Interested Article - Костёл Вознесения Господня (Вильнюс)

Костёл Вознесе́ния Госпо́дня , костёл миссионеров ( польск. Kościół Wniebowstąpienia Pańskiego , польск. Kościół Misjonarzy ; лит. Viešpaties Dangun Žengimo bažnyčia , лит. Misijonierių bažnyčia ) — католический костёл бывшего монастыря миссионеров в Вильнюсе . Располагается в Старом городе на 26 ( Subačiaus g. 26 ). Заложен в 1695 году . Ансамбль костёла, бывших зданий монастыря миссионеров, дворца, официны, хозяйственной постройки и ограды, занимающий площадь 21 803 м², является охраняемым государством объектом культурного наследия национального значения; код в Регистре культурных ценностей Литовской Республики 17068 ; код храма — 27327 .

История

Зигмунт Фогель . Костёл миссионеров

Костёл возведён за городской стеной как часть ансамбля, состоящего из дворца епископа Иеронима Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Формирование ансамбля началось в 1640 1650 годах , когда Иероним Сангушко построил дворец, окружённый садом с прудами и родниками. По завещанию Сангушки (умершего в 1657 году ) дворец и земельный участок перешли к монахам бернардинцам , а те продали землю с постройками Екатерине Радзивилл. Она в 1686 году подарила участок с дворцом монахам миссионерам, известным также как паулины .

Монахи заложили часовню. Сооружение костёла началось в 1695 году . Возведение храма началось по замыслу и на средства Теофиля Плятера. Строительство храма из-за войн, пожаров, эпидемий, нехватки средств длилось несколько десятилетий и закончилось только в 1730 году ; тогда же костёл был освящён. В 1750 1754 годах по проекту Иоганна Кристофа Глаубица были надстроены две башни храмы, достроены фронтоны , а в 1755 1756 годах пристроены сени (тамбур входа; архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц ). Новые элементы были украшены обильной лепниной.

В 1844 году костёл был закрыт и приход его был приписан к костёлу Святых Иоаннов . Резной деревянный алтарь и амвон были перевезены в костёл в Эйшишках . В 1859 году (по другим сведениям в 1860 году ) храм был возобновлён, приведён в надлежащий вид на средства частных лиц (ремонтными работами руководил архитектор Ян Вишневский, в декорировании костёла участвовал краковский художник Константин Майерановский) и в 1862 году снова открыт для богослужения. Костёл служил усыпальницею семейства Плятеров.

В середине XX века костёл был закрыт. Его здание было отведено под хранилище фондов Литовского национального музея. 19 мая 1993 года храм был передан курии Вильнюсского епископата; временно зданием продолжает пользоваться Литовский национальный музей .

При костёле и монастыре был в старину обширный сад с прудами, впоследствии запущенный. Долгое время сад носил название Миссионерского. Из него открывается прекрасный вид на город.

Архитектура

Вход

Костёл располагается в южной части ансамбля бывшего монастыря, главным южным фасадом выходя на улицу Субачяус. Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёх нефный с очень узкими боковыми нефами. У боковых нефов имеются по две часовни. Высота центрального нефа равна его длине (18,5 м). Пресвитерий уже и ниже основной части здания и завершается полукруглой апсидой .

Статуя Давида

Плоскость главного фасада членится карнизами , пилястрами и арочными окнами и нишами. Между башнями высотой 48 м и шириной 4,75 м размещается широкий фронтон с динамическим силуэтом ступенчатых и волнистых форм. В нижнем ярусе фасада выделяются широкие пилястры. Декор в стиле рококо, украшающий верхнюю часть окон и ниш второго яруса фасада, повторяется на третьем, четвёртом и пятом ярусах башен. Два верхних яруса башен с угловыми пилястрами, волютами и вазами на них.

Фронтон заднего северного фасада храма почти такой же, как и главный, однако более простых форм.

Вход в храм ведут сени (тамбур) с тремя дверями в форме ротонды с куполом. Интерьер пышно декорирован в стиле рококо . Сени с окнами и нишами разных форм квадратные в плане, с закруглёнными углами; углы украшены ионическими колоннами, поддерживающими антаблемент с вазами над ним.

Своды подвальных помещений, нефов и часовен цилиндрические и крестовые с люнетами . Храм покрывает крыша из жести.

Снаружи храм украшают произведения металлической пластики в стиле позднего барокко , — четыре креста, две декоративных верхушки на заднем фронтоне (по обе стороны креста), девять решёток, — изготовленные из железа местными мастерами в 1753 году . Ажурные кресты башен одинаковы, кресты главного и заднего фронтов отличаются друг от друга.

