Михайловский горно-обогатительный комбинат
- 1 year ago
- 0
- 0
Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Му́соргского — Миха́йловский театр — театр оперы и балета в Санкт-Петербурге , один из значимых музыкальных театров России. Открыт в 1833 году . Комплекс зданий располагается в центре Санкт-Петербурга, в историческом здании на площади Искусств .
Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I .
Своим названием театр обязан великому князю Михаилу , младшему сыну Павла I : Михайловский дворец , расположенный на одноимённой площади (современное название лишь с 1940 года), служил ему резиденцией.
Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева . Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами , богатой лепниной и фигурами кариатид , украшающими и сегодня портал над авансценой .
До революции Михайловский театр, наряду с Мариинским и Александринским , управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. В помещении театра выступала труппа Александринского театра , гастролировали французские и немецкие артисты (в частности, Рашель, Ф. Л. Гаазе ). В его стенах проходили и оперные спектакли . Французские оперетты — например, Оффенбаха — были часты, но оперные спектакли шли редко и устраивались в основном силами Императорской русской оперы ( Мариинского театра ). Исключение составили несколько лет в середине 1890-х годов , когда помещение Мариинского было закрыто на ремонт и оперы на сцене Михайловского шли еженедельно.
Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить Иоганна Штрауса , Адольфа Дюпюи , Люсьена Гитри , Матильду Кшесинскую , Федора Шаляпина , Сару Бернар . Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин , В. А. Жуковский , Л. Н. Толстой , П. И. Чайковский .
Вскоре после Февральской революции с царских лож были демонтированы короны и вензеля , в связи с чем члены Особого совещания по делам искусства при комиссаре Временного правительства обратилось к Ф. А. Головину с сообщением, что «внутри зданий Государственных театров предположено уничтожить все эмблемы Государственного герба с тем, чтобы заменить их другими украшениями во вкусе возрождения … что может нанести значительный ущерб художественной цельности этих сооружений». Директору театров В. А. Теляковскому тут же было предписано «без доклада мне не предпринимать никаких замен эмблем Государственного герба»
С 1918 года начался новый этап истории театра — музыкальный.
В 1920 году театру, как и всем бывшим «императорским», было присвоено звание академического. Главным дирижёром стал С. А. Самосуд , чьё творчество принесло театру славу «лаборатории советской оперы». По меньшей мере, три мировые премьеры, в разные годы осуществлённые С. А. Самосудом , вписали МАЛЕГОТ (МАлый ЛЕнинградский Государственный Оперный Театр — название театра в 1926 - 1964 гг.) в историю мирового оперного искусства: « Нос » и « Леди Макбет Мценского уезда » Д. Д. Шостаковича (соответственно, 18 января 1930 года и 22 января 1934 года) и « Война и Мир » С. С. Прокофьева (1-я часть, 8 картин) — 12 июня 1946 года.
В XX веке в театре работали деятели культуры, известные не только в России, но и во всём мире. Среди них — дирижёры Э. Грикуров , Д. Похитонов , Г. Дониях , К. Зандерлинг , Ю.Темирканов , П. Бубельников , В. Кожин ; режиссёры В. Мейерхольд , Б. Зон , Н. Смолич , И. Шлепянов , ; балетмейстеры Ф. Лопухов , Дж. Баланчин , Б.Фенстер , Ю. Григорович , И. Чернышёв , Н. Боярчиков , О. Виноградов . В разные годы репертуарной частью театра заведовали А. И. Пиотровский , И. И. Соллертинский и И. Д. Гликман .
На протяжении своей истории театр неоднократно переименовывался. Малый театр оперы и балета — Ленинградский, а затем Петербургский. С 1989 года театр носил имя М. П. Мусоргского , а в 2001 году театру вернули его «историческое» имя — Михайловский театр.
В 2007 году С. Л. Гаудасинского ( народного артиста России , лауреата Государственных премий России, профессора консерватории) сменил на должности директора театра российский бизнесмен В. А. Кехман — председатель совета директоров компании по импорту фруктов JFC .
