и всей Волыни . Монастырь активно пытается стать образцом соблюдения правил и строгости монастырской жизни, здесь зарождается культ чудотворной иконы Луцкого Богоматери; активно дополняется библиотека и повышается уровень орденской школы; ещё с предыдущего века действует школа для светских лиц; берут начало учреждения и явления, которые сильнее связывают монастырь со светской средой. В следующем веке тенденции усиливаются и монастырь приобретает обще провинциальное значение наряду с монастырями Познани , Варшавы , Люблина . Здесь формируется школа университетского уровня, коронуется икона. В середине XVIII века количество лиц луцкого монастыря достигала 50 человек. На рубеже XVIII—XIX веков монастырь испытывает нескольких разрушительных пожаров, в частности восстанавливается с нуля. Однако в начале XIX века становится столицей Русской доминиканской провинции. Однако существование Волыни в составе Российской империи делает невозможной деятельность католических институтов, и в 1850 году наряду с другими монастырями города доминиканский монастырь закрывается; последние монахи покидают город в конце века.

После кассации резиденции костёл был разобран, а монастырь в течение следующего времени использовался по-разному. Сегодня монастырь доминиканцев является памятником архитектуры национального значения. Здесь размещена Волынская духовная семинария УПЦ МП .

История

Появление в городе ордена и основания первого каменного комплекса

Орден доминиканцев мог появиться на Волыни ещё в 1225 году вскоре после основания ордена в Тулузе . Однако достоверные исходные сведения о деятельности монастырей принадлежат к следующему веку. Луцкий монастырь образовался по инициативе львовских доминиканцев Общества Братьев Пилигримов во имя Христа в 1370-х годах . Возможно, луцкий и владимирский монастыри выделялись в отдельную Литовскую контрату Общества , что указывает на высокий статус и самостоятельность этих конвентов.

Витовт

В 1390 году король Владислав II Ягайло подарил луцким доминиканцам село Городница с землями, пастбищами, лесами, а через три года великий князь Витовт - Новостав и мельницу с прудом. Монастырский комплекс начали строить на южной окраине тогдашнего Луцка , закладывая таким образом оборонительную функцию монастыря. Впоследствии монастырь и костёл Успения Девы Марии завершили и так он стал первым католическим костёлом Луцка. Архитектура комплекса была готической , учитывая общую традицию ордена . Монастырь был одним из самых зажиточных в Великом Литовском княжестве .

Доминиканцы сразу активно вступили в жизнь города. Во время съезда монархов Европы в Луцке в 1429 году доминиканцы были в составе хозяев, которые встречали гостей съезда. А во время событий Луцкой войны 1431 года несколько доминиканцев казнили в замке в ответ на нападение войска, которое окружило город, на луцкого епископа Андрея Сплавского .

С восточного края тогдашнего Луцка тянулся длинный Великий Луцкий мост, содержание которого возлагалось на местные шляхту , князей, мещан , духовенство . То же касалось и доминиканцев. От доходов в Новостав приор удерживал одну из городень моста. В свою очередь Доминиканы получали 4 копы литовских грошей от луцких таможенников .

Борьба за структурное подчинение

До 1456 года Луцкий конвент принадлежал к Обществу Братьев Пилигримов, когда оно было отменено . Тогда монастырь перешел к Польской провинции .

