Шарлотта Прусская (1860—1919)
- 1 year ago
- 0
- 0
Прусская королевская армия ( нем. Königlich Preußische Armee ) — регулярные сухопутные силы ( войска ) Прусского королевства , в 1701 — 1919 годах .
Прусская армия была образована на основе существовавшей с 1644 года регулярной армии Бранденбурга-Пруссии . В 1871 году вошла в состав германской имперской армии и в 1919 году была расформирована, как и остальные армии немецких государств, после поражения Германской империи в Первой мировой войне . Отличительной особенностью армии Пруссии была её значительная роль в общественной жизни союза немецких государств. В мировую историю вооружённые силы Пруссии ( армия , флот и авиация ) вошли как воплощение немецкого милитаризма . Войско и флот Пруссии составляли нераздельное целое с общеимперскими военно-сухопутными и морскими силами .
Создателем прусской армии считается курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I . Он решил отойти от системы вербовки армии из наёмников ( ландскнехтов ) и, после того, как стал курфюрстом (1640 год), он заключил перемирие со Швецией и в 1644 году приступил к созданию регулярной армии на основе воинской повинности . Новосформированная армия впервые была испытана на поле боя во время Северной войны .
Она участвовала в сражении при Варшаве , где произвела хорошее впечатление на наблюдателей как своей боеспособностью , так и гуманным отношением к местным жителям, чем выгодно отличалась от союзной шведской армии. Победы в этой войне позволили Фридриху-Вильгельму заключить с Польшей Велявско-Быдгощский трактат , по которому Польша уступала Бранденбургу Прусское герцогство . Военная мощь армии способствовала продвижению Бранденбурга-Пруссии в пятёрку крупнейших европейских держав того времени.
В 1660 году при демобилизации армии было решено сверх сохранить полевые войска в числе 4 000 человек, чем было положено начало постоянной армии .
Фридрих Вильгельм I , король Пруссии в 1713 — 1740 годах, оставил о себе в истории память как «король- солдат ». В наследство от отца он получил армию численностью менее 30 000 человек. Фридрих Вильгельм I увеличил численность пехоты с 38 до 50 батальонов , а кавалерии — с 53 до 60 эскадронов . Одновременно был увеличен личный состав батальонов — с 500 до 600 человек и эскадронов — со 150 до 200. Таким образом, уже через два года численность армии выросла до 45 000 человек, в том числе 12 000 кавалерии и 3 000 артиллеристов . Была создана подвижная полевая артиллерия , впервые её разделили на батареи . Приближённый короля князь Леопольд Анхальт-Дессауский ввел в практику железный шомпол и шаг в ногу, разработал артиллерийский устав . Но в Пруссии не хватало рекрутов должного возраста, и тогда Фридрих Вильгельм стал вербовать рекрутов за пределами Пруссии. Более 1000 агентов-вербовщиков было послано в различные германские государства. К 1720 году в прусской армии было уже 55 000 человек, к 1730 году она насчитывала 60 000 человек, из них 20 000 иностранцев.
Исчерпав все средства вербовки, Фридрих-Вильгельм ввёл воинскую повинность . Воинская повинность вначале осуществлялась в самых неупорядоченных формах. Инструкция 1708 года предписывала хватать без огласки людей, незначительных по социальному положению, наблюдая при этом, чтобы они соответствовали требованиям военной службы. В 1733 году при Фридрихе-Вильгельме был издан «Кантон-регламент». Страна была разбита на районы, за которыми закреплялись полки, а район, в свою очередь, на кантоны по числу рот. Все годные к службе мужчины были потенциальными военнослужащими, они пополняли ослабленные потерями части в случае, если не удавалось завербовать достаточного количества волонтёров. На практике лишь около 18 % мужского населения попадали под стандарты прусской армии. Большое количество потенциальных солдат давало возможность проводить отбор и освобождать некоторые группы населения от службы: не подлежали призыву всякое лицо, располагающее состоянием не меньше 10 тысяч талеров , служащие в хозяйстве помещика, сыновья духовных лиц, важнейшие категории ремесленников, рабочие всех предприятий промышленности, в насаждении которых было заинтересовано государство, наконец, один из сыновей крестьянина, имеющего свой двор и ведущего самостоятельное хозяйство. Устанавливалось, что если у крестьянина несколько сыновей, то двор и хозяйство переходят к сыну, имеющему наименьший рост, чтобы высокие сыновья не уклонялись от военной службы. Полностью укомплектованной прусская армия была только три месяца: в апреле, мае и июне. В остальное время батальоны частично распускались. С этого времени прусская армия насчитывала 75 000 человек, а к моменту смерти Фридриха Вильгельма в 1740-м — 83 000 человек и стала четвёртой по численности в Европе ( Франция — 160 000 человек, Россия — 110 000 человек, Австрия — 100 000 человек) .
