Interested Article - Сомов, Константин Андреевич

Константи́н Андре́евич Со́мов ( 18 [30] ноября 1869 , Санкт-Петербург 6 мая 1939 , Париж ) — русский живописец и график , мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества « Мир искусства » и одноименного журнала . Академик Императорской Академии художеств (с 1913).

Биография

Родился 18 ( 30 ) ноября 1869 года в семье служившего тогда при Императорской академии наук , впоследствии хранителя Эрмитажа , Андрея Ивановича Сомова . Его мать, Надежда Константиновна была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.

В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая вместе с А. Бенуа , В. Нувелем , Д. Философовым , с которыми позже участвовал в создании общества « Мир искусства ». Сохранились мемуарные свидетельства о его любовных связях ( camaraderie d’amour ) с Философовым , Нувелем , М. Кузминым и другими деятелями « Серебряного века ».

Б. Кустодиев «Портрет художника К. А. Сомова», 1914.

С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств : основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина . В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов . В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства» , а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа.

С 1897 года Сомов болел туберкулезом верхних дыхательных путей, его европейские поездки частично были связаны с его лечением .

Сомов известен как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к « Графу Нулину » А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя « Нос » и « Невский проспект » (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

Влюблённый в XVIII столетие, Сомов-график осваивал старинные техники: например, использовал веленевую бумагу , которая наклеивалась на мягкий текстиль с целью изменить движение карандаша. Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой работал в области мелкой пластики: выполнил изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале « Золотое руно ».

В 1908 году вышло первое издание «Книги маркизы» Ф. Блея. Заказ на изготовление иллюстраций к книге Сомов получил в 1907 году . Сомов делал акцент на утончённое искусство и не признавал грубого. Работы популярного в начале XX века Бориса Григорьева он в одном из личных писем прокомментировал как «… замечательно талантливый но сволочной, глупый, дешёвый порнограф».

С июня 1917 по апрель 1918 года Константин Сомов был художественным консультантом Императорского фарфорового завода . После переименования завода в Государственный фарфоровый завод баллотировался на должность художественного руководителя предприятия, но по количеству голосов проиграл С. В. Чехонину .

На автопортрете 1921 года

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга ( Петроград ) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: « Книга маркизы » («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке . Книга вышла ограниченным тиражом в 800 экземпляров. Для друзей художника вышел еще более небольшой тираж, куда вошли дополнительные иллюстрации и тексты, а также виньетки .

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских ; работал в школе Е. Н. Званцевой . В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее .

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на ( фр. ) в Париже.

Мефодий Георгиевич Лукьянов (1892—1932)

С 1910 года Сомов жил семейной жизнью со своим возлюбленным Мефодием Георгиевичем Лукьяновым (1892—1932), служившим художнику и постоянной моделью для портретов . В нормандской деревне они приобрели ферму. Во время Первой мировой войны имел двухлетний роман с английским литератором Хью Уолполом . В последнее десятилетие жизни создал много работ гомоэротического содержания.

Для издательства «Трианон» в 1929—1931 годах К. А. Сомов проиллюстрировал « Манон Леско » и « Дафниса и Хлою ». Для своего друга (и душеприказчика) Михаила Брайкевича создал в ноябре-декабре 1934 года четыре портрета героини романа « Опасные связи » — это была его последняя работа.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Картина Сомова «Русская пастораль» (1922) на аукционе « Кристис » была продана 29 ноября 2006 года за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко . Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов) .

Примечания

  1. — 2003.
  2. Сомов Константин Андреевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. (нидерл.)
  4. , с. 187.
  5. V. Zlobin. A Difficult Soul: Zinaida Gippius . University of California Press, 1980. P. 13.
  6. Лев Клейн . Другая сторона светила: российское созвездие. Фолио-Пресс, 2002. ISBN 9785762701662 .
  7. Константин Львов. . The Art Newspaper Russia (21 февраля 2020). Дата обращения: 16 марта 2020. 27 февраля 2020 года.
  8. М. Зеликман. Эротическая миниатюра Константина Сомова (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : журнал. — 2003. — Июнь ( № 6 (8) ). — С. 55—56 .
  9. Э. Самецкая «Советский агитационный фарфор», М., Collector’s book, С. 19
  10. Существует редкий вариант этого издания — так называемая «Большая „Книга маркизы“» — дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.
  11. Сомов К. А. Дневник. 1917—1923 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М. : Дмитрий Сечин, 2017. — С. 98

Литература

  • / [Изд. кн. С. А. Щербатова и В. В. фон Мекк; Ред. Игоря Грабаря. — СПб.: Соврем. искусство, ценз. 1903. — 26 с., 61 л. ил.
  • Фарфор из собрания Константина Андреевича Сомова. — СПб.: тип. «Сириус», 1913
  • Эрнст С. P. К. А. Сомов. — СПб.: изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 116 с.
  • Пружан И. Н. Константин Сомов. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 127 с.
  • К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
  • К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / Вступ.статья, подготовка текста, коммент. Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. — СПб., 2002
  • Ельшевская Г. В. Короткая книга о Константине Сомове. — М.: Новое литературное обозрение, 2003
  • Константин Андреевич Сомов, 1869—1939: [альбом] / [авт. текста Е. Гришина] — М.: Дирет-Медиа, 2011
  • Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. — М.: Театралис, 2012. — 208 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-902492-25-2 .
  • К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза : Литературный журнал (СПб.). — Вып. В (2013).
  • Сомов К. А. Дневник. 1917—1923 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2017. — 925 с.
  • Сомов К. А. Дневник. 1923—1925 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2018. — 716 с.
  • Сомов К. А. Дневник. 1926—1927 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П. С. Голубева. — М.: Дмитрий Сечин, 2018. — 744 с.
  • Голубев П. С. Художники русской эмиграции в критических высказываниях К. А. Сомова (на материалах его дневника 1925—1934 гг.) // Вестник славянских культур. — Т. 33. — 2014. — № 3. — С. 211—218.
  • Сеславинский, М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2 .
  • Сеславинский, М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5
  • Константин Сомов. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив: Каталог выставки / В. Круглов, В. Левшенков, В. Спешилова, И. Цой, Е. Яковлева — СПб.: КGallery, 2017. — 220 с.: ил.
  • Кондаков C. Н. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 187. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • Голубев П. С. Константин Сомов. Дама, снимающая маску. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 212 с.
  • Голубєв П. С. Костянтин Сомов. Каталог виставки в Одеському художньому музеї. 6 вересня — 27 жовтня 2019 року. Одеса, Київ: Одеський художній музей, Родовiд, 2019.

Ссылки

в библиотеке «Старатель»

  • в Андреевском соборе на Васильевском острове
  • — организация, которая занимается сохранением, изучением и популяризацией наследия К. А. Сомова.
Источник —

Same as Сомов, Константин Андреевич