В XVI веке в результате Реформации западные европейские монастыри почувствовали существенное экономическое ухудшение, усилилась роль восточных монастырей. В рамках таких крупных провинций, как Польская, существовали тенденции к обособлению. Особенно это обострилось вследствие экономического упадка католицизма во время Реформации. Кроме экономических причин для образования Русской провинции , были такие: недовольство кадровой и управленческой политикой провинции, стремление восстановить самостоятельность, как в Общество пилигримов, чрезмерный контроль и несправедливость со стороны центра провинции — Кракова . Поэтому на протяжении веков постоянно велись попытки или восстановить Общество пилигримов, или создать Русскую провинцию . А поскольку луцкий монастырь был весьма состоятельным, он активно присоединился к этой борьбе. В 1593 году приора Григория Куницького подвергалось наказанию за содействие тенденциям отделения Русской провинции. В 1596 году монастырь был приобщен к Русской провинции, потому настоятеля Иоанна Евангелиста отстранили от должности. Однако он не выполнил этого приказа и занимал должность до 1597 года. Возможно, за это Польская провинция наградила его титулом Генерального проповедника. В 1598 году из Кракова в Луцк прибыли представители краковского монастыря с документами о ликвидации Русской провинции, что, очевидно, подействовало так, что луцкий приорат снова перешел к Польской провинции. Однако в среде луцких доминиканцев не было определенной атмосферы и дальше. В 1610 году начался суд над приором Гаспаром Варетием, поскольку тот нарушил свой профессиональный долг — не провозгласил в монастыре провинциальный приговор об осуждении Русской конгрегации , что могло истолковываться как попытка сопротивления подчинения конвента Польской провинции, к которой на тот момент он принадлежал. В конце концов, после 1612 монастырь окончательно оставили в пределах этой провинции.

Впоследствии в 1793 году монастырь снова вошел в состав Русской провинции, и стал её столицей. Вследствие ограничительного влияния на деятельность католицизма со стороны властей Российской империи провинции объединялись, поэтому с 1839 луцкий двор входил уже в Литовско-Русскую провинции.

Духовная жизнь и культы

Особенностью духовной жизни монастырей было распространение культов различных святых и чудотворных икон. Это выражалось в титулатуре храмов, часовен , алтарей , икон, деятельности братств, и имён, которые себе брали монахи во время пострига . Так, для луцкого доминиканского приората было присуще распространение культов как обще орденских, так и местного значения. Ими были культы: Святого Николая , Вознесение Богородицы , Взятие на небо Богородицы, Святого Доминика , Святого Гиацинта , Святого Фомы Аквинского , Святой Розы Лимской , Святого Каетана , Марии Магдалины , Иисуса у столба, Викентия Феррера . Кроме того, каждую пятницу доминиканцы вместе с иезуитами возле изображения Иисуса Христа у столба проводили специальную мессу , посвященную Святому Томи. Члены приората также активно включались в процессии на улицах города. Часто это происходило совместно с луцкими иезуитами . С 1687 года в монастыре существовала отдельная должность исповедника монахинь. К тому времени в городе уже утвердился женский монастырь ордена Святой Бригитты , над которым и велась опека со стороны доминиканцев .

Икона Луцкой Богоматери

Virgin Salus Populi Romani из римского собора

В конце века луцкий епископ Бернард Мацейовский посетил Рим , где Папа Климент VIII подарил ему икону Божией Матери Римской, которая является копией известной Чудотворной иконы Salus Populi Romani из собора Санта-Мария-Маджоре в Риме, где она почиталась как покровительница римлян. Эта икона была одной из первых копий иконы из Рима, которая распространялась на Волыни . После приезда в Луцк в 1598 году епископ передал икону доминиканскому монастырю. Это стало выдающимся событием в жизни обители, поскольку доминиканцы считали Римскую Богоматерь своей опекуншей. Икона заняла важное место в деятельности доминиканцев.

Для размещения иконы была специально построена часовня, деньги на которую дал Александр Красинский в 1649 году.

Список чудес римской иконы начали вести с середины XVII века. Сначала показания просто выцарапывались на стене костёла, впоследствии их записывали и хранили в конвентуальном архиве. Среди свидетелей и очевидцев, чьи показания записывались, больше всего было шляхты и магнатов. Меньше было от самих доминиканцев и ещё меньше мещан и крестьян. Также были свидетельства православных и униатов. Кроме того, подвергались влиянию и почитали икону луцкие Бригидки и иезуиты . Епископ Луцкий Франциск Пражмовский инициировал создание комиссии, которая в соответствии с каноническими правилами католической церкви должна была изучать и проверять показания о чудесах. Но в 1701 году он умер, что поставило под угрозу деятельность комиссии. Однако администратор луцкой кафедры Павел Дубравский созвал повторную комиссию. Чудеса были проверены, и в 1703 году икона была провозглашена чудотворной и названа «щитом Королевства и непоколебимой башней Волыни». Тогдашний доминиканский приор Игнатий Ковнацкий подытожил список чудес и другие свидетельства и опубликовал их в книге под названием «Sparta Polska …» . Полный список, изданный позднее Томашом Челейовским, содержит 172 чуда. Среди описаний чудес были, например, такие: выздоровление больных, воскрешение мёртвых , возвращение зрения слепым . Приор Петр Щербинский сам испытал чудотворные воздействия иконы и утверждал, что икона уберегла комплекс от пожара. В 1724 году он подал ходатайство в Рим о коронации иконы. О прославлении иконы беспокоился и сам провинциал Польской доминиканской провинции Юсти Якельський .

