Радищев, Афанасий Прокофьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Афана́сий Проко́пьевич Ща́пов ( 5 (17) октября 1831 , Анга — 27 февраля ( 10 марта ) 1876 , Иркутск ) — русский историк , этнограф и антрополог , публицист . Специалист по истории раскола Русской церкви .
Родился в семье русского сельского пономаря и бурятской или тунгусской крестьянки, имел двух братьев и двух сестёр.
В 1841 году поступил казённокоштным в Иркутское уездное духовно-приходское училище. В 1846 году за успехи в учёбе был переведён в Иркутскую духовную семинарию . В 1852 году окончил семинарию и поступил казённокоштным в Казанскую духовную академию . Принимал участие в описи собрания рукописей Соловецкого монастыря , переданных в академию из-за угрозы занятия монастыря английским десантом в ходе Крымской войны . Был также активным участником местного сибирского землячества, в которое в разное время входили Д. Ф. Гусев, Г. З. Елисеев , А. Н. Балакшин , А. Х. Христофоров , И. Я. Орлов, С. С. Шашков , И. А. Худяков , А. А. Бирюков, Н. Н. Булич , С. Я. Капустин , Д. Л. Кузнецов и др. лица, общим числом до 28 чел . Большое влияние на него оказали профессора A. A. Бобровников , А. И. Беневоленский , Д. Ф. Гусев, а также историк И. Д. Беляев и юрист В. Н. Лешков (в частности, его работа «Русский народ и государство») .
В 1857 году окончил академию, по предложению архиепископа Казанского Григория (Постникова) защитив магистерскую диссертацию на тему « Русский раскол старообрядчества , рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола». Был оставлен при академии в качестве адъюнкт-профессора , в 1859 году стал читать курс лекций по церковной истории. В 1861 году по приглашению профессора Попова стал профессором кафедры русской истории Императорского Казанского университета , читал курсы лекций «Об истории колонизации великорусского племени», «О славяно-русских религиозных верованиях» и «О внутренней истории XVIII века» . В это же время заражается сифилисом .
16 апреля 1861 года присутствовал на панихиде по крестьянам села Бездна, убитых во время волнений , вызванных отменой крепостного права , а также произнёс речь в их память, в корой были в том числе такие слова: «Други, за народ убитые! Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, — эта земля воззовет народ к восстанию и свободе… Да здравствует демократическая конституция!» .
За это Щапов был арестован и доставлен в III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (согласно другим сведениям, по совету П. П. Вяземского поехал в Санкт-Петербург по своей воле, чтобы дать объяснения по поводу произошедшего). Находясь под следствием, писал обращения к императору Александру II , содержащие программу реформ земств . Они привлекли внимание министра внутренних дел П. А. Валуева , который поручился за Щапова: приговор Святейшего правительствующего синода о ссылке в Соловецкий монастырь был отменён, и Щапов стал чиновником Министерства внутренних дел , где занимался делами раскола, однако нерегулярно посещал службу и вскоре был уволен . Отныне Щапов не имел права заниматься преподавательской деятельностью, поэтому он стал заниматься журналистикой: при поддержке Г. З. Елисеева и В. И. Григоровича начать публиковаться, в частности, в журналах « Отечественные записки », « Дело », « Век » и других .
В 1862 году был арестован по делу «лондонских пропагандистов» ( А. И. Герцена , Н. П. Огарёва , М. А. Бакунина и других). Он был признан невиновным, однако арест пошатнул его положение. В 1863 г. Щапов женился на Ольге Жемчужниковой, также неудачно пытался побороть хронический алкоголизм. Громкие скандалы и прогулы привели в итоге к высылке в Иркутск на поселение в административном порядке вместе с супругой. Там Щапов продолжил заниматься журналистикой (принимал участие в издании газеты «Сибирь» ), читал публичные лекции и стал членом правления Сибирского отдела Императорского русского географического общества .
В 1865 году был арестован и доставлен в Омскую тюрьму по делу «Общества независимости Сибири» за своё стихотворение 1861 года :
Услышь хоть ты, страна родная,
Страна невольного изгнанья,
Сибирь, родная, золотая,
Услышь ты узника воззванье!
Пора провинциям вставать,
Оковы, цепи вековые
Централизации свергать,
Сзывать Советы областные.
Полиция увидела призыв к сепаратизму . Щапов прокомментировал это так: «Все мои стихи были писаны на эту тему. Земских собраний я желал и для России, и для Сибири. Об них я писал Государю Императору в III Отделении в особой записке. О них я писал в журналах» . Как и в предыдущем случае, он был признан невиновным .
В 1866 году Щаповы совместно с географом А. И. Лопатиным , топографом И. Е. Андреевым, метеорологом Ф. П. Мерло и фотографом П. А. Лопатиным приняли участие в экспедиции в Туруханский край , где занимались описанием быта «бродячего населения берегов Енисея », состоящего из остяков , самоедов , тунгусов , долган и других . В 1874 году Щапов по собственной инициативе отправился в Верхоленский и Балаганский уезды Иркутской губернии для изучения русского населения.
