Лесбиянство
- 1 year ago
- 0
- 0
Лесбия́нство — женская гомосексуальность . Гомосексуальных женщин называют лесбия́нками . Термин «лесбиянка» так же неоднозначен, как и сам термин « гомосексуальность »: в одном контексте он может обозначать женщину с гомосексуальной ориентацией, в другом контексте — женщину с гомосексуальной идентичностью , а в третьем — женщину, практикующую исключительно гомосексуальное поведение . Термин возник в конце XIX века как описание сексуальных отклонений, в частности, гомосексуальности . В Древней Греции лесбиянство называлось трибадизмом , а «трибадами» — женщины, вступающие в такие связи (от греч. τριβάς — женщина, предающаяся противоестественным порокам сама с собой либо с другими женщинами ).
В МКБ-10 , составленной Всемирной организации здравоохранения , гетеросексуальность , бисексуальность и гомосексуальность представлены как три основные категории сексуальной ориентации, а гомосексуальность (как женская, так и мужская) была исключена из списка болезней.
Термин происходит от названия греческого острова Лесбос , где родилась и жила древнегреческая поэтесса Сапфо , чьи стихи позже нередко воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами . Однако некоторые древние источники упоминают и о связях Сапфо с мужчинами. Максим Тирский писал, что взаимоотношения между Сапфо и ученицами её школы были платоническими . Существуют сведения о лесбийских отношениях в древней Спарте . Плутарх в описании Лакедемона сообщал, что « они придают такое большое значение любви, что девушки становятся эротическими партнёрами женщин из благородных семей » . Любовная связь между юной возлюбленной и старшей женщиной в фиасе Сапфо представляла собой аналог любовным отношениям между юным возлюбленным и мужчиной в инициационной или симпосийной обстановке. Ритуальный, религиозный момент у Сапфо превалирует над инициационным.
В поэзии и литературе древнего Китая также есть упоминания о лесбийских взаимоотношениях женщин, хотя в описаниях отсутствуют подробности, которые встречаются в текстах о мужской гомосексуальности. На основании исследования эротических поэм, которыми обменивались японские женщины Периода Хэйан , антрополог Лайза Дэлби сделала вывод, что лесбийские взаимоотношения были обычны и социально приемлемы в этой культуре . Существуют литературные источники, которые упоминают о сексуальных взаимоотношениях между одалисками гаремов, хотя иногда за это полагалось наказание.
До изменения под влиянием сексологии в конце XIX века женская гомосексуальность оставалась практически незамеченной по сравнению с мужской гомосексуальностью, которая запрещалась законом и из-за этого была предметом обсуждения в прессе. Несмотря на это, после опубликования работ сексологами Карлом Генрихом Ульрихсом , Рихардом фон Крафт-Эбингом , Хэвлоком Эллисом , Эдуардом Карпентером и Магнусом Хиршфельдом концепция женской гомосексуальности стала более известной.
Как только женская гомосексуальность стала предметом обсуждения, она была описана в качестве заболевания. В «Трёх статьях о теории сексуальности» Зигмунд Фрейд называл женскую гомосексуальность «инверсией», её субъектов «инвертами» и характеризовал женщин-инвертов как имеющих мужские характеристики. Фрейд воспользовался идеей о « третьем поле », предложенной Магнусом Хиршфельдом и другими. Фрейд признал, что в своей практике не встречался с такими «ненормальными» пациентками, но тем не менее он считал, что такое поведение вызвано психологическими, а не биологическими причинами.
Сочетание сексологии и психоанализа оказало большое влияние на общее настроение лесбийской культуры. Ярким примером этого является опубликованный в 1928 году роман Рэдклифф Холл «Колодец одиночества», в котором упомянуты эти сексологи и термин «инверт». Позже этот термин вышел из общего употребления. Фрейдистская интерпретация лесбийского поведения в настоящее время отрицается большинством психиатров и учёных.
В двадцатом столетии лесбиянки, в частности, Гертруда Стайн и Барбара Хаммер , были заметными деятелями в авангардистском движении США , а Леонтина Саган — в немецком предвоенном кино. Книга стихотворений в прозе « Песни Билитис » Пьера Луи оказала влияние на отражение лесбиянства в культуре с 1890-х . Первая культурная и правозащитная организация лесбиянок в Соединённых Штатах Америки называлась « Дочери Билитис » .
Так как лесбиянство выступает частью мужской гетеросексуальной фантазии, в XX веке лесбийские в отношения начали демонстрироваться в кино через призму
. Лесбиянки в кино сексуализировались, фетишизировались , изображалиcь, как склонные к беспорядочным половым связям , часто такие фильмы изображали беспричинные сексуальные сцены и увековечивали миф о , показывая сюжеты, где главным мужским героям удавалось соблазнить лесбиянок. Лесбиянки являются популярным жанром в порнографии, но как правило такие порно-фильмы создаются режисcёрами-мужчинами для мужской аудитории. Таким образом подобные фильмы укрепляли гомофобные мифы о лесбиянстве, как синониме разврата и сексуальной распущенности . Мейнстримному изображению лесбиянства противопоставляется взаимоотношения женщин через призму «лесбийского взгляда», то есть истории, созданные самими лесбиянками. Такие сюжеты считаются более уважительными, достоверными и репрезентативными .Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года, разъясняющему судам особенности применения статей Уголовного кодекса России , в юриспруденции под лесбиянством понимаются сексуальные контакты между женщинами (а под мужеложством — между мужчинами) .
В 1960-х годах лесбиянки сталкивались с исключением из феминистских пространств, воспринимаясь как «не-женщины» . Впоследствии возник лесбийский феминизм .