Interested Article - Мария Ульфа Сантосо

Мари́я У́льфа Санто́со ( индон. Maria Ulfah Santoso ; имя, полученное после первого брака, под которым она наиболее известна), урождённая Хаджа Мариам Ульфа ( индон. Hajjah Raden Ayu Mariam Ulfah ), имя во втором браке — Хаджи Мари́я У́льфа Суба́дио Састросато́мо ( индон. Maria Ulfah Soebadio Sastrosatomo ; 18 августа 1911 года , Серанг 15 апреля 1988 года , Джакарта ) — индонезийская правозащитница, феминистка и политик. Активистка движения за независимость, член . В суверенной Индонезии — член Центрального национального комитета Индонезии , а также министр социального обеспечения в правительстве Сутана Шарира (1946—1947). Депутат Совета народных представителей (СНП; 1955—1959) и член Временного СНП, назначенного в 1959 году президентом Сукарно . Первая в Индонезии женщина, получившая степень магистра права , а также первая женщина, занявшая министерский пост.

Биография

Ранние годы жизни

Мариам Ульфа родилась 18 августа 1911 года в городе Серанг , Голландская Ост-Индия (ныне индонезийская провинция Бантен ) . Она была младшей из трёх дочерей Р. А. А. Мохаммада Ахмада ( индон. R.A.A. Mohammad Achmad ) и его жены Р. А. Хадиджи Джаядиниграт ( индон. R.A. Hadidjah Djajadiningrat ), принадлежавшей к влиятельной семье . Своё первое имя Мариам она получила в честь матери пророка Исы , второе имя Ульфа также было арабского происхождения. Вскоре после рождения девочки её первое имя, из соображений благозвучия, было изменено на Мария .

Детство Марии прошло в округе , где её отец служил регентом (главой округа) . В этот период произошло событие, повлиявшее на становление Марии как феминистки и правозащитника. Однажды в дом семьи в поисках помощи пришла больная женщина. Однако, по требованию отца, в помощи ей было отказано. Этот случай, по словам будущей правозащитницы, вдохновил её на борьбу за улучшение положения индонезийских женщин, фактически бесправных в браке .

По настоянию отца маленькая Мария, которой пора было идти в школу, отправилась в Батавию (ныне Джакарта), где училась в голландской Виллемслаанской начальной школе и жила в голландской семье. Позже она окончила . В Батавии Мария ещё раз столкнулась с проблемой бесправия замужних индонезиек-мусульманок: по действовавшему тогда законодательству, мужья-мусульмане могли взять вторую жену без согласия первой или развестись с первой женой опять же без её согласия .

Учёба в Нидерландах

Марии было 16 лет, когда скончалась её мать . Два года спустя, в 1929 году, её отец был направлен правительством Голландской Ост-Индии в Гаагу и взял с собой всех трёх дочерей . Мария, вопреки воле отца, желавшего, чтобы его дочь стала врачом , удалось отстоять свою точку зрения и поступить Лейденского университета , в котором, в частности, она прослушала четырёхлетний курс «индийского права» ( нидерл. Indisch recht ) . Как и другие студенты из Голландской Ост-Индии, Мария постоянно сталкивалась с бытовой дискриминацией по национальному признаку. Тем не менее, она активно участвовала в студенческой жизни, была членом Ассоциации студенток Лейдена ( нидерл. Vrouwelijke Studenten te Leiden ) и активисткой Лиги антиколониализма ( индон. Liga Anti-Kolonialisme ) . Её товарищами по Лейденскому университету были будущие лидеры движения за независимость Индонезии, активисты студенческой организации Мохаммад Хатта и Сутан Шарир . Среди товарищей Мария была известна под уменьшительным именем Иче ( индон. Ice ) . Особо тесные отношения, сохранившиеся и в последующие годы, сложились у Марии с Шариром . При этом она дистанцировалась от выражения открытого недовольства голландскими властями, боясь скомпрометировать отца — в частности отказавшись вступить в оппозиционный властям «Индонезийский союз» . В 1933 году она окончила университет со степенью магистра права , став первой индонезийской женщиной, получившей эту степень .

