Музыкальное произведение
- 1 year ago
- 0
- 0
Всенощное бдение (также Всенощная ) — музыкальное произведение, основанное на богослужении православной церкви, объединявшем вечернюю и утреннюю службы ( Всенощное бдение ) .
Возникшее ещё в Византии в первые века христианства, традиционное Всенощное бдение состояло из молитвословий, предназначенных для чтения и пения. Неизменяемая часть состояла из гимнов и псалмов , изменяемую, приуроченную к определённым праздникам, составляли тропари и стихири. Самые ранние из известных образцов Всенощного бдения принадлежат Иоанну Златоусту , Иоанну Дамаскину , Феодору Студиту .
На Руси Всенощное бдение было введено в XI веке, для исполнения на протяжении многих веков использовались одноголосные знаменные , демественные и распевы . Право музыкального оформления Всенощного бдения, как и других богослужений, принадлежало исключительно служителям церкви. Постепенно к концу XVI утвердилось многоголосное исполнение, а на рубеже XVII—XVIII веков, в борьбе с католичеством и в стремлении разработать тип пения, отличный от католического, — партесный стиль . Инструментальное сопровождение, как и в других богослужениях, не предусматривалось.
С XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне богослужения; таковы «Всенощные бдения» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва .
Со второй половины XIX века «Всенощные бдения» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов — знаменного , киевского или греческого. Такие «Всенощные бдения» создали М. М. Ипполитов-Иванов , В.И. Ребиков , А. А. Архангельский , А. Т. Гречанинов и П. Г. Чесноков .
В 1882 году закончил своё « Всенощное бдение » Пётр Ильич Чайковский . Исследователи считают, что Чайковскому удалось создать произведение, которое послужило образцом для многих «Всенощных бдений» русских композиторов ХIХ — начала ХХ века . Все песнопения «Всенощной» Чайковского являются переложениями — гармонизациями традиционных распевов знаменного , киевского и греческого . Лучшими образцами этого жанра также считаются « Всенощное бдение » А. Т. Гречанинова (1912), Сергея Рахманинова (1915), Эйноюхани Раутавары (1971-72, доп. 1996). Произведения написаны в свободной манере: подлинные церковные напевы сочетаются в них с оригинальными мелодическими структурами .