Interested Article - Мадонна с Младенцем, святым епископом, Иоанном Крестителем и ангелами
- 2021-07-25
- 1
«Мадонна с Младенцем, святым епископом, Иоанном Крестителем и ангелами» — двусторонняя картина итальянского художника эпохи Раннего Возрождения Антонио да Фиренце из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина написана на деревянной доске и является двусторонней хоругвью , которую выносили во время крестных ходов и других религиозных процессий, она содержит четыре сюжета .
Лицевая сторона
Лицевая сторона: « Мадонна с Младенцем , святым епископом , Иоанном Крестителем и ангелами » , в пинакле «Благословляющий Христос в окружении серафимов » .
На нимбе Марии сделана надпись AVE MARIA GRATIA (Радуйся, Мария Благодатная. — Лк . 1: 28), на нимбе Иоанна Крестителя написано S IOVANES BAT (Св. Иоанн Крест.). Свиток в руках Иоанна гласит ESSE AGNU(s) (Се агне(ц). — Ин . 1: 29, 36). На подножии трона Мадонны имеется подпись художника: ANTONIVS DEFLOR(E)NTIA .
На нимбе епископа написано S. VS…PIS — часть надписи скрыта епископской митрой и расшифровке не поддаётся. Существует несколько версий идентификации епископа. По одной из них это св. Либерий Равеннский , возможно это св. Зиновий Флорентийский . Наиболее вероятным является прочтение надписи как Медардо, это имя французского святого , чей культ получил большое распространение в Италии ; главным аргументом в пользу этой версии считается изображение башни с открытой дверью в руках епископа — это является атрибутом св. Медарда Нуайонского . Однако и эта версия вызывает серьёзные возражения: обычно св. Медард изображается с полуоткрытым ртом, так что видны зубы, и с сердцем, символизирующим его милосердие — на картине св. епископ изображён с плотно сжатыми губами, а сердце отсутствует.
Оборотная сторона
Оборотная сторона: «Распятие с Марией, евангелистом Иоанном и двумя монахами» , в пинакле « Благовещение » .
На свитке, прибитом к верхней оконечности креста, начертана аббревиатура I.N.R.I. , сокращённо от Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum (Иисус Назорейский, Царь Иудейский — Ин. 19: 19). На нимбе Марии написано VIRGO MARIA (Дева Мария), на нимбе Иоанна — IOVANES VANG (Иоанн Еванг(елист)). В сцене «Благовещения» на золотом фоне надпись AVE MARIA GRATIA PLENA (Радуйся, Мария Благодатная… — Лк. 1: 28).
Два самобичующихся монаха в белом одеянии идентифицируются как члены ордена капуцинов .
Вопрос авторства
Картина создана около 1450 года. Несмотря на имеющуюся подпись художника авторство картины также до конца не выяснено — существовало несколько художников с таким именем. Один из них жил и работал в конце XV—XVI века и умер около 1506 года; известно, что в 1472 году он переехал из Флоренции в Венецию и работал в северо-итальянских городах . Ещё один художник, наоборот, в середине XV века приехал из Венеции во Флоренцию и работал как мозаичист, причём ему приписывается одна из мозаик в соборе Св. Марка в Венеции, датируемая 1458 годом . С именем Антонио да Фиренце также отождествляются художники Антонио ди Якопо, который упоминается в документах 1415—1442 годов и Антонио ди Доменико ди Нери (ок. 1415 — до 1504), который известен как флорентиец, проживавший в Анконе . Однако несмотря на все эти версии отдать предпочтение какой-либо из них невозможно. Точно установлено, что кроме эрмитажной работы этому же художнику принадлежит триптих из собрания Бернсона, происходивший с виллы Тати в , и, возможно, миниатюра с изображением распятия, хранящаяся в музее Анконы.
Провенанс
Ранняя история картины не выяснена, предполагалось, что она находилась в церкви Сан Джованни Баттиста (церковь Святого Иоанна Крестителя) в Арчевиа . Святым покровителем этого городка считается св. Медард Нуайонский , на этом и основывалась одна из версий идентификации епископа на картине. В одной из своих поездок по Италии картину приобрёл М. П. Боткин , в его коллекции она числилась до 1936 года, хотя ещё в 1914 году, после смерти Боткина, была передана его женой со всей коллекцией на хранение в Русский музей . В 1936 году через посредство Ленинградской государственной закупочной комиссии картина была передана в Эрмитаж . Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 207 в особой двусторонней витрине с собственным отдельным микроклиматом.
-
Картина в зале 207 Большого Эрмитажа
-
Оборотная сторона картины
Примечания
- Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII—XIV веков. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — С. 50.
- ↑ Scerbaciova M. Un dipinto di Antonio da Firenze all’Ermitage // Arte Veneta. 1957. An. 11. P. 29—34.
- Fiocco G. Chi fu Antonio da Firenze? // Arte Veneta. 1957. An. 11. P. 378
- Bernaccioni A. Conguinture artistiche fra la Toscana e le Marche: un’aperture su Antonio da Firenze // Arte Cristiana. 1999. LXXXVII. P. 427—433.
- Zeri F. Antonio da Firenze: un’aggiunta e un ridimensionamento // Paragone. 1960. N 123. P. 50–57; Государственный Эрмитаж. Итальянская живопись XIII—XV веков. Каталог выставки. — Л. , 1989. С. 16.
- Fiocco G. Chi fu Antonio da Firenze? // Arte Veneta. 1957. An. 11. P. 378; Merkel E. La scuola di Andrea del Castagno nel marciani // Atti dell’Istituto Veneto di scienze, lettere ed arti. 1972—1973. N 131. P. 377—419.
- ↑ Zeri F. Antonio da Firenze: un’aggiunta e un ridimensionamento // Paragone. 1960. N 123. P. 50–57.
- Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII—XIV веков. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — С. 49–53.
- Дата обращения: 17 февраля 2018. 15 июня 2022 года.
- 2021-07-25
- 1