Кехман заявил, что будет работать вместе с С. Л. Гаудасинским, который останется художественным руководителем театра. После чего он, однако, ввёл должности отдельных руководителей для оперной и балетной трупп. Балетную труппу возглавил российский танцовщик Фарух Рузиматов . Художественным руководителем оперной труппы стала Елена Образцова , которая оставила свой пост в сентябре 2008 года, чтобы впоследствии перейти на работу советника генерального директора Михайловского театра по художественным вопросам: своё решение певица объяснила напряжённым графиком собственных творческих проектов и гастрольной деятельности. Главным приглашённым дирижёром театра стал Даниэле Рустиони .
В 2009 году Петер Феранец был назначен главным дирижёром — музыкальным руководителем театра, а Михаил Мессерер стал главным балетмейстером театра. В октябре 2009 года Фарух Рузиматов объявил о возобновлении исполнительской карьеры и оставил пост художественного руководителя балетной труппы театра. С 1 января 2011 года художественным руководителем балетной труппы театра стал испанский хореограф Начо Дуато , а Михаил Мессерер продолжил работу в качестве главного приглашённого балетмейстера театра. В конце 2013 года Начо Дуато перешёл на должность постоянного приглашённого хореографа театра в связи с началом его работы в качестве художественного руководителя Берлинского государственного балета .
В 2011 году театр впервые в своей истории был удостоен российской театральной премии « Золотая маска ». Нил Шикофф получил награду за исполнение лучшей мужской роли в опере в 2010 году (роль Элеазара в спектакле « Иудейка ») .
Под руководством Михаила Мессерера балетная труппа театра, первые гастроли которой в Лондоне состоялись в 2008 году, была по итогам своих лондонских гастролей 2013 года удостоена премии Круга британских критиков как «Лучшая международная труппа» , а в 2014 году прошли гастроли балетной труппы в Нью-Йорке.
В 2014 году спектакль «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака получил «Золотую маску» как лучший оперный спектакль года и получил премии за лучшую работу режиссёра и художника по свету .
В 2015 году Владимир Кехман оставил должность генерального директора Михайловского театра в связи с назначением на пост генерального директора Новосибирского театра оперы и балета , став, однако, художественным руководителем Михайловского театра . Генеральным директором театра была назначена Ирина Делигач .
В сентябре 2018 года Михаил Мессерер покинул пост художественного руководителя балета театра . В феврале 2019 года балетную труппу театра вновь возглавил Начо Дуато , а Александр Ведерников стал главным дирижёром и музыкальным руководителем театра . С декабря 2020 года главным дирижёром театра стал Александр Соловьев, с 2022 года — музыкальный руководитель и главный дирижёр. Среди знаковых оперных премьер театра последних лет — «Трубадур» Дж. Верди (2014), «Манон Леско» Дж. Пуччини (2014), «Аида» Дж. Верди (2019), «Опричник» П. И. Чайковского (2021); балеты «Тщетная предосторожность» Л. Ж. Ф. Герольда (2014), «Золушка» С. С. Прокофьева (2017), «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (2021), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (2021), а также мировая премьера балета на музыку Л. Минкуса «Идальго из Ла-Манчи».
В 2009—2014 годах театром проводился балетный конкурс «Гран-при Михайловского театра» . Первое награждение лауреатов состоялось 24 октября 2009 года . Художественный совет смотра возглавил Н. А. Долгушин , награды победителям вручали балерины Диана Вишнева , Ирина Перрен , главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер , председатель Ассоциации балетных критиков Великобритании Майк Диксон, искусствовед Игорь Ступников и другие. Гранты для поддержки педагогических коллективов вручал председатель оргкомитета конкурса Владимир Кехман .
Любое проведение конкурсов или смотров в поддержку классического балета и выявление каких-то новых имён, новых талантливых учеников — это всегда положительно. И мы надеемся, что этот смотр будет очень полезен. В этом конкурсе нет определенной программы. Здесь прежде всего смотр, фестиваль сил молодых студентов из училищ Российской Федерации.
— М. А. Васильева , декан исполнительского факультета АРБ им. Вагановой