Правозащитная деятельность и участие в освободительном движении

В 1934 году Мария вернулась в Батавию. Там ей предложили должность юриста в колониальной администрации, но она отказалась, вместо этого устроившись преподавателем в учительский колледж исламской организации «Мухаммадия» Работая в женском исламском учебном заведении, она вновь столкнулась с проблемой бесправия мусульманок в браке. Для борьбы с ним она вступила в женскую организацию «Истери Индонесиа» ( индон. Isteri Indonesia «Индонезийская женщина» ), впоследствии став её председателем . В 1937 году она стала инициатором проекта реформы брачного законодательства Голландской Ост-Индии, который предусматривал разрешение многожёнства только на добровольной основе (при условии согласия всех жён на новый брак мужа), а также признавал развод только по решению суда. Этот проект вызвал полемику в индонезийской прессе: против него выступил ряд мусульманских организаций колонии, в том числе женских. В связи с этим Мария Ульфа была вынуждена пойти на некоторые уступки исламским традиционалистам. В 1938 году она создала и возглавила Комитет по защите женщин и детей ( индон. Komite Perlindoengan Kaoem Iboe dan Anak-Anak ), который разработал более умеренный проект реформы брака, в меньшей степени отходивший от основ шариата . В итоге администрация Голландской Ост-Индии отклонило проект Комитета . Реформа брачных отношений в колонии была проведена лишь в 1941 году .

Другой важной сферой деятельности Марии во второй половине 1930-х годов стала борьба за избирательные права женщин в Голландской Ост-Индии. При её активном участии в 1938 году администрация колонии предоставила женщинам пассивное избирательное право . После этого «Истери Индонесиа» выдвинуло Марию в депутаты Фольксраада , но ей не удалось избраться . Также Мария вела работу по распространению грамотности среди женщин. Она организовала курсы шитья, на которых учила женщин не только шить, но и читать, а также разъясняла им их права в браке .

Наряду с правозащитной деятельностью, она продолжила активно участвовать в движении за независимость, в частности оказав большую помощь активисту движения Адаму Малику в создании первого в Индонезии национального информационного агентства «Антара» .

В феврале 1938 года Мария вышла замуж за Радена Сантосо Виродихарджо ( индон. Raden Santoso Wirodihardjo ), высокопоставленного чиновника колониальной администрации . Она добавила имя мужа к своему, после чего её полное имя стало звучать как Мария Ульфа Сантосо .

На государственной службе

После того, как в 1942 году Голландскую Ост-Индию оккупировала Япония , Мария оставила работу преподавателя и стала работать юристом в японской администрации в качестве помощника Супомо (впоследствии первого министра юстиции независимой Индонезии) по правовым вопросам . В 1945 году, в преддверии провозглашения независимости Индонезии , Мария стала членом созданного японцами . После провозглашения независимости стала членом Центрального национального комитета Индонезии , временного высшего законодательного органа молодой республики. Была членом созданной Сутаном Шариром Социалистической партии , позже — Социалистической партии Индонезии .

12 марта 1946 года Мария была назначена во , став первой женщиной, вошедшей в состав правительства Индонезии. 2 октября 1946 года она вновь заняла тот же пост пост в , покинув его после того, как 26 июня 1947 года кабинет подал в отставку . Из мероприятий, проведённых Марией на посту министра, наиболее важным является возвращение и обустройство индонезийцев, интернированных японскими властями во время оккупации . Также важное политическое значение имел сам факт того, что Мария стала первой в истории Индонезии женщиной-министром. Субадио Састросатомо, будущий второй муж Марии писал, что назначение Марии министром было важно не только из-за её личных качеств, но и по другим причинам. Во-первых, её выбор на пост министра показал, что правительство уважает вклад женщин в борьбу за независимость. Во-вторых, этим назначением премьер Шарир хотел показать, что женские проблемы (которые входили в компетенцию министра социального обеспечения) должна решать женщина . Впоследствии в состав большинства индонезийских правительств входила минимум одна женщина, причём часто они занимали именно пост министра социального обеспечения — на этот пост было назначено, не считая Марию, 7 индонезиек .

Мария Ульфа выступает на Национальном конгрессе женщин. 1950 год.

В новом кабинете Амира Шарифуддина (1947—1948) Мария отказалась вновь занять пост министра социального обеспечения, попросив назначить её главой секретариата премьер-министра. Эту же должность она заняла и в правительстве Мохаммада Хатты (1948—1950) .

19 декабря 1948 года Мария овдовела. Её супруг Сантосо Виродихарджо, работавший инспектором Министерства образования Индонезии, был расстрелян нидерландскими солдатами под .

Мария Ульфа Сантосо. Около 1955 года

В 1949 году Мария вошла в состав комитета, которому было поручено подготовить новый законопроект о браке, улучшающий положение замужних индонезиек . С 1950 по 1961 год она была главой , а также руководителем Индонезийского бюро цензуры фильмов. По собственному признанию Марии, последнюю должность она занимала неохотно . В 1955 году, на , она была избрана депутатом Совета народных представителей , а в 1959 году была назначена членом Временного СНП, созданного взамен распущенного им парламента . В 1960-х годах Мария продолжала вести политическую деятельность, работая в Государственном секретариате (1962—1967) и в (1967—1972) .

