Мише́ль де Серто́
(
фр.
Michel Jean Emmanuel de La Barge de Certeau
;
17 мая
1925
(
1925-05-17
)
,
Шамбери
, департамент
Савойя
—
9 января
1986
,
Париж
) — французский историк, антрополог, культуролог,
социальный философ
; член
Общества Иисуса
(орден иезуитов).
Биография
Мишель де Серто родился в 1925 году в
Шамбери
,
Савойя
,
Франция
. Получил разностороннее образование, следуя средневековой традиции "
академического путешествия
" (Peregrinatio academica), когда ученик в поисках знаний путешествовал от одного учителя к другому. После получения степеней в области классической филологии и философию в университетах
Гренобля
и
Лиона
, он изучал труды
(1506-1546), одного из основателей
Ордена Иезуитов
в Практической школе высших исследований (фр.
) под руководством Жана Орсибаля. Он учился в духовной семинарии в
Лионе
, где вступил в орден иезуитов (Общество Иисуса) в 1950 году и был пострижен в монахи в 1956 году.
Серто вступил в Общество Иисуса в надежде заняться миссионерской деятельностью в Китае. В год своего пострижения, Серто стал одним из основателей журнала "Христос" (Christus), с которым он будет активно сотрудничать на протяжении большей части своей жизни. В 1960 году Серто защитил докторскую диссертацию в
Сорбонне
по христианской мистике иезуитов XVI-XVII вв. (Пьер Фавр, Жан-Жозеф Сюрен).
Серто преподавал в нескольких университетах: в
Женеве
,
Сан-Диего
и
Париже
. В 1970-е и 1980-е годы он опубликовал ряд работ, продемонстрировавших его интерес к истории
мистицизма
,
феноменологии
и
психоанализу
. Он привлек к себе общественное внимание после публикации статьи, критиковавшей
майские события во Франции 1968 года
. Большое влияние на взгляды Серто оказали в первую очередь,
Зигмунд Фрейд
, а также
Жак Лакан
, который вместе с Серто стоял у истоков неформальной
.
Работы
Наиболее известной и влиятельной работой де Серто является книга «Изобретение повседневности» (1980). Она посвящена повседневной жизни, жизни обычных людей, «пользователей» или «
потребителей
», вынужденных подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами и ожиданиями. В этой работе автор, совмещая свои разносторонние научные интересы, развивает оригинальную теорию
повседневности
, где «пользователи» ведут незримую борьбу, сопротивляются навязанным правилам и порядкам, изменяют их в процессе «освоения».
Методологическим принципом, из которого исходит автор книги, является представление о том, что любое прочтение (интерпретация) есть акт творчества, даже если он и не осознается таковым. Практики потребления (начиная от еды и питья, телевидения, кино, до практик освоения городского пространства) рассматриваются Серто по аналогии с многовариантным прочтением, как повседневное анонимное творчество.
Потребление
– это особое скрытое производство. Обычное, зримое
производство
создаётся теми, кто обладает
властью
(доминирующими). Скрытое производство доминируемых «изворотливо, рассредоточено, но проникает повсюду, молчаливое и почти невидимое, поскольку заявляет о себе не посредством собственной продукции, а через способы использования той продукции, которая навязывается господствующим экономическим порядком».
Особое внимание де Серто уделяет различию понятий «стратегия» и «тактика».
Серто связывает понятие «стратегия» с институтами и структурами власти, в то время как «тактика» используются личностью, чтобы создать свободное личное пространство в окружении, которое определяется стратегиями. Во главе «Прогулки по городу» он описывает практики освоения городского пространства. Он пишет, что если рассматривать город «стратегически», то город превращается в «понятие». Оно порождено стратегиями правительств, корпораций и других институциональных органов, которые производят город как карту, описывают город как абстрактное единое целое с высоты птичьего полета. Но если рассматривать город «тактически», с точки зрения его «потребительских» качеств, то город приобретает новые характеристики. На примере способов «гулять», «смотреть», «называть» город, автор характеризует городское пространство как место борьбы «тактик» и «практик» социальных агентов структур власти. При этом он переходит от описания собственных субъективных впечатлений к историческим экскурсам и семиотическому анализу.
Большое внимание Серто уделяет противопоставлению понятий «
чтение
» и «
письмо
» в
Новое время
. Письмо ассоциируется с управляющими стратегиями доминирующих. Чтение – с творческими тактиками пользователей, когда читатель становится бесцеремонным соавтором текста.