Процесс коронации

С помощью волынского воеводы Михаила Потоцкого декрет о коронации был подготовлен в 1748 году. Для этого в монастыре было построено 3 арки. Первая иллюстрировала оборону воеводства от врагов. На второй арке помещались изображения святых. 8 сентября 1749 с участием праздничной делегации из столицы состоялась торжественная коронация иконы. Процесс был очень пышным с привлечением большого количества известных лиц Королевства. Кроме того, вышли две речи, посвященные коронации, описание процесса был издан в Риме, также была опубликована статья в «Польском курьере». В Риме были вылиты серебряные монеты, на одной из сторон которой был образ Римской Богородицы, а на другой — доминиканский святой Викентий Феррера . В 1776 году был издан целый сборник молитв, обращенных к Луцкого Богоматери .

Культ Кароля Франка

Кароль Франко

Кароль Франко — член луцкого доминиканского конвента, который умер в 1622 году. Родом из Олыки . Образование получил в иезуитском коллегиуме, затем постригся в доминиканцы. После смерти члены ордена приступили к его канонизации, однако вероятно, вследствие того, что тело Кароля было уничтожено во время нападения казаков на Луцк в 1648 году, процесс был приостановлен. Однако в 1660-х годах другой член семьи Франков, который постригся в Летичевском монастыре, выбрал себе имя своего луцкого родственника . В XVIII веке внимание к личности Кароля восстановилось и тогдашний луцкий доминиканский приор И. Ковнацкий в 1703 году издал житие Кароля, автором которого был магистр луцких новициатов Мариан Колумбан. В житии Кароля отмечалось, что он быстро стал покорным и скромным, боялся женщин, в определенные периоды питался только хлебом и водой, занимался самобичеванием, очень ревностно почитал икону Луцкой Богоматери, практиковал молчание и молитвенные размышления . Фигура Кароля символизировала аскетический идеал доминиканца, к которому стремились монахи конвента.

Интеллектуальная жизнь

Новициат

С 1619 года в монастыре постоянно действовал новициат , о чём было издано постановление капитула. C 1640-х годов профессию приняли 8 человек. События Хмельниччины негативно повлияли на деятельность новициата, но уже в 1671 году в монастырь постригалося 4 человека ежегодно, что было максимальным для луцкого конвента. В XVIII веке Луцкий доминиканский новициат был одним из самых крупных в Польской провинции . Его профессий, окончившие новициат, направляли в различные монастыри волынской контраты. Средний возраст кандидатов в монахи, которые вступали в новициату, был 15-23 года.

Орденское обучение

В доминиканском ордене существовала разветвленная система школ, где происходило интеллектуальное воспитание монахов. В 1477 году в монастыре уже была конвентуальна школа, поскольку есть упоминания про лектора Климента. В конвентуальной школе преподавали казуистику , философию и экзегетику .

Активное оживление доминиканских школ в Луцке начинается с середины XVII века. В монастыре зарождается студиум высшего уровня. Кроме моральной , преподаётся и догматическая теология. В 1663 году в монастыре есть два преподавателя теологии , один из которых имел степень бакалавра . В 1686 году начала логики преподавал известный в то время доминиканец Гиацинт Любоведзкий. А в следующем году в монастыре зафиксировано аж два магистра (кроме магистра новициатов), что было весомым фактом, поскольку во всей провинции должность магистра могло занимать не более 8 человек . В 1694 году школу официально повысели до уровня формальной — школы университетского уровня без права предоставлять научные степени . Это повлекло повышение статуса монастыря во всей провинции, и он стал одним из центров доминиканской интеллектуальной жизни Польской провинции рядом с центром Люблина, Познани, Варшавы. Краковский монастырь капуцинов приобрел рукопись Гиацинта Любоведзкого, па которым он читал лекции в Луцке. А экземпляр философского курса, также прочитанного в Луцке, находился в одной из монастырских библиотек Вильнюса . В 1796 году луцкие доминиканцы издали коллективное антимасонское произведение «Последняя крепость вильновирцив …» . Выход книги происходил в контексте борьбы доминиканцев Речи Посполитой с масонами .