Мария Ульфа (вторая слева) на . 1982 год

10 января 1964 года Мария вторично вышла замуж. Её вторым супругом стал Субадио Састросатомо ( индон. Soebadio Sastrosatomo ), активист Социалистической партии Индонезии, близкий друг и один из основных соратников Шарира, который был младше Марии на 8 лет . В 1962 году Субадио был приговорён к тюремному заключению за поддержку антисукарновского восстания 1958 года , поэтому для заключения его брака с Марией потребовалось личное разрешение Сукарно, которое последний дал . После свадьбы Мария добавила к своему имени имя мужа, и оно стало звучать как Мария Ульфа Субадио Састросатомо. Из-за того, что Субадио находился в тюрьме, молодожёны виделись редко. В 1967 году, после прихода к власти нового президента Сухарто , муж Марии был освобождён из тюрьмы, после чего они с Марией совершили хадж . В 1974—1976 годах Субадио вновь находился под арестом за оппозиционную деятельность против Сухарто , однако Марии удалось избежать репрессий. Более того, её идеи были заложены в новый закон о браке, принятый Советом народных представителей в 1974 году: этот закон, действующий и ныне, ограничивает многожёнство в Индонезии и разрешает развод только через суд .

В последние годы жизни Мария и Субадио жили в Джакарте. Они получали весьма скромную пенсию; в своем некрологе журнал « Темпо » писал, что её едва хватало на ежедневные расходы . В семье Марии и Субадио воспитывался ребёнок, усыновлённый ими в 1960-е годы . В 1982 году вышла биография Марии «Мария Ульфа Субадио: Защитник людей» ( индон. Maria Ullfah Subadio : Pembela Kaumnya ), написанная индонезийской журналисткой .

В марте 1988 года Мария Ульфа Субадио Састросатомо была помещена на лечение в джакартский . 15 апреля 1988 года , в 2 часа 15 минут по джакартскому времени, она скончалась в этом госпитале. Её похоронили на .

Награды

Примечания

  1. .
  2. , pp. 119–120.
  3. , p. 29.
  4. , p. 181.
  5. .
  6. , p. 46.
  7. . Huygens ING . Дата обращения: 15 июня 2019. 25 февраля 2019 года.
  8. «Индией» в Нидерландах кратко называли Голландскую Ост-Индию. Слово «Индонезия» для обозначения этой территории в тот период ещё не получило большого распространения
  9. Tersisih Dua Zaman. . Gatra (6 апреля 2004). Дата обращения: 15 июня 2019.
  10. , p. 47.
  11. .
  12. , pp. 119–120.
  13. , p. 60.
  14. Hassan Shadily & Redaksi Ensiklopedi Indonesia (Red & Peny)., Ensiklopedi Indonesia Jilid 6 (SHI-VAJ). Jakarta: Ichtiar Baru-van Hoeve, hal. 3317
  15. . Дата обращения: 15 июня 2019. 17 августа 2015 года.
  16. .
  17. .

Литература

  • Aglionby, John (2001-07-26). . The Guardian . из оригинала 11 марта 2012 . Дата обращения: 11 марта 2012 . {{ cite news }} : Неизвестный параметр |deadurl= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  • Cholid, Mohamad; Indrayati, Sri; B.S., Priyono (1988-04-23). [Maria Ulfah is Soebadio's Eternal Love]. Tempo (индон.) . из оригинала 30 марта 2012 . {{ cite news }} : Неизвестный параметр |deadurl= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  • Kahin, George. (индон.) // Indonesia. — 1989. — April ( vol. 47 ). — P. 118—120 .
  • (индон.) . Presidential Library of Indonesia. Дата обращения: 11 марта 2012. 11 марта 2012 года.
  • . Maria Ullfah Subadio : Pembela Kaumnya (неопр.) . — Jakarta: Bulan Bintang, 1982.
  • Robinson, Kathryn May. (англ.) . — Yogyakarta: Routledge , 2009. — ISBN 978-0-203-89175-9 .
  • Simamora, Adianto P. (2011-08-13). . The Jakarta Post . из оригинала 30 марта 2012 . {{ cite news }} : Неизвестный параметр |deadurl= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  • [That Woman is Bantenese]. Tempo (индон.) . 1977-02-26. из оригинала 30 марта 2012 . {{ cite news }} : Неизвестный параметр |deadurl= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  • (англ.) . (неопр.) . — Yogyakarta: Universitas Negeri Yogyakarta, Fakultas Ilmu Sosial, 2014. — ISBN 978-979-788-031-6 .
  • Wieringa, Saskia. (неопр.) . — Yogyakarta: Galangapress, 2010. — ISBN 978-602-8174-38-1 .
  • Zara, M Yuanda. (неопр.) . — Yogyakarta: Media Pressindo, 2009. — ISBN 978-979-788-031-6 .
Источник —

Same as Мария Ульфа Сантосо