«Чтение – это лишь один, но наиболее фундаментальный аспект потребления. В обществе, которое становится все более и более письменным, в основании которого лежит власть менять вещи и преобразовывать структуры исходя из моделей письма (научных, экономических, политических), которое постепенно превращается в многоаспектные «тексты» (административные, урбанистические, индустриальные), пару «производство-потребление» можно нередко заменить её эквивалентом и основным выразителем – парой «письмо-чтение».
—
«История как письмо» («L’Ecriture de l’Histoire»), работа Мишеля де Серто, переведенная на английский уже после его смерти, объясняет проблемы отношений истории и религии. В ней автор обращает внимание на связь истории письменности, легитимизации политической власти. Он также критикует «западную» традицию описания исторического развития письма как инструмент колониализма.
Сочинения
На французском языке
-
Mémorial du Bienheureux Pierre Favre, trad. et comment. par Michel de Certeau. Paris: Desclée de Brouwer, 1960
-
Jean-Joseph Surin. Guide spirituel pour la perfection/ Texte établi et présenté par Michel de Certeau. Paris: Desclée de Brouwer, 1963 (переизд. 1989, 2008)
-
Le Mépris du monde: la notion de mépris du monde dans la tradition spirituelle occidentale. Éditions du Cerf, 1965 (в соавторстве)
-
La Correspondance de Jean-Joseph Surin/ Texte établi et présenté par Michel de Certeau, préface de
Julien Green
. Paris: Desclée de Brouwer, 1966
-
La Solitude, une vérité oubliée de la communication. Desclée de Brouwer, 1967 (в соавторстве с François Roustang)
-
La Prise de parole, pour une nouvelle culture. Desclée de Brouwer, 1968
-
L'Étranger ou l'union dans la différence. Desclée de Brouwer, 1969 (новое изд. 1991, 2005)
-
La Possession de Loudun. Gallimard, 1970 (переизд. 1980, 1990, 2005).
-
L'Absent de l'histoire. Tours: Mame, 1973 (переизд. 1996)
-
La Culture au Pluriel. Union Generale d’Editions,1974 (переизд. 1980, 1993, 2005)
-
Le Christianisme éclaté. Le Seuil, 1974 (в соавторстве с
en
)
-
L’Ecriture de l’Histoire. Editions Gallimard, 1975 (переизд. 1978, 1988, 1993, 2001, 2002, 2007, 2011)
-
Une Politique de la Langue: La Revolution Francaise et les Patois, l’enquete de Gregoire. Gallimard, 1975 (avec Dominique Julia et Jacques Revel; переизд. 1980, 1986, 2002)
-
L’Invention du Quotidien. Vol. 1, Arts de Faire. Union generale d’editions, 1980 (переизд. 1990, 1998, 2001, 2004, 2007, 2008, 2010, 2012)
-
La Fable Mystique. vol. 1, XVIe-XVIIe Siecle. Editions Gallimard, 1982 (переизд. 1987, 1995, 2002, 2006, 2007, 2013)
-
L'Ordinaire de la communication. Dalloz, 1983 (avec Luce Giard)
-
La Faiblesse de Croire/ Ed. par Luce Giard. Seuil, 1987 (переизд. 2003)
-
Histoire et Psychanalyse entre science et fiction. Gallimard, 1987 (переизд. 2002)
-
La prise de parole et autres ecrits politiques. Seuil, 1994
-
Le Lieu de l'autre: histoire religieuse et mystique. Gallimard; Seuil, 2005
-
La Fable mystique: XVIe et XVIIe siècle, tome 2. Gallimard, 2013
Переводы на английский язык
-
The Writing of History. Translated by Tom Conley. Columbia University Press. 1988.
-
The Capture of Speech and Other Political Writings. Translated by Tom Conley. University of Minnesota Press. 1998.
-
The Certeau Reader. Edited by Graham Ward. Blackwell Publishers. 1999.
-
Culture in the Plural. Translated by Tom Conley. University of Minnesota Press. 1998.
-
Heterologies: Discourse on the Other. Translated by Brain Massumi. University of Minnesota Press. 1986.
-
The Mystic Fable: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. Translated by Michael B. Smith. University of Chicago Press. 1995.
-
The Practice of Everyday Life. Translated by Steven Rendall. University of California Press. 1984.
