Interested Article - Жаров, Михаил Иванович

Михаи́л Ива́нович Жа́ров ( 15 [27] октября 1899 , Москва , Российская империя 15 декабря 1981 , Москва , СССР ) — русский и советский актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического труда (1974), народный артист СССР (1949), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1970, 1974). Член ВКП(б) c 1950 года.

Биография

Михаил Иванович Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября 1900 года ) в Москве в семье типографского рабочего. Его отец был подкидышем , которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном» . Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию печатника .

Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии . В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог ей перебраться в Москву и устроил на работу в прачечную Ольшванга. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери .

Семья жила рядом с Екатерининским парком , где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах . В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.

В театре

С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина . Там же ему впервые начали доверять роли статистов.

В 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций , где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова . В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира « Виндзорские проказницы ». По окончании студии в 1920 году некоторое время служил в Опытно-героическом театре , затем — в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии. В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова , однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа , где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении « Синяя блуза » .

Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.

Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ в « Зойкиной квартире » (1927) по Михаилу Булгакову , балагур Васька Окорок в « Бронепоезде 14-69 » (1927) по Всеволоду Иванову , демобилизованный будённовец в «Первой Конной» (1929) и грубоватый матрос Алексей в « Оптимистической трагедии » (1933) по Всеволоду Вишневскому .

В 1926—1927 и в 1929 годах играл в Бакинском рабочем театре , в 1928 году — в Казанском Большом драматическом театре , в 1930 году — в Реалистическом театре . В 1931 году перешёл в Камерный театр , где служил до 1938 года .

С 1938 года и до конца жизни служил актёром Малого театра , где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.

Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной . Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР . Занимал пост секретаря парткома КПСС Малого театра (до 1950 года).

В кино

Михаил Жаров в фильме « Ошибка инженера Кочина » (1939)

В кино дебютировал эпизодической ролью опричника в фильме « Царь Иван васильевич Грозный » (1915) . Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода (« Дон Диего и Пелагея », « Человек из ресторана », « Белый орёл », « Живой труп », « Окраина », « Марионетки »).

Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

В 1930-е годы благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1931 году он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР « Путёвка в жизнь » Николая Экка . В фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга « Возвращение Максима » (1937) и « Выборгская сторона » (1938) он исполнил роль самодовольного конторщика Дымбы.

У Владимира Петрова он снялся в двух фильмах: « Гроза » (1934) в роли весёлого озорника Кудряша и « Пётр Первый » (1937—1938) в роли добродушного, неунывающего царедворца Меншикова . У Исидора Анненского он сыграл сразу несколько чеховских ролей: громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова в водевиле « Медведь » (1938), жизнерадостного учителя Коваленко в комедии « Человек в футляре » (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова в драме « Анна на шее » (1954).

Михаил Жаров в роли Дымбы в фильме « Выборгская сторона »

В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых « Оборона Царицына » (1942) и Малюту Скуратова — хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя — в исторической драме Сергея Эйзенштейна « Иван Грозный » (1944).

После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией « Беспокойное хозяйство » (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской , с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943—1948 годы).

Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин . Его приключения составили целый мини-сериал: « Деревенский детектив » (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), « Анискин и Фантомас » (1973) и « И снова Анискин » (1978). Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

Смерть

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года на 83-м году жизни в Москве от перитонита . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Личная жизнь

Михаил Жаров увлекался филателией , коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках» . Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало . Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.

Театральные работы

Актёр

Театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций

Опытно-героический театр

Передвижной фронтовой театр и Рогожско-Симоновский театр имени А. К. Сафонова

Бакинский рабочий театр

ГосТиМ

Камерный театр

Малый театр

Режиссёрские работы в театре

Работа в кино

Фильмография

Ольга Андровская и Михаил Жаров в фильме « Медведь »

Актёр

Телеспектакли

  • 1953 — Васса Железнова — Прохор Борисович Храпов
  • 1966 — Театральные встречи БДТ в Москве
  • 1972 — Развод по-нарымски — Фёдор Иванович Анискин, лейтенант милиции
  • 1973 Самый последний день Семён Митрофанович Ковалёв
  • 1973 — Так и будет — Воронцов
  • 1974 — Дом Островского — Лыняев
  • 1974 — Сэр Джон Фальстаф — Фальстаф
  • 1977 — По страницам «Голубой книги» — рассказчик
  • 1978 — Власть тьмы — Митрич