В нишах второго яруса главного фасада установлены две статуи — Давида в восточной части и Моисея в западной. Статуи деревянные, полихромированные , покрытые сглаживающим формы толстым слоем краски, в стиле рококо. Высота статуи Давида — 2,20 м, Моисея — 2,29 м; они стоят на невысоких (0,71 м и 0,61 м) профилированных постаментах. Созданы статуи в середине XVIII века .

В костёле сохранился алтарь Святого Винцента, характеризующийся высокохудожественным исполнением. В 1844 году из храма были перевезены резной деревянный барочный алтарь и амвон в костёл Христова Вознесения, расположенный в местечке Эйшишки .

Дворец Сангушки

Дворец Сангушки

Бывший дворец Сангушки находится к северо-востоку от костёла и соединён со зданием монастыря. Здание дворца трёхэтажное, с просторными чердачными помещениями. В плане здание четырёхугольное; строительная техника ренессансная , подвалы и цоколь сложены из камней и кирпичей, стены — из оштукатуренного кирпича. Фасады без декора, лишь углы подчеркнуты рустованными пилястрами ; по два пилястра имеется также на двух фронтонах. В восточном фасаде прорублены асимметрично расположенные окна и ниши различных форм.

Монахи, обосновавшиеся в бывшем дворце Сангушки, соорудили часовню. Позднее во дворце действовала духовная семинария, располагавшая большой библиотекой (в 1820 году насчитывала 6769 книг). В семинарии в 1773 1775 годах учился, а в 1775 году преподавал математику Лауринас Стуока-Гуцявичюс , впоследствии известный литовский архитектор. С 1803 года здесь же действовала приходская школа. Часть здания в 1807 году занял военный госпиталь, в первой половине XIX века — тюрьма. В 1831 году в ней содержались взятые в плен участники восстания 1830—1831 годов , а также подозреваемые в причастности к восстанию. Отсюда они направлялись в другие тюрьмы — в Ригу , Смоленск , Дерпт . Позднее здесь же содержались в заключении арестованные участники созданной Шимоном Конарским конспиративной сети «Союза польского народа» и другие члены различных тайных организаций.

Монастырь

Монастырь. Вид из долины Вильни

Здание монастыря образовано из трёх массивных трёхэтажных прямоугольных корпусов. Они вместе с дворцом Сангушки (с востока) и апсидой и ризницей костёла (с юга) окружают храм с северной стороны, образуя небольшой замкнутый двор. В плане все три этажа одинаковы: с одной стороны вдоль коридора располагаются помещения различных размеров. Здание кирпичной кладки, оштукатуренное, кровля из жести. Со северной стороны, из долины реки Вильни , здание выглядит особенно массивным, контрастируя с декоративным фронтоном и изящными высокими башнями костёла.

Здание монастыря строилось двухэтажным. Первоначально на склоне холма в 1739 1744 годах был построен восточный корпус и соединён с дворцом Сангушки. Позднее западный и южный корпуса, упоминаемые с 1751 года , соединили монастырь с храмом. В южной части, по обеим сторонам главного фасада костёла, были построены два одноэтажных флигеля — служебное здание («официна») и хозяйственное здание. Монастырское здание построено по проекту монаха Яна Шретера; он же руководил строительством.

Официна (слева), костёл и хозяйственное здание (справа)

Служебное здание слева от костёла по улице Субачяус примыкает к юго-западному углу храма и представляет собой несколько выгнутую низкую, в один этаж, постройку, прямоугольную в плане. Восточную часть главного южного фасада официны украшают пилястры; декоративный акцент асимметричной композиции фасада — портал позднего барокко , своими формами соответствующий декору фасада костёла. Дверная ниша с аркой украшена пилястрами; над дверями пышный асимметричный картуш . Над порталом возвышается небольшой фронтон с волнистым карнизом , по бокам подпираемым волютами. Здание возведено в 1744 1751 годах по проекту того же Яна Шретера.

Верхняя часть портала официны

С 1790 года часть здания была отведена под приют для стариков, больницу и приют подкидышей. По данным 1830 года , в монастырских помещениях насчитывалось 44 кельи, 4 комнаты слуг и ремесленников, 5 складов, кладовка для съестных припасов. В разное время в монастыре проживало до 150 человек — монахов, семинаристов, учителей, слуг, ремесленников. Ансамбль монастырских зданий был окружён забором, за которым располагались также огороды, два плодовых сада (около 300 плодовых деревьев) и небольшой английский парк для прогулок, с двумя родниками, и 5 прудов, в которых разводились карпы и караси . На территории монастыря имелись также пивоварня, баня, склады, две конюшни, кузница, прачечная и другие постройки хозяйственного назначения. В хозяйственном флигеле в 1799 1832 годах действовала типография, перевезённая из Гродно (где принадлежала иезуитам).