Монахи часто высылались за границу для получения образования высшего орденского уровня в генеральных школах. Такими были школы в столицах доминиканских провинций. Из Луцка больше всего ездили в Падую . А также в Рим , Перуджу , Неаполь . Впоследствии они возвращались обратно. После Третьего раздела Речи Посполитой Волынь вошла в состав Российской империи . Также изменились границы доминиканских провинций. Луцкий монастырь больше не входил в Польскую провинцию. Вместо этого он перешел к Русской провинции и стал её столицей. Соответственно, именно в луцком монастыре разместилась орденская школа высшего уровня — Генеральный студиум. Преподавались теология, нравственное богословие , спекулятивная теология, философия , догматика , церковная история, право , латынь .

С конца XVI века в монастыре действовало братство Розария , где сочетались молитвенные практики с мыслями об основах веры.

Библиотека

В конце XVI века в библиотеке насчитывалось чуть больше 20 книг. Были книги как XV века, так и XVI. В 1605 году вышло постановление Генеральной капитулы ежегодно покупать несколько современных книг и книг известных авторов. В следующие 5 лет произошёл быстрый рост книг луцкой доминиканской библиотеки. В 1610 году количество книг достигала более 70. Среди них книги Платона , «Сумы» Сильвестра де Приеро, экзегетические произведения Фомы Аквинского, «Сентенции» разных авторов и другие книги, необходимые для монастырской жизни. В 1610 году библиотека содержала немало основных и актуальных полемических трудов контрреформационных авторов: Эка, Белармина, Гозия и других. Были произведения Эзопа и Эразма Роттердамского , хотя работы последнего содержались в индексе запрещённых книг . Отдельное место занимала группа книг иезуитов, которые были идеологическими соперниками доминиканцев. Среди таких в библиотеке содержалась агиографическая зибрка иезуита Петра Скарги , над названием которой кто-то дописал слово «Еретик». Однако, несмотря на это в библиотеке не было большого количества необходимых книг для нормального функционирования новициата и другой базовой литературы для доминиканских конвентов. Всего книги касались таких направлений знаний: экзегетика , агиография , гомилетика , каноническое право , философия , догматика , моральная теология, полемика , литургика , Священное Писание , история , аскетика , грамматика , , античная литература , а позже: риторика , поэтика , мистика , право , обрядовые книги и другие. Кроме того, в кельях братьев было немало собственных книг, которые не входили в библиотечные каталоги.

В связи с тем, что именно в XVIII веке происходил расцвет доминиканской школы и подъём её до уровня университета, те же тенденции должны быть характерны для библиотеки, однако следующий известный каталог библиотеки относится к 1832 году — после тотального пожара, когда сгорел и был заноново восстановлен весь монастырь. Поэтому в 1832 году библиотека содержала только 185 книг, заново собранных для нужд Генерального студиума. 35 % книг имели итальянское происхождение, столько же — польское, 9 % — немецкое, 6 % — французское. Половина книг издана в XVIII веке, 18 % — в XVII и 6 % — в XVI веке .

Общественная деятельность

На протяжении XVI века при монастыре действовала Мариинская латинская школа, где учились дети из Луцка и близлежащих сел. Одним из ярких учителей школы был теолог и проповедник приор Северин. К началу XVII века обязанности лектора выполнял приор. В 60-х годах XVI века по инициативе приора Северина в городе открылась доминиканская пивоварня , корчма и шинок. Поэтому в луцком земском суде были слушания относительно недоразумений мещан и городской собственности доминиканцев. С 1623 года происходят упоминания про госпиталь в монастыре. 2000 злотых в госпиталь вложил Андрей Красинский . Приюты для сирот действовали в XVI в. и впоследствии в XVIII. В XVIII веке Йозеф и Раймунд Богушевские основали музыкальную капеллу для монастыря. Она во времена расцвета насчитывала 38 человек .