При Фридрихе Вильгельме в прусской армии утвердился синий пехотный мундир и жёлтый боевой флаг с чёрным орлом и надписью Non Soli Sedit (Он не уступает солнцу)
Фридрих II утроил численность армии, доведя её до 190 тыс. человек . В 1768 году в составе прусской армии было 90 тысяч иностранцев и 70 тысяч пруссаков; в другие периоды процент иностранцев был ещё значительнее. Во время войны количество иностранцев значительно увеличивалось в результате зачисления в армию военнопленных. Фридрих II увеличил долю кавалерию в составе своей армии до 25 %. Число гусар было увеличено с 9 до 80 эскадронов; их обучению Фридрих уделял много внимания. От кавалерии он требовал всегда сохранять за собой инициативу атаки и первыми бросаться на неприятеля. Всякая стрельба из пистолетов была во время атаки отменена. По прусскому уставу 1743 года все перестроения кавалерии, имеющие целью развертывание фронта, а также и атака, должны были обязательно производиться на галопе .
Чтобы поднять уровень образования будущих офицеров, Фридрих II основал кадетские школы в Штольпе и Кульме , а в Берлинском кадетском корпусе с 1764 года был выделен элитный класс, получивший название «Академия дворянства». В помещении новой Армейской инспекции Фридрих распорядился в зимние месяцы проводить занятия по географии и фортификации , на которых должны были присутствовать наиболее способные офицеры. Затем он отобрал двенадцать лучших учеников и включил их в свою свиту, чтобы самому читать им лекции и знакомить с искусством войны .
В начале XIX века прусская пехота делилась на линейную и лёгкую. Первая состояла из гвардии (Первый гвардейский батальон, Гвардейский полк и Гвардейский гренадерский батальон) и 57 пехотных полков, вторая — из 24 фузилёрных батальонов. Также имелся особый егерский полк, в который поступали исключительно дети лесничих и егерей. Кавалерия состояла из 13 кирасирских (в том числе ), 9 гусарских, 14 драгунских и одного жандармского полков, и из Польской конницы. Артиллерия разделялась на линейную и полковую. Первая состояла из четырех полков пеших и одного конного. Полковую артиллерию составляли орудия, находившиеся при пехотных полках (по 2 орудия на батальон). Кроме того существовала резервная артиллерия, к которой принадлежали осадные крепостные орудия и восемь полевых запасных батарей. Прусская армия более чем на три четверти состояла из иностранцев .
Поражение в войне против Наполеона 1806-07 годов стало важной вехой в истории армии, после которой началась коренная модернизация прусской армии под руководством Герхарда фон Шарнхорста , полностью изменившая её облик. Историки в связи с этим пользуются терминами «старая прусская армия» (1644—1807) и «новая прусская армия» (1807—1919). Все старые пехотные полки были объединены в 12 гренадерских полков и 1 гвардейский полк.
В 1813 году к 12 гренадерским полкам были добавлены ещё 20 пехотных, 5 фузилёрских , 2 гвардейских гренадерских, 1 гвардейский пехотный, 1 гвардейский фузилёрский, 1 гвардейский кирасирский и 2 гвардейский уланских полка.
Вся прусская армия была разделена на три армейских корпуса :
Законом 1807 года была прекращена вербовка иностранцев, и прусская армия стала чисто национальной. В 1813 году для содействия армии при изгнании неприятеля из пределов отечества был образован ландвер , имевший характер народного ополчения. Затем ландвер стал частью армии, а общеобязательность воинской повинности сделалась настолько популярною в стране, что она окончательно установлена была законом 1814 года для службы не только в ландвере, но и в действующей армии . В 1813 году были сформированы смешанные бригады, включавшие один полк регулярной пехоты и два — три резервных или ландверных полка, а также кавалерийские и артиллерийские части. Они сводились в армейские корпуса, количество которых к лету 1813 года достигло трех (позднее был сформирован 4-й армейский корпус). В состав корпуса обычно входили 4 смешанные бригады, резервная кавалерия (6—7 полков при двух конноартиллерийских батареях), резервная артиллерия (6—7 батарей) и две пионерные (саперные) роты .
Реформированная прусская армия в 1813—1815 годах принимала участие в Освободительной войне против Наполеона и сыграла решающую роль в освобождении германских государств от французского господства.
В 1815 году после присоединения к Пруссии Позена , Северо-западной Саксонии , Вестфалии и Рейнланда были образованы ещё пять армейских корпусов, 5 артиллерийских и 5 фузилёрских полка:
В период от Венского конгресса до объединительных войн прусская армия была надёжным инструментом монархии и сыграла существенную роль в подавлении Революции 1848 года .
