Interested Article - Сигтунский поход
- 2021-11-07
- 2
Сигтунский поход 1187 года — морской поход, по некоторым свидетельствам приведший к полному уничтожению крупнейшего шведского города Сигтуны .
Национальность нападавших
В источниках нет единого мнения, кто разрушил шведскую столицу. В новгородских летописях сведения о походе отсутствуют. В западноевропейских анналах есть лишь краткие упоминания, причем национальность нападавших не упомянута. Они лишь названы pagani — язычники , но это название в то время могли применить и к православным . Наиболее старый источник, дающий более развернутое описание событий — Хроника Эрика , относящаяся к началу XIV века и опирающаяся, кроме доступных ей документов, на народные предания, — называет нападавших карелами
. При этом он упоминает, что разгром Сигтуны вызвал радость в сердцах карел и русичей . Следующий по времени источник, (середина XV века), утверждает, что нападение совершили карелы и новгородцы-русичи. В некоторых более поздних источниках упоминаются эсты . Некоторые поздние авторы комбинируют вышеназванные народы в разных соотношениях.
По мнению И. П. Шаскольского , наибольшее доверие вызывает Хроника Эрика, называющая нападавших карелами. Её автор, видимо, не имел доказательств, что в походе участвовали непосредственно русичи, но считал, что поход организован с их ведома.
В последующие века карелы перестали восприниматься шведами как опасный противник, способный совершить подобный поход, и другие средневековые историки стали все более выделять роль славян-русичей. Даже в некоторых позднейших списках Хроники Эрика вместо карел указаны русичи, несмотря на нарушение при этом стихотворного размера. Эсты же появились из-за неправильного толкования терминов в старинных источниках.
Молчание новгородских летописей , по его мнению, объясняется тем, что поход не являлся официальным мероприятием Новгородской республики. Прямых доказательств участия в этом походе новгородцев нет, но есть косвенные.
Разгром Сигтуны
Долгое время после принятия христианства и переноса столицы из языческой Бирки , Сигтуна была религиозным и политическим центром Швеции. Сигтуна находилась на берегу озера Меларен , в 60 километрах от берега Балтийского моря . Озеро было связано с морем проливом. Город был хорошо укреплен природой и человеком, путь к нему лежал через шхеры и мелкие извилистые проливы. Сигтуна в описываемую эпоху была крупнейшим торговым городом Швеции с очень значительным славянским населением. В Сигтуне в XII в. существовал славянский торговый двор с постоянно находившимися там славянами. О наличии постоянного славянского населения в Сигтуне в XII столетии свидетельствовует существование в городе каменной церкви св. Николая; есть её развалины. Находки во время раскопок на территории города многочисленных фрагментов славянской керамики — керамики с волнисто-линейным орнаментом, производившейся и употреблявшейся в славянских землях, показали, что данную керамику производили на месте.
Несмотря на это, нападавшие, предположительно вышедшие в море из западного устья Вуоксы (где впоследствии был поставлен Выборг ), сумели незаметно пересечь море, пройти протоками и 12 августа 1187 года внезапно захватить город. Был убит архиепископ Иоанн . Сигтуна якобы была разрушена до основания, четких сведений нет. Однако, известно исторически — больше она никогда уже не была восстановлена и навсегда утратила свое значение. Также существует мнение, что карелы её не разрушили, а удар по хозяйству её был нанесён репрессиями шведов против славян Сигтуны, которых обвиняли в сотрудничестве с напавшими карелами или непротивлении им, причём шведское население продолжало жить в городе до XIV века. Археологические раскопки показывают, что Сигтуна продолжала расти и обогащаться и после разорения, по крайней мере до середины 1300-х гг. Никакого слоя сажи, пепла и других следов пожара не обнаружено вовсе. Масштабы разрушения, если оно имело место, по крайней мере сильно преувеличены .
Опыт по утрате столицы был учтен, и в XIII веке ярл Биргер построил у пролива, ведущего в озеро Меларен, замок Стокгольм , чтобы не допустить повторения подобных набегов.
Последствия похода
Осенью 1188 года в некоторых городах Швеции и Готланда были схвачены купцы-новгородцы. Некоторые исследователи считают эти летописные сведения доказательством роли Великого Новгорода в походе , но научного консенсуса по этому поводу нет .
Сигтунские врата
Другим очень спорным доказательством участия новгородцев в походе является наличие в Софийском соборе Сигтунских врат . Эти ворота, основная часть которых, по мнению исследователей, была изготовлена в 1152—1154 годах в Магдебурге для недавно построенного , представляют собой скульптурный иконостас с католическими изображениями, включая фигуры епископов Магдебурга и Плоцка .
О том, как они оказались в Швеции , нет никаких сведений в источниках.
По публикации Ф. Аделунга 1823 года , основанной в основном на эпосе , эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в Сигтуну.
Эта версия также подтверждается в письме Якоба Делагарди , написанном в 1616 году шведскому канцлеру Акселю Оксеншерна :
«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества».
Другие предположения появления ворот в Новгороде: разграбление собора в Плоцке литовцами в XIII веке во время военного похода в Мазовии , или подарок польского духовенства новгородскому князю. По некоторым данным, они нашли свой путь в Новгород в 1170 году — уже вскоре после изготовления , по другим сведениям — не ранее середины XV века .
Ворота, попавшие в Новгород, возможно, были повреждены, или разобраны перед перевозкой — у них были утеряны некоторые элементы, местные мастера собрали их в другом порядке.
Новгородцы в описываемую эпоху захватили город Дерпт (1262 год) и поселение на месте города Або (1198 недостоверно) и сам Або (1318), но источники не упоминают вывоз ворот из этих городов, и в первом случае даже самого Або ещё не было. Кроме того, в Дерпте новгородцам не удалось захватить замок, где находился городской собор. На самих воротах есть черты, связанные с религиозным культом святого Зигфрида , особо почитаемого в Сигтуне .
Источник
- И. П. Шаскольский . // Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. — Л. : “Наука”, 1978.
- «Сигтунские врата» // Виктор Казимирович Болдак
Примечания
- Erik Carlquist. . — Lund: Nordic Academic Press, 2012. — 1 online resource (265 pages) с. — ISBN 978-91-87121-32-6 , 91-87121-32-8, 978-91-87121-33-3, 91-87121-33-6.
- . Дата обращения: 18 июля 2011. 6 сентября 2021 года.
- Tarvel, Enn 1992: Sigtunan tuhoaminen 1187. Julku, Kyösti (toim.): Suomen varhaishistoria. Studia historica septentrionalia 21. Rovaniemi, 587—594.
- Sten Tesch, от 23 октября 2013 на Wayback Machine ur Vikingars guld ur Mälarens djup , Sigtuna 1999, s. 50
- Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978. С. 101—105.
- Е. А. Рыбина. 26 июня 2009 года. . Новгородский исторический сборник, 3(13). 1989. С. 43.
- Historia sztuki polskiej, t.I: Sztuka średniowieczna, Kraków: Wydawnictwo Literackie, 1965, s. 105-6.
- Teresa Mroczko, Polska sztuka przedromańska i romańska , Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe, 1988, ISBN 83-221-0307-7 , s. 142.
- . Дата обращения: 29 ноября 2011. 6 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 29 ноября 2011. 6 сентября 2021 года.
- 2021-11-07
- 2