Бумажная фабрика и типография

В Новоставе конвент держал большую бумажную фабрику, которая производила бумагу для продажи. В 1573 году по инициативе приора Северина новоставский папирник Мартин Кобылка открыл бумажную фабрику в монастыре Святой Марии. Новоставская бумажная фабрика считается первым на Волыни центром бумажного производства . В 1688 году костёл был полностью реставрированным после пожара 1667 года, и шляхта ходатайствовала о переносе сюда волынских сеймиков . В 1783 году от короля Станислава Августа Понятовского луцкие доминиканцы получают привилегию, которая позволяет выпускать книги на разных языках. Уже через 4 года в старом монастыре была открыта большая типография. Здесь выпускались книги на польском , латинском , французском и русском языках. В 1787—1804 в типографии вышло более 100 наименований книг. Типография в XIX веке имела печатать 1 книги на заказ Начальства Образования и отдавать 100 её экземпляров для нужд Волынской гимназии.

Конфликт с евреями

Синагога. Изображение XIX в.

В мае 1626 король Сигизмунд III Ваза предоставил привилегию луцким евреям на построение каменной синагоги и новой школы.

Синагога должна была появиться в центре еврейского квартала, рядом с которым находился латинский, в центре которого и стоял доминиканский комплекс. Члены ордена стали жаловались, что синагога будет выше костёла и поэтому препятствовали строительству, которое затянулось на два года. Однако уже в 1628 году король вновь предоставил привилегию . Дело закончилось в королевском суде победой еврейской общины. Суд постановил, что высота синагоги не препятствует монастырю .

Дело Дмитрия Гулевича

В 1623 году произошёл скандал , связанный с луцкими доминиканцами и членом семьи Гулевичей Дмитрием, который стал монахом ордена. 9 октября 1623 он составил фонд луцкому конвенту, согласно которому в распоряжение доминиканцев переходили сёла Коршовец, Вербяив, Поганов, Голешив, а самое главное — православная церковь Святого Дмитрия, расположенная в Окольном замке, напротив дворца Альбрехта Радзивилла . Также в собственность доминиканцев переходила церковная утварь из дмитровского храма: золотые и серебряные крестики, бокалы, церковные колокола, Евангелие , другие ценные книги, привилегии, письма, фонды. Это привело к ссоре внутри Гулевичей. Начались многочисленные судебные иски, где отмечалось, что храм принадлежит всей семье, поэтому сам Дмитрий не мог так распорядиться с храмом. Судебные дела тянулись несколько десятилетий, и в конце концов, храм остался за доминиканцами .

Нападения на приорат

Восстание Хмельницкого

В 1648 году Луцк, как и другие волынские города и городки, подвергся нападению казаков. Доминиканский костёл также пострадал от нападения. Хотя сами кельи и здание костёла не претерпели разрушения, и не были опустошены и разграблены. Архивные документы, которые включали княжеские и королевские привилегии, налоговые квитанции, завещания, письма были утоплены в болоте. Кроме монастырского комплекса были ограблены два дома в городе, принадлежавших монастырю. Не обошла такая участь и монастырское село Новостав. В начале 1649 года доминиканцы вернулись в Луцк и возобновили деятельность ордена . Заработала школа, начались службы и обычная монастырсая жизнь. Однако в 1653 году монастырь снова приостановил деятельность в связи с событиями Хмельнитчины . В 1670 г. монахи были вынуждены бежать из города, поскольку он был подвергнут нападению татар. Однако члены монастыря быстро вернулись, как только миновала угроза.

Ещё позже, в 1772 году, в Луцке произошла эпидемия, в результате которой монастырь потерял более половины своих братьев.