В 1860 году количество пехотных полков в каждом из армейских корпусов, кроме 5-го, были увеличены с 4 до 8, также было удвоено количество гвардейских пехотных и гвардейских гренадерских полков.
В 1866 году, на начало Австро-прусско-итальянской войны войска Вооружённых сил Прусского королевства, к моменту объявления войны, могли выставить:
В 1866 году после Австро-прусско-итальянской войны и присоединения к Пруссии Ганновера , Шлезвиг-Гольштейна , Гессена и Нассау были образованы ещё три армейских корпуса и один кавалерийский полк:
В Германской империи прусская армия составила ядро германской армии . Конституция 1871 года предусматривала включение прусских армейских соединений в состав объединений и соединений германской армии.
В Пруссии был свой военный министр и военное министерство . В мирное время прусские войска были обязаны присягать императору .
В Германскую армию, на конец XIX века, Пруссия выставляла 16 корпусов, вместе с другими малыми германскими государствами, из 20 (были ещё — два баварских, один саксонский, один вюртембергский), представляющих каждый отдельную тактическую единицу, в которую входили все роды оружия : артиллерия, пехота, кавалерия, сапёры. Каждый Прусский армейский корпус (как и остальные, кроме гвардейского прусского, II баварского и XI и XII корпусов, имевших по три дивизии) состоял из двух дивизий пехоты и кавалерии, одной бригады полевой артиллерии , одного артиллерийского парка, одной батареи пешей артиллерии в батальона сапёров. Каждая дивизия состояла из двух пехотных и одной кавалерийской бригады; гвардейские дивизии — из четырёх бригад. Каждая бригада состояла из двух полков; пехотный полк состоял из трёх батальонов. Кавалерийский полк имел пять эскадронов.
В Первую мировую войну прусская армия, как и армии других немецких государств, потеряла юридическую автономию, то есть находились под верховным командованием императора. Версальским договором предусматривалось сокращение вооружённых сил Германии до 100 тысяч человек. Армии Пруссии , Баварии , и Вюртемберга были распущены.
Прусская армия состояла из органов военного управления (военный министр и министерство), 32 пехотных (12 из которых были гренадерскими ), 8 фузилёрских , 8 кирасирских , 8 уланских , 4 драгунских , 12 гусарских и 8 артиллерийских полков. Все они были объединены в 8 армейских корпусов (по две дивизии в каждом). В 1860-м году количество пехотных и драгунских полков было удвоено, количество уланских полков было увеличено на 4, было введено бригадное деление (по две пехотные и одну кавалерийскую бригаду на дивизию).
Система званий и знаков различия Пруссии была унаследована, с незначительными модификациями, в армии Германской империи , Веймарской республики и вермахте . В ННА ГДР сохранился внешний вид знаков различия, но система званий была адаптирована по советским образцам; в бундесвере , напротив, сохранена традиционная система званий, но знаки различия упрощены.
В начале XX века прусская система званий и знаков различия была заимствована в ряде латиноамериканских стран полностью ( Чили , Парагвай , Боливия , Венесуэла , Эквадор ), а в ряде — частично, оказав влияние на внешний вид. До настоящего времени «прусский» вид имеют знаки различия Эквадора и Чили, а также на парадной форме ВС Венесуэлы.
Генералы (погоны с витым жёлто-белым жгутом):
Старшие офицеры (погоны с витым белым жгутом):
Офицеры (погоны с белой серебристой тесьмой с двумя цветными просветами):
Фельдфебели и унтер-офицеры (погоны и ворот с белой тесьмой по краю):
Солдаты (нашивки на рукаве):
В 1709 году в Пруссии ввели регламент для унификации формы одежды военнослужащих. Таким образом тёмно-синий кафтан (пиджак) стал основным для всех военных (рядовых, унтер-офицеров , офицеров) в целом. Костюм отличался лишь качеством тканей и разрезом . Сперва штиблеты ( гетры ) были белыми, с 1756 года чёрными, с туфлями (полуботинками, башмаками). Сапоги в основном носили офицеры штабов и генералы. Отвороты рукавов, подкладки кафтана, воротники и обшлага были цвета полка. Также узнать, к какому полку относится солдат, можно было по форме обшлагов, приборному цвету пуговиц, вышивки и нашивок, а также нашейных повязок. Головным убором в большей части была треуголка , у гренадеров — гренадерская шапка .
Офицеров можно было отличить по портупее , шарфу и по нашейной повязке (галстуку). Офицеры также имели специальную вышивку на костюме. С 1742 года только имели право носить окаймление шляпы из страусового пера. Унтер-офицеров можно было узнать по тонкой тесьме и нашивкам на отворотах рукава, а также оружию. С 1741 года в гвардии могли носить портупею.
Егеря носили тёмно-зелёный костюм с тёмно-зелёным жилетом ( камзолом ), кюлоты с чёрными штиблетами, с 1760 года — брюки и сапоги.
