Сын дюссельдорфского предпринимателя, Хельмут Койтнер учился в
Мюнхене
. В 1931—1935 годах состоял в труппе кабаре «Палач». В 1936—1939 годах служил в Лейпцигском драматическом театре актёром и режиссёром. Карьеру кинорежиссёра начал с фильма «Китти и международная конференция», хотя опыт в кино уже приобрёл в качестве сценариста фильма «Крейсер „Эмден“».
Койтнер не участвовал в
движении Сопротивления
, но в нацистской Германии проявлял определённую независимость в своём творчестве. Фильм «Китти и международная конференция» был обвинён национал-социалистической цензурой в пробританской направленности и запрещён. Фильмы «Улица Большая Свобода, 7» и «Под мостами» подчёркивали индивидуальность и резко контрастировали с нацистским мировоззрением. Фильмы «Платье делает людей» и «
Романс в миноре
» также не соответствовали идеалам национал-социалистического кинематографа.
Первый послевоенный фильм Койтнера «В те дни» повествовал о послевоенной действительности. В 1954 году Койтнер выступил режиссёром антивоенного фильма «Последний мост», удостоенного приза
Каннского кинофестиваля
. Славу Койтнеру также обеспечил фильм «
Людвиг II: Блеск и падение короля
», а также экранизации произведений
Карла Цукмайера
«Генерал дьявола» с
Курдом Юргенсом
в главной роли и
с
Хайнцем Рюманом
в главной роли, а также
«Шиндерханнес»
вновь с
Курдом Юргенсом
. В 1959 году в США Койтнер снял
Чарльза Коберна
и
Сандру Ди
в фильме «Незнакомец в моих руках». После Оберхаузенского манифеста 1962 года, в котором о себе заявили представители
Нового немецкого кино
, Койтнер ушел из кинематографа и стал работать на телевидении, время от времени снимался сам и работал режиссёром в театре, а также ставил радиоспектакли.
В 1934 году Хельмут Койтнер женился на актрисе
Эрике Бальке
, которая начиная с «Последнего моста» работала ассистентом режиссёра практически на всех его фильмах. Последние годы жизни тяжело больной Койтнер провёл с супругой в своём доме в
Тоскане
на севере
провинции Сиена
.
Хельмут Койтнер похоронен на Лесном кладбище в
берлинском
районе
Целендорф
. С 1982 года в память о режиссёре в его родном городе Дюссельдорфе вручается
. Именем Койтнера названы улицы в
Эссене
, Берлине и Мюнхене.
Фильмография
1932: Kreuzer Emden
1939: Die Stimme aus dem Äther
1939: Salonwagen E 417
1939: Marguerite: 3 / Eine Frau für Drei
1939: Schneider Wibbel
1939: Китти и международная конференция — Kitty und die Weltkonferenz
Peter Cornelsen:
Helmut Käutner. Seine Filme, sein Leben.
München: Heyne 1980. (=
Heyne Filmbibliothek
. 27.)
ISBN 3-453-86027-6
.
Wolfgang Jacobsen und Hans-Helmut Prinzler:
Käutner
. Berlin: Wiss.-Verl. Spiess 1992. (=
Edition Filme
. 8.)
ISBN 3-89166-159-2
.
Thomas Koebner, Fabienne Liptay, Claudia Mehlinger und René Ruppert (Hrsg.):
Helmut Käutner
. München: edition text + kritik 2008. (=
Film-Konzepte
. 11.)
ISBN 978-3-88377-943-0
.
Hans Dieter Schäfer:
Moderne in Dritten Reich. Kultur der Intimität bei Oskar Loerke, Friedo Lampe und Helmut Käutner
. Stuttgart: Franz Steiner Verlag 2003,
ISBN 3-515-08432-0
.
Hans-Jürgen Tast:
Helmut Käutner — Unter den Brücken. 1944/45
. Schellerten: Kulleraugen 2007. (=
Kulleraugen
. 34.)
ISBN 978-3-88842-033-7
.
Hans-Jürgen Tast:
Helmut Käutner — In jenen Tagen. 1947
. Schellerten: Kulleraugen 2007. (=
Kulleraugen
. 33.)
ISBN 978-3-88842-034-4
.