Общее состояние монастыря в XIX веке

В конце XVIII века Волынь оказалась в составе Российской империи . В 1803 году в городе епископ Каспер Цецишовский собрал всё духовенство Луцко-Житомирской епархии с целью открытия и содержания школ Волынской , Подольской и Киевской губерний . Было решено, что духовные общины и лица должны материально поддерживать деятельность школ и открытие новых. Доминиканский приор должен вносить 1/8 годового дохода на развитие Волынской гимназии. Также доминиканцы должны были отсылать трёх членов ордена в Виленский университет для учительской подготовки . Кроме того, монастырь предоставлял средства на открытие школы в Староконстантинове , 1000 злотых в ботанический сад в Луцкой и Житомирской школах, 100 экземпляров учебников из собственной типографии Волынской гимназии и школам других волынских городов . В 1812 г. в части помещения монастыря располагался штаб русской армии под командованием генерала Багратиона . В 1824 году для откупа своего крестьянина из Новостава от рекрутства луцкие доминиканы заплатили 1000 рублей серебром российскому военному ведомству.

Новый комплекс

Ещё в 1791 году рядом с новозаложенным монастырём начинается строительство нового Успенского костёла. А между тем в 1793 году старый комплекс снова страдает от пожара, но благодаря средствам Лаврентия Радецкого в размере 100000 злотых восстанавливается в стиле классицизма. Однако после всех пожаров строительство нового монастырского комплекса было вполне целесообразным. Итак, работы по сооружению велись далее. На плане города 1795 года обозначены два комплекса — старый и новый. Новый комплекс располагается немного севернее почти вплотную. Монастырь нового комплекса строится с западной стороны. Довольно богатую картину застройки доминиканской земле дает акварель Наполеона Орды . На ней виден новый комплекс, остатки старых келий, костёла и оборонительное сооружение с башнями.

В 1819 году был завершен и освящен новый костёл с монастырём, возникшие в стиле классицизма . Костёл был трехнефною базиликою с удлиненным пресвитерием , имел полуцилиндрические апсиды и галерею, которая окружала его. Длиной костёл был 55 м. Двухъярусная башня опиралась на среднюю часть нартекса . Яруса декорированы колоннами коринфского ордера . Высокая башня костёла была украшением города. На изображениях Луцка тех времен виден островерхий доминиканский шпиль, а часы-куранты своими циферблатами выходил на четыре стороны света.

Старый монастырский комплекс на то время уже был в непригодном для использования состоянии и был разобран. Остался только кусок восточной стены.

Последний пожар и кассация монастыря

Крупный пожар 1845 года, который сжёг большинство луцких костёлов, не обошёл и доминиканского. Кроме того, в середине XIX века российские власти активно боролись против католицизма на Волыни, в результате чего было закрыто очень много монастырей и костёлов . Поэтому, будучи очень поврежденным и не имея поддержки, доминиканский монастырь закрывается российскими властями в 1847 (1850) году. Коронованную икону в серебряном обрамлении вместе с другими иконами передали луцкой кафедре . Старый монастырский комплекс, основанный ещё во второй половине XIV века, разобрали на материал. В новом же монастыре разместился госпиталь, а в костёле — военный склад. Впоследствии костёл разобрали. И от двух доминиканских комплексов остался только новый монастырь и кусок стены старого комплекса. После этого православные чехи Луцка и Луцкого уезда просили правительство передать им бывший доминиканский монастырь для приспособления его под свою церковь .

XX века

С 1920 по 1933 года доминиканский монастырь использовался как резиденция епископа . Чудотворная икона находилась в кафедральном костёле до 1924 года, когда пожар поглотил её навеки. Но образ Луцкой Богоматери из доминиканского монастыря не был утрачен навсегда. Кроме образов в костёлах Волыни, в городе Седльце в гарнизонном костёле хранилась копия луцкой доминиканской иконы, выполнена в 1670 году. На ней надпись — "Obraz Cudowny z Łucka z R. 1670, odnowiony w R. 1851 " . В сидлецкий костёл образ попал в 1946 году из Олавы, куда сначала он попал из костёла села Новый Витков , для которого, собственно, и была когда-то сделана копия. Сидлецкая икона является единственным сохранившимся образом Луцкой Богоматери . В 1997 году она была повреждена наводнением, но впоследствии реставрирована в Народном музее Познаня . 25 июня 1999 года в кафедральном соборе луцкий состоялась интронизация этой иконы. Сейчас она хранится в Сидлецком костёле.