-
With Luce Giard and Pierre Mayol. The Practice of Everyday Life. Vol. 2, Living and Cooking. Translated by Timothy J. Tomasik. University of Minnesota Press. 1998.
-
The Possession at Loudun. University of Chicago Press. 2000.
Публикации на русском языке
-
Мишель де Серто.
-
Мишель де Серто. По городу пешком // Communitas. 2005. № 2. С. 80-87.
-
Мишель де Серто. Общее место: обыденный язык // Неприкосновенный запас. 2007. № 4(54).
-
Мишель де Серто. Призраки в городе // Неприкосновенный запас. 2010. №2(70).
-
Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с. (Серия "Прагматический поворот"; вып. 5).
ISBN 978-5-94380-150-1
.
-
Публикации на других языках
-
Politica e Mistica. Questioni di Storia Religiosa. Milano: Jaca Book, 1975
-
Il parlare angelico: Figure per una poetica della lingua (secoli XVI e XVII). Firenze: L.S. Olschki, 1989
-
La lanterna del diavolo: cinema e possessione. Milano: Medusa, 2002
Примечания
-
Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. Стр. 41
-
Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. Стр. 282
-
Мишель де Серто.
от 13 марта 2016 на
Wayback Machine
— Город — Каталог сайтов — Русская антропологическая школа
-
(неопр.)
. Дата обращения: 25 октября 2009.
21 сентября 2011 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 27 марта 2013.
2 ноября 2013 года.
Литература
-
Le voyage mystique: Michel de Certeau/ Luce Giard, ed. Paris: Recherches de Science Religieuse, 1988.
-
Histoire, mystique et politique: Michel de Certeau/ Luce Giard et Pierre-Jean Labarrière, eds. Grenoble: J. Millon, 1991
-
The new world: essays in memory of Michel de Certeau/ Stephen Greenblatt, ed. Berkeley: University of California Press, 1991
-
Michel de Certeau, ou, La différence chrétienne/ Claude Geffré, ed. Paris: Editions du Cerf, 1991
-
Ahearne J. Michel de Certeau: interpretation and its other. Stanford: Stanford UP, 1995
-
.
-
-
Sluipwegen van het denken. Over Michel de Certeau/ Koenraad Geldof & Rudi Laermans, eds. Nijmegen: SUN; Antwerpen: Kritak, 1996
-
A partir de Michel de Certeau: de nouvelles frontières/ Maria Letizia Cravetto, de Marie-Florine Bruneau, eds. PUF, 1999
-
.
-
-
Michel de Certeau: les chemins d’histoire/ Edited by Christian Delacroix. Complex, 2002.
-
Dosse F. Michel de Certeau: Le marcheur blessé. Decouverte, 2002.
-
Michel de Certeau, histoire/psychanalyse: mises à l'épreuve. EspacesTemps, 2002
-
Bogner D. Gebrochene Gegenwart: Mystik und Politik bei Michel de Certeau. Mainz: Matthias-Grünewald-Verlag, 2002
-
-
-
Quirico M. La differenza della fede. Singolarità e storicità della forma cristiana nella ricerca di Michel de Certeau. Turin: Effatà, 2005
-
.
-
Dosse F. Paul Ricoeur et Michel de Certeau: l'histoire, entre le dire et le faire. Paris: L'Herne, 2006
-
Michel de Certeau: Geschichte, Kultur, Religion/ Marian Füssel, Hrsg. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft, 2007
-
-
-
Lire Michel de Certeau - la formalité des pratiques = Michel de Certeau lesen - die Förmlichkeit der Praktiken/ Philippe Büttgen, Hrsg. Frankfurt am Main: Klostermann, 2008
-
Mboukou S. Michel de Certeau, l'intelligence de la sensibilité: anthropologie, expérience et énonciation. Strasbourg: Le Portique, 2009
-
Michel de Certeau, un pensador de la diferencia/ Perla Chinchilla, ed. México: Universidad Iberoamericana, 2009
-
York G.B. Michel de Certeau or Union in difference. Leominster: Gracewing; New Malden: Inigo, 2009
-
Revue d'histoire des sciences humaines, 2010, № 23
-
Spiritual spaces: history and mysticism in Michel de Certeau/ Iñigo Kristien Marcel Bocken, ed. Leuven; Walpole: Peeters, 2013
-
Борис Дубин
.
-
Борис Дубин.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|