Международный конкурс имени П. И. Чайковского
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект культурного наследия России
регионального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Московская государственная консерватория имени Петра Ильича Чайковского — высшее музыкальное учебное заведение в Москве , один из ведущих музыкальных вузов России и мира.
В 1766 году будущий участок консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), впоследствии — президент Академии наук и Российской академии . Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В. И. Баженов , проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы.
В 1810 году здание унаследовал племянник, граф Михаил Семёнович Воронцов , будущий герой войны, участник Бородинского сражения , затем губернатор Новороссии и Бессарабии , наместник Кавказа . Он сдавал дом в аренду. В 1812 году дом горел, восстановлен к 1824 году .
Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц , капельмейстер Большого театра , но идея не нашла поддержки. Спустя 11 лет, в 1830 году, ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».
Значительно позже, в 1860 году , Н. Г. Рубинштейн , совместно с В. А. Кологривовым , организовал в Москве музыкальные классы Московского отделения Императорского русского музыкального общества . Соучредителем Рубинштейна был князь Николай Петрович Трубецкой , председатель московского отделения Русского музыкального общества (1863—1876). Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н. Г. Рубинштейна (жившего на Садовой улице , в доме Волоцкого). Прежде всего были организованы занятия по хоровому пению ( К. К. Альбрехт ) и элементарной теории музыки ( Э. Л. Лангер , затем — Н. Г. Рубинштейн и Н. Д. Кашкин ); с осени 1863 года, когда большинство классов переехало по новому адресу местожительства Н. Г. Рубинштейна ( Мясной переулок , дом Буркина), стали преподаваться сольное пение (Б. О. Вальзек и А. Р. Осберг) и игра на различных инструментах: скрипка ( К. А. Кламрот и В. В. Безекирский ), фортепиано (Н. Г. Рубинштейн, Э. Л. Лангер и Н. Д. Кашкин), виолончель ( ), флейта ( Ф. Ф. Бюхнер ), труба (Ф. Б. Рихтер). В 1864 году численность учеников превысила двести человек, и РМО арендовало дом Воейковой на Моховой улице , где разместилась и квартира Рубинштейна. В 1866 году появились преподаватели Л. Ф. Минкус (скрипка), Ю. Венявский и А. Доор (фортепиано), П. И. Чайковский (элементарная теория музыки) .
В 1862 году была создана консерватория в Санкт-Петербурге , и возникла потребность в высшем музыкальном учебном заведении в Москве. Уже в отчёте Русского музыкального общества за 1863/1864 год упоминался концерт, организованный «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории» .
Консерватория в Москве была основана в 1866 году , торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой .
Высочайшее соизволение на открытие московской консерватории, по ходатайству Августейшей Покровительницы Общества, Великой Княгини Елены Павловны , последовало 24 декабря 1865 года. Директором её 6 февраля 1866 года был утверждён пианист Н. Г. Рубинштейн. Инспектором консерватории был назначен К. К. Альбрехт . Ко дню открытия консерватории был арендован дом на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот, в доме баронессы Черкасовой. Дом не сохранился, в 1941 году во время воздушного налёта на Москву это здание было разрушено бомбой . В 1871 году Московская консерватория арендовала дом Дашковой, а в 1878 году купила его за 185 тысяч рублей.
Финансирование консерватории осуществлялось за счёт доходов Русского музыкального общества от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в консерватории до 1879 года занимал шесть лет , затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.
В первые годы существования консерватории уровень требований для поступающих в неё был по необходимости очень низкий, только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса, в который зачислялись все поступающие в консерватории без различия степени их подготовки по игре на каком-либо инструменте, главным образом, конечно, на фортепиано. В первом 1866/1867 учебном году в профессорских (старших) классах было 38 учеников на фортепиано; в младших классах (классах адъюнктов ) было 43. В мае 1867 года состоялись общие экзамены, на основании которых учащиеся были распределены по курсам .
В первые годы деятельности в консерватории преподавали профессора: фортепиано — Н. Г. Рубинштейн , Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау (адъюнкт), А Доор, К. Э. Вебер (адъюнкт), А. И. Дюбюк , А. К. Зандер (адъюнкт), К. Клиндворт (с 1868), Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер (адъюнкт), Л. Ф. Лангер (с 1869), Н. С. Зверев (занятия в младших фортепианных классах с 1870); сольное пение — А. Д. Александрова-Кочетова , Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов , А. Р. Осберг, (с 1869); скрипка — Ф. Лауб , Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали (с 1869 — адъюнкт, с 1874 — профессор), (адъюнкт); виолончель — , В. Фитценхаген (с 1870); контрабас — Г. Ф. Шпекин ; флейта — Ф. Ф. Бюхнер; гобой — Э. Ф. Медер; кларнет — ; валторна — , труба — Ф. Б. Рихтер, фагот — К. Ф. Эзер; история и теория церковного пения в России — Д. В. Разумовский ; музыкально-теоретические предметы — К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт , Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош , А. С. Размадзе ; элементарная теория музыки и гармония — П. И. Чайковский (с 1870 — инструментовка и свободное сочинение) .