В монастыре в советские времена размещались больница и Профессиональное техническое училище № 1. Впоследствии здание было отдано для Волынской духовной семинарии УПЦ МП .

Настоящее

Будучи основанным во времена позднего Средневековья , доминиканский монастырь сыграл большую роль для истории города и Волыни в частности. Он был оборонительным, духовным, благотворительным, интеллектуальным и культурным центром Луцка .

Сегодня в бывшем монастыре доминиканцев разместилась Волынская духовная семинария УПЦ МП с церковью Кирилла и Мефодия .

Архитектура

Архитектура первого костёла и монастыря была готической . Однако не сохранилось описаний, или изображений, по которым можно установить детальный вид храма. От него остался кусок стены, который хорошо наблюдается с улицы Драгоманова.

Второй комплекс появился в стиле классицизма . Хотя его костёл был разобран в XIX веке, но сейчас ещё можно наблюдать остатки в южной части, где он в определенном месте не был разобран даже до уровня земли. Старая сохранившаяся стена достигает в высоту нескольких метров и около двух в длине полукруга, которым завершался костёл с юга. Над этими старыми остатками стена была частично восстановлена. Пока объект на стадии строительства. Сохранена подземная часть костёла.

Монастырь трехэтажный прямоугольный в плане с размерами 51×12 м. Лестницы содержатся в той части, которая примыкала к костёлу. Коридоры соединяют комнаты этажей, окнами выходят на реку. Первые два этажа имеют крещатые своды . Фасад украшен спаренными лопатками , порталы имеют обрамление, которые завершаются волютами или лучковыми сандриками . С улицы Драгоманова , кроме того, можно наблюдать мощные остатки старого комплекса XIV века .

Дополнительно

Пожары монастыря и костёла ,

Крупнейшие пожертвования монастырю

Предоставление монастырю делались как в виде денег, процентов от определенной суммы, так и путём косвенных пожертвований: освобождение от налогов, разрешение на территорию, подарок недвижимости, разрешение вести ту или иную экономическую деятельность (разрешение на существование корчмы от короля Ягайло в 1390 году, разрешение взятие пошлины от каждого купца в городе от короля Сигизмунда III в 1596 году и т. п.). Но больше и чаще осуществлялись денежные предоставления — запись процентов от определенной суммы. Стоит учесть, что одна и та сумма, предоставленная в разные исторические отрезки, не эквивалентна вследствие инфляции .