После того, как в 1844 году монастырь был упразднён, в его зданиях располагались жилые квартиры, казармы, тюрьма, военный госпиталь, православная духовная консистория ( 1848 ), институт благородных девиц ( 1856 ), психиатрическая лечебница ( 1859 ), благотворительное общество «Доброхотная копейка» ( 1874 ), которое устроило здесь мастерские, школу и жилые помещения для призреваемых . Перед Первой мировой войной часть помещений бывшего монастыря заняла гимназия. В 1915 году здания перешли в ведение городской управы.

После Второй мировой войны в помонастырских зданиях разместилась Вильнюсская 2-я городская больница. На территории бывшего монастыря вдоль улицы Субачяус за официной и высоким каменным забором был построен двухэтажный корпус отоларингологического и офтальмологического отделений. Здание официны в 1973 1974 годах было приспособлено под аптеку этой больницы, занимавшей остальные здания ансамбля. Вильнюсская 2-я городская больница позднее стала называться Миссионерской больницей ( Misionierių ligoninė ). В 2004 году началась реструктуризация больницы, предусматривающая перенос отоларингологическое и офтальмологическое лечение в другие медицинские учреждения. В 2005 году больница была присоединена к больнице Миколаса Марцинкявичюса (на улице Кауно). Монастырские здания, как и храм, были возвращены католической церкви, но временно они используются больницей. Корпус отоларингологического и офтальмологического отделения в 2005 году были проданы за 55 миллионов литов фирме „Corpmanagement“ . Заброшенное здание постепенно разрушается; в нём проживают бродяги, по вечерам отдыхают наркоманы.

Примечания

  1. (лит.) . Kultūros vertybių registras . Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 17 июня 2015. 21 марта 2019 года.
  2. (лит.) . Kultūros vertybių registras . Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 17 июня 2015. 21 марта 2019 года.
  3. Čerbulėnas, Klemensas; Sliesoriūnas, Feliksas. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Bažnyčia // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 460—461. — 592 с. — 25 000 экз.
  4. Stankevičienė, Regimanta. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Eksterjero skulptūros // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 461. — 592 с. — 25 000 экз.
  5. В. А. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. М. Васильев, К. Алттоа. Вильнюс. Костел миссионеров (Вознесения) // Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель. — М. : Искусство, 1986. — С. 404. — 520 с. — ISBN 5-210-00094-X .
  6. Čerbulėnas, Klemensas; Sliesoriūnas, Feliksas. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Sanguškų rūmai // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 462—463. — 592 с. — 25 000 экз.
  7. Čerbulėnas, Klemensas. Misionierių bažnyčios ir vienuolyno ansamblis: Vienuolyno statyniai // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 463—464. — 592 с. — 25 000 экз.
  8. А. А. Виноградов. Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям. Со многими рисунками и новейшим планом, составленным по Высочайше конфирмованному. В 2-х частях. — Второе. — Вильна, 1908. — С. 154.
  9. Mindaugas Nastaravičius. (лит.) . Verslo žinios . Verslo žinios (19 августа 2004). Дата обращения: 6 мая 2011. 15 марта 2012 года.
  10. Lina Juškaitienė. (лит.) . Delfi . Delfi (2010 kovo mėn. 6 d.). Дата обращения: 6 мая 2011. 15 марта 2012 года.
  11. Irmantas Gelūnas. (лит.) . 15min.lt . UAB „15min“ (май 2011). Дата обращения: 6 мая 2011. 15 марта 2012 года.

Литература

  • Kłos, Juliusz. Wilno. Przewodnik krajoznawczy. — Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. — Wilno: Wydawnictwo Wileńskiego oddziału Polskiego Towarzystwa Turystyczniego-krajoznawczego, 1937. — С. 224—227. — 323 с.
  • Venclova, Tomas. Wilno. Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka. — R. Paknio leidykla, 2006. — С. 170—171. — 216 с. — ISBN 9986-830-47-8 .

Ссылки

  • . Дата обращения: 21 июля 2008. Архивировано из 25 января 2013 года.
Источник —

Same as Костёл Вознесения Господня (Вильнюс)