В 1899 году был приглашён итальянский певец, композитор и педагог У. А. Мазетти , который поднял сольное пение на высочайший уровень, творчески объединив всё лучшее итальянской и русской школы.
Арендованное для консерватории здание очень скоро, из-за постоянно возраставшего количества учащихся, стало недостаточным, и летом 1877 года дом князя М. С. Воронцова на Никитской улице был окончательно приобретён в собственность Московского отделения Русского музыкального общества. Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло учебные потребности консерватории, но к концу этого периода снова стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло (в 1868—1869 учебном году было 184 учащихся, а в 1893—1894 году — уже 430). Кроме того, стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Однако старое здание было заложено в Московском городском кредитном обществе, и был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке , началась разборка старого здания, и 27 июня 1895 года была совершена торжественная закладка нового здания консерватории. В 1898 году консерватория уже начала свои занятия в новых классных помещениях, а 25 октября того же года был освящён и открыт Малый зал. Работы по устройству и отделке Большого зала были закончены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие зала .
В 1932 — 1933 годах трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко . В 1983 году к консерватории присоединено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычевых, в стиле классицизма , возведённый в конце XVIII века неизвестным архитектором школы М. Ф. Казакова ; с 1925 года здесь размещался юридический факультет МГУ), получившее статус третьего учебного корпуса консерватории.
В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись . В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона »; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены .
В 1935 году на базе Военно-капельмейстерской кафедры консерватории в соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183 от 28 ноября 1935 года был создан Военно-дирижёрский факультет . На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов. В 2000-х годах этот факультет был переведён из подчинения МГК им. П. И. Чайковского в подчинение Академии Генштаба ВС России , а затем — Военного университета Минобороны РФ .
7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета.
В 1954 году перед Большим залом консерватории был открыт памятник П. И. Чайковскому .
18 марта 1958 года в консерватории состоялось открытие Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского . До 2019 года в годы проведения данного конкурса учебные планы консерватории урезались на один месяц для комфортной подготовки участников и членов жюри: если основная волна летней сессии в обычные годы проходила в период с 20-х чисел мая до конца июня, то в годы конкурса — с конца апреля до 5 июня.
За время существования консерватории из её стен вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.
См. Выпускники Московской консерватории
Двое из ныне работающих преподавателей Московской консерватории также зарегистрированы в русской Википедии. См. Преподаватели Московской консерватории
После реставрации первого этажа первого учебного корпуса консерватории в коридоре, соединяющем кабинеты деканатов факультетов, проректора по учебной работе и ректорат с лифтовым холлом, была размещена галерея портретов всех директоров и ректоров консерватории, начиная с Николая Григорьевича Рубинштейна и до наших дней.
№ п\п | Годы | Ректор |
---|---|---|
1 | 1866—1881 | Рубинштейн, Николай Григорьевич |
2 | 1881—1883 | Губерт, Николай Альбертович |
3 | 1883—1885 | Альбрехт, Карл Карлович |
4 | 1885—1889 | Танеев, Сергей Иванович |
5 | 1889—1906 | Сафонов, Василий Ильич |
6 | 1906—1922 | Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович |
7 | 1922—1924 | Гольденвейзер, Александр Борисович |
8 | 1924—1929 | Игумнов, Константин Николаевич |
9 | 1929—1932 | Пшибышевский, Болеслав Станиславович |
10 | 1932—1934 | Шацкий, Станислав Теофилович |
11 | 1935—1937 | Нейгауз, Генрих Густавович |
12 | 1937—1939 | Шацкая, Валентина Николаевна |
13 | 1939—1942 | Гольденвейзер, Александр Борисович |
14 | 1942—1948 | Шебалин, Виссарион Яковлевич |
15 | 1948—1974 | Свешников, Александр Васильевич |
16 | 1974—1990 | Куликов, Борис Иванович |
17 | 1991—2000 | Овчинников, Михаил Алексеевич |
18 | 2001—2004 | Соколов, Александр Сергеевич |
19 | 2004—2005 | Суханов, Владимир Владимирович |
20 | 2005―2009 | Алиханов, Тигран Абрамович |
21 | c 2009 | Соколов, Александр Сергеевич |
В настоящее время в консерватории действуют следующие факультеты :
В состав консерватории входят:
Научные подразделения (институты) консерватории:
Коллектив консерватории сейчас насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов, 500 технических и административных сотрудников.