Для линейной тактики боя, которая господствовала в армиях государств Западной Европы в XVII—XVIII веках, требовались солдаты, безупречно владевшие оружием и строевым шагом, способные сохранять дисциплину и боеспособность в самые «острые» моменты сражения. Соответственно, обучение солдата должно было воспитать в нём способность к безвольному подчинению приказаниям своего командира. Знаменитый немецкий педантизм обусловил превращение этой стороны обучения солдата в важнейшую. Тому же способствовало и другое обстоятельство: значительная часть будущих солдат прусской армии похищалась бригадами « вербовщиков ». На моральные качества вербуемого не обращалось никакого внимания. С 1780 года к военной службе суды стали приговаривать бунтовщиков и лиц, уличённых в антиправительственной агитации. Для управления такими солдатами «палочная» дисциплина была просто необходима.
Дисциплина прусской армии базировалась на двух компонентах. Первый — строевая подготовка и муштровка, доведённые до виртуозности. Уставом была регламентирована каждая мелочь, вплоть до количества шагов в минуту, совершаемых в строю, и количества выстрелов в минуту, выполняемых по команде офицера. Второй — «палочная» дисциплина, называемая так потому, что по уставу каждый унтер-офицер был снабжён палкой, которой ему вменялось пользоваться по малейшему поводу. Солдат мог быть забит палкой до смерти, и единственное, что ограничивало пыл капитана, — это перспектива искать нового солдата взамен забитого или искалеченного старого, поскольку каждая рота должна была постоянно сохранять свою комплектность. С 1713 года было введено наказание шпицрутенами — длинными гибкими прутьями. При этом вся рота, вооружённая шпицрутенами , выстраивалась в «улицу», через которую прогонялся осуждённый по нескольку раз. Нередко наказание заканчивалось смертью осуждённого.
Теоретически служба в армии была пожизненной вплоть до непригодного к службе качества. На практике большинство солдат служило 10—15 лет.
С 1714 года в армии вводилась система отпусков: после 18 месяцев службы солдаты, происходившие из района, который комплектовал роту (около 1/3 общей численности армии), получали 10 месяцев ежегодного отпуска, освобождались от караульной службы и снимались с жалованья и пайка. Эти так называемые «фрейвахтеры» находились под юрисдикцией военного ведомства, что ограждало их от произвола землевладельцев. Сохранялись и внешние атрибуты принадлежности к прусской армии. В частности, они были обязаны носить в течение всего срока отпуска униформу.
В правление короля Фридриха Великого прусская армия стала считаться лучшей в Европе, на её учения и манёвры ежегодно приезжали сотни иностранцев-наблюдателей. Горячими поклонниками прусского короля были и русские императоры Пётр III и Павел I .
Для прусского руководства хорошо подготовленные и имеющие боевой опыт солдаты были большой ценностью. Поэтому было решено оставлять их в ротах. Тем не менее лишь небольшая часть солдат могла быть образцом для молодых рекрутов. Большинство были видавшими виды, и оставлялись при роте лишь по социальным причинам.
Ветераны, которые не могли исполнять должность, получали пособие в виде 1 талера из кассы инвалида. После второй Силезской войны Фридрих II приказал построить для отслуживших солдат дома инвалидов в Берлине, Стопе и гавани Карла. 15 ноября открылся дом инвалидов в Берлине. В целом это учреждение было рассчитано на 631 человека, из которых 136 офицеров и 126 женщин для контроля и обслуживания. Эти дома предоставляли в распоряжение приют, снабжение и питание, одежду, а также медицинское обслуживание — раненым унтер-офицерам, командорам и офицерам бесплатно. Все дома инвалидов несли военный отпечаток — инвалиды были обязаны носить повсеместно униформу (полностью) наряду с караулом.
Непригодные к строевой службе офицеры получали должность губернатора или комендантскую должность в крепостях при необходимости. Если мест не находилось, король платил генералам 1000 или 2000 талеров из казны, штабным офицерам несколько сотен, капитанам и лейтенантам — намного меньше. Однако правил на это не существовало. Каждое снабжение было чистейшей милостью.
Чтобы облегчить существование многочисленных вдов с их многочисленными детьми, Фридрих II позволял активным офицерам принимать над ними шефство, или устраивал сыновей, при соответствующем возрасте, преимущественно в армию. Фридрих Вильгельм I заботился о многочисленных военных сиротах и даже основал в 1724 году армейский дом для сирот. Сначала этот дом предназначался только для детей-сирот его гвардии «рослых парней». Позже дети других солдат находили там квартиру. Занимаемая площадь дома росла, так что он был должен расшириться уже в 1742 году и смениться в 1771. В 1758 году дом принял 2000 сирот.