Режиссёр

Озвучивание

Участие в фильмах

  • 1970 — Жаров рассказывает (документальный)
  • 1973 — Наш друг Максим (документальный)

Архивные кадры

  • 1977 — Любите ли вы театр? (документальный)
  • 2005 — Михаил Жаров (из цикла передач телеканала « ДТВ » «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — « Сны и явь Михаила Жарова » (« ТВ Центр », д. ф.)
  • «Михаил Жаров. „Сердце, полное любви“ » («Первый канал», д. ф.)
  • 2009 — «Михаил Жаров. „Счастья баловень безродный…“ » (« Первый канал », д. ф.)
  • 2010 — Михаил Жаров (из документального цикла « »)
  • 2010 — Михаил Жаров (из документального цикла об актёрах советского и российского кино «Человек в кадре» на телеканале «Время»)
  • Легенды Мирового Кино (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура») (документальный)

Награды и звания

Почётные звания:

Государственные премии:

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме « Пётр Первый » ( 1937 , 1938 )
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина в фильме « Оборона Царицына » (1-я серия)
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва

Ордена и медали:

Другие награды:

Память

Публикации

  • Жаров М. И. Жизнь, театр, кино. Воспоминания. — М.: Искусство, 1967. — 380 с.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Mihail Ivanovič Žarov // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. . Культура (2011). Дата обращения: 23 марта 2019. 22 марта 2019 года.
  3. . Дата обращения: 11 декабря 2009. 12 декабря 2009 года.
  4. Местечкин М. С. В театре и в цирке, М., Искусство, 1976, стр. 42
  5. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 15. Докеры — Железняков. 1952. 652 стр., илл.; 60 л. илл. и карт.
  6. . Дата обращения: 16 декабря 2011. Архивировано из 13 июня 2013 года.
  7. Сладков Л. от 3 марта 2016 на Wayback Machine // Филателия СССР . 1977. № 1. С. 20-21. Коллекционер миниатюрных книжек, член Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
  8. от 11 мая 2008 на Wayback Machine
  9. от 19 июня 2009 на Wayback Machine , страница аудио архива театра
  10. . www.tvc.ru . ТВ Центр (2007). Дата обращения: 20 октября 2021. 20 октября 2021 года.
  11. . www.1tv.com . Первый канал . Дата обращения: 20 октября 2021. 20 октября 2021 года.
  12. . www.1tv.com . Первый канал (1 ноября 2009). Дата обращения: 20 октября 2021. 20 октября 2021 года.
  13. М. И. Жарова Азәрбајҹан ССР халг артисти фәхри ады верилмәси һаггында Азәрбајҹан ССР Али Совети Рәјасәт Һеј'әтинин Фәрманы // Коммунист . — 1964. — 19 июня ( вып. 142 , № 12613 ). — С. 1 .

Литература

  • Ефрон Н. «Алексей» — Жаров // Театр № 8, 1937. С. 128—129.
  • Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939.
  • Ефимов Н . Михаил Жаров. Л., 1940.
  • Боровой Л. Заметки об актёрских удачах // Театральный альманах. Кн. 7. М., 1948. С. 95—96.
  • Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951.
  • Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр № 9, 1957. С. 74—78.
  • Рыжова В. Полнота жизнеощущения // Театральная жизнь № 21, 1960. С. 22-23.
  • Гершкович А. А. Михаил Жаров. — М. : Искусство, 1976. — 152 с. — ( Мастера советского театра и кино ).
  • М. Зись. Михаил Жаров // Малый театр. 1824—1974 : [в 2 т.] / гл. редактор Н. А. Абалкин , сост. В. Канаева, Е. Струтинская. — М. : Всероссийское театральное общество, 1983. — Т. 2. — С. 372—383. — 751 с. — 20 000 экз.
  • Соболев Р. П. Михаил Жаров. М., ВБПК, 1985.

Ссылки

Источник —

Same as Жаров, Михаил Иванович