Галерея

Примечания

  1. Жук О. М. Історична топографія Луцька Х — XVIII ст. — Львів, 2000
  2. Trajdos. Kościół katolicki na ziemiach ruskich Korony i Litwy za panowania Władysława II Jagiełły (1386—1434). — Wrocław, 1983. T1. — S.176
  3. Loenertz R. Les origines l’ancienne historiographie dominicaine en Pologne // AFP. — Romae, 1938. — V. 8. — P.142
  4. . Дата обращения: 11 января 2013. Архивировано из 5 сентября 2014 года.
  5. Т.Садовнік, О.Бірюліна, В.Баран. Європейський з'їзд 1429 року в Луцьку. — Луцьк, 2006 — с.13
  6. Троневич П. Волинь в сутінках української історії XIV—XVI ст. — Луцьк, 2003 — с.45
  7. П.Троневич, М.Хілько, Б.Сайчук. Втрачені християнські храми Луцька, Луцьк, 2001, с.49-52
  8. Loenertz R. Les origines l’ancienne historiographie dominicaine en Pologne ІІ Abraham Bzowski // AFP. — Romae, 1949. — V. 19. — P.87-88
  9. Сінкевич Н. Laudare benedicere praedicare: Домініканський орден на Волині в кінці XVI- початку XIX ст. : монографія. — К., 2009 — а: с.94-109, б: с.142-143, в: с.146-150, г: с.159-170, д: с.255-256, е: с.260-280 ISBN 978-966-2302-02-8
  10. Kłoczowski J. Klasztor dominikański w Lublinie (stulecia XIII—XIV) // Dominikanie w Lublinie: Studia z dziejów s kultury. — Lublin, 2006 — s. 55
  11. Czelejowski Tomasz. Abrys koronacyi Nayświętszey Nieba y Ziemie Królowey… — Kraków, 1757
  12. Kownacki I. Sparta Polska. — Zamość, 1703
  13. Колосок Б. В. Римо-католицькі святині Луцька. — Київ, 2004. — с. 117 ISBN 966-575-107-7
  14. Kukiz T. Obraz Matki Boskiej Łuckiej // Wołanie z Wołynia. Biały Dynajec, 1997. — № 3, s.26
  15. Марчук Г. Образ Матері Божої Луцької // Пам’ятки сакрального мистецтва Волині. Матеріали VIII міжнародної наукової конференції. — Луцьк. 13-14 грудня 2001 р. — С. 160
  16. Officyum albo godzinki o NPM u Dominikanów łuckich. — Berdyczów, 1776
  17. Momenta Ordinis Fratrum Praedicatorum Historica. — Romae, 1903. — V. 13. — P. 105
  18. Kłoczowski J. Zakon braci kaznodziejów w Polsce 1222—1972: Zarys dziejów // Studia nad historią dominikanów w Polsce. — Warszawa, 1975. — T.1 — s. 81
  19. Flaga J. Formacja kandydatów do zakonów w XVII i XVIII wieku // Roczniki Humanistyczne. — Lublin, 1990. — T.38, z.2 — s.106
  20. Świętochowski R. Podstawa źródłowa hidtorii dominikanów w Polsce // Sprawozdania TN KUL. — Lublin, 1971. R.20 — s. 86
  21. Twierdzę ostatnią wolnowierców albo dowody obalające rozumowania, źe religia preśladowaniem się szerzy. — Łuck, 1796
  22. Довбищенко М. В. Волинська шляхта у релігійних рухах кінця XVI — першої половини XVII ст. — К, 2008 — а: c.783, б: c.341-342 ISBN 978-966-2911-22-0
  23. Stecki T. Łuck starożytny i dziesiejszy. — Kraków, 1876. — s. 202
  24. Gębarowicz M. Z dziejów papiernictwa XVI—XVIII w. // Roczniki bibliotecznie: organ naukowy bibliotek szkól wyższych. — Wrocław, 1966. — R.10, z.1-2. — s. 176—182
  25. . Дата обращения: 12 января 2013. 29 июня 2011 года.
  26. Kraszyńska A. Żydzi łuccy do kónca XVII wieku // Rocznik Wołyński. — Równo, 1938. — T. 7, — s. 160
  27. Білоусов Ю. Київсько-Житомирська римо-католицька єпархія: Історичний нарис. — Житомир, 2000. — с. 52-55
  28. Батюшков П. Н. Волынь: Исторические судьбы Юго-Западного края. — СПб., 1888. — с. 58-66
  29. Белоголов И. Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению Римско-Католической Церкви в России. — Т. 1: 1762—1825 гг. — Петроград, 1915. — с. 210—216
  30. В.Пясецький, Ф.Мандзюк. Вулиці і майдани Луцька. — Луцьк, 2005. — с.36
  31. Б. Колосок, Р.Метельницький. Луцьк. Архітектурно-історичний нарис. — Київ, 1990. — С. 111
  32. Крыжановский Е. Чехи на Волыни.- СПб: Синодальная типография, 1887.- С.145
  33. . Дата обращения: 12 января 2013. 20 ноября 2008 года.
  34. от 10 июня 2010 на Wayback Machine

Литература

  • Сінкевич Н. Laudare benedicere praedicare: Домініканський орден на Волині в кінці XVI — початку XIX ст. : монографія. — К., 2009—408 с. ISBN 978-966-2302-02-8
  • П.Троневич, М.Хілько, Б.Сайчук. Втрачені християнські храми Луцька — Луцьк, 2001 — с. 49-52 ISBN 966-95830-1-2
  • Adam Wojnicz. Łuck na Wołyniu, — Łuck, 1922 — s. 18-21
  • Czelejowski Tomasz. Abrys koronacyi Nayświętszey Nieba y Ziemie Królowey… — Kraków, 1757
  • Kownacki I. Sparta Polska. — Zamość, 1703

Интернет-ресурсы

Источник —

Same as Доминиканский монастырь (Луцк)