В то же время сифилис прогрессировал, Щапов продолжал много пить. В 1872 году в связи с болезнью его жена уволилась из женской гимназии, что серьёзно усугубило материальное положение семьи. В 1874 году жена Щапова умерла . 27 февраля 1876 года Щапов умер от чахотки и был похоронен рядом с женой на в Иркутске . На его могиле был установлен памятник со словами: « Родина — писател ю». В настоящее время могила Щапова является памятником истории федерального значения.
Жена — Ольга Ивановна Жемчужникова (?—1874), учитель. Детей в браке не было .
Первая статья Щапова была опубликована в 1857 году в журнале Казанской духовной академии « Православный собеседник ». Его статьи 1857—1862 годов характеризовались в дореволюционном Русском биографическом словаре как «клерикальные по содержанию, уснащенные патриотизмом в духе Карамзина, довольно бедные по содержанию и бледные по форме», которые «не имеют какого-либо самостоятельного значения, а с методологической стороны являются даже отрицательными величинами, так как автор свои заключения не выводит объективно из фактов, а наоборот — последние подгоняет и подбирает под заранее выставленные положения. <…> Заметна свежесть некоторых доводов и иллюстраций, но всё миросозерцание автора не более как шаблон, обязательный для студента духовной академии» .
В то же время опубликованная отдельным изданием в 1859 году магистерская диссертация Щапова, несмотря на предвзятость автора, заняла важное место в историографии раскола, так как стала первой работой, в которой раскол рассматривался не как примитивное «обрядовое несогласие с православной церковью», а как сложное явление, имеющее глубокие социальные, политические и экономические причины возникновения и условия распространения. Концепция работы опиралась на философию Г. В. Ф. Гегеля и рассматривала раскол как противостояние архаических (патриархальных) и модернистских, связанных с государством и официальной церковью, тенденций. Данная работа Щапова была хорошо воспринята историками, в частности, С. М. Соловьёвым и К. Н. Бестужевым-Рюминым .
В 1861 году Щапов, под воздействием славянофильства , прежде всего сочинений В. А. Черкасского , стал разрабатывать земско - областную ( общинно-колонизационную ) теорию, согласно которой «областность — коренное начало народного историко-географического самоопределения и местно-общинного саморазвития», а возникшая в XVII веке как итог Смутного времени форма губерний и провинций , которые не имеют органов самоуправления и подчиняются столице , является искусственной. В то же время похожие федералистские идеи излагал историк Н. И. Костомаров , однако они носили менее научный и более публицистический характер, а также базировались не на национальном признаке, а на региональных различиях в природно-климатических условиях заселяемых территорий . Исходя их этой теории, Щапов предлагал принять в России через созыв Земского Собора конституцию, которая предоставляла бы областям (в частности, Польше , Украине , Великороссии и Сибири ) широкую автономию, вводила бы демократическое самоуправление на всех уровнях власти, а также гарантировала бы социальные права и гражданские свободы . Эта теория Щапова оказала большое влияние на сибирских областников , в частности, Н. М. Ядринцева и Г. Н. Потанина , а также других революционных демократов , бывших сторонниками федерализма.
Однако уже в 1863 году Щапов обратился к новой, социально-антропологической теории, в основе которой лежало положение о том, что главным фактором социального развития является развитие естественных. Так, он критиковал представителей историко-юридической школы, таких как К. Д. Кавелин , Н. В. Калачов , И. Д. Беляев , Б. Н. Чичерин , а также экономическую теорию Н. Г. Чернышевского , которая, несмотря на многочисленные достоинства, «не может разрешить вопроса жизни и развития человеческих обществ». В этот период большое влияние на Щапова оказали Д. И. Писарев и Г. Т. Бокль . Новая теория Щапова вызвала в основном негативную критику со стороны как историков, так и публицистов: его работы этого периода характеризовались как «растянутые, однообразные, изобилующие повторениями, скучные», также отмечалась слабая естественно-научная база Щапова, не имевшего образования в этой сфере . Вообще, одной из основных особенностей Щапова как историка была «склонность вносить публицистическое в само содержание, в исходную идею своих исторических трудов». Это приводило к многочисленным внутренним противоречиям в его работах .
В ссылке (с 1864 г.) взгляды Щапова эволюционировали к народничеству . Будущее Сибири, в том числе коренных малых народов , он связывал с общиной , артелями , кооперацией и кустарным производством , что должно было развить производительные силы в регионе. Щапов первым обосновал особенность Сибири в природно-климатическом, этнографическом, географическом и колонизационном аспектах. Он также указывал на формирование « сибирской народности » как нового славянского этноса, для которого характерны стремление к материальному благополучию, поощрявшему в людях любознательность и интерес к различным бытовым нововведениям .