Семёнов, Владимир Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Серге́евич Бу́шин ( 24 января 1924 , Глухово , Богородский уезд , Московская губерния , РСФСР , СССР — 25 декабря 2019 ) — советский и российский писатель , поэт и публицист , фельетонист, журналист, литературный критик, общественный деятель. Член Союза писателей СССР .
Владимир Бушин родился 24 января 1924 года в семье бывшего офицера российской императорской армии и медсестры. Мать в молодости была работницей на ткацкой фабрике Арсения Морозова . Отец после окончания реального училища поступил в Алексеевское офицерское училище и окончил его в 1916 году.
Ранние годы детства Владимир Бушин провёл в доме деда — ветерана Русско-японской войны , председателя колхоза им. Марата в деревне Рыльское Тульской области на Непрядве , недалеко от Куликова поля .
Школу Владимир Бушин закончил в Москве в 1941 году, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны .
Осенью 1942 года ушёл на фронт . В составе 103-й отдельной армейской роты ВНОС 50-й армии прошёл от Калуги до Кёнигсберга . На фронте, отметив 20-летие, в 1944 году начал вести дневник, отметив: «Когда Юлий Цезарь был на два года старше, чем я сейчас, то, вспомнив Александра Македонского, из молодых да раннего, воскликнул: «Двадцать два! И еще ничего не сделано для бессмертия!»… Говорят, в дневниках обычно врут. Конечно, врать самому себе порой гораздо более необходимо, чем другим. Да иногда и утешительно, даже отрадно. Но постараюсь не врать» . На фронте Бушин вступил в коммунистическую партию .
На территории Маньчжурии в той же роте в составе 2-й армии 2-го Дальневосточного фронта принимал участие в войне с японцами . На фронте в 1944 году вступил в ВКП(б) . В 1946 году был демобилизован.
В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького , куда поступал как поэт. Во время учёбы являлся секретарём комитета ВЛКСМ института . Затем экстерном окончил Московский юридический институт .
Печататься начал ещё на фронте, публиковал свои стихи в армейской газете «Разгром врага». После окончания Литинститута работал в « Литературной газете », « Литературе и жизни » (« Литературная Россия »), журналах « Молодая гвардия », « Дружба народов ». Опубликовал несколько книг прозы, публицистики и поэзии: «Эоловы арфы» (повесть посвящена Марксу и Энгельсу, рассказы о которых Бушин начал писать еще c 1959 года ), «Колокола громкого боя», «Клеветники России», «Победители и лжецы», «В прекрасном и яростном мире» и другие.
4 января 1966 года Бушин, находясь в прямом эфире телепередачи «Литературный вторник» (Ленинградская студия телевидения), выступил против переименования дореволюционных названий улиц и городов . Также он процитировал выдержки из писем своих читателей, которые предлагали городам Куйбышев , Горький , Калинин и Киров вернуть первоначальные названия .
В 1979 году выступил с острой критикой Государственного издательства художественной литературы за низкое качество подготовки юбилейного Полного собрания сочинений А. С. Пушкина. Его фельетон «Фахчисарайский бонтан» опубликовал 24 сентября 1976 года только « Московский комсомолец », толстые журналы в публикации отказали, опасаясь критиковать главное издательство страны. «Но все-таки я и тут нашел журнал, который напечатал статью — ростовский «Дон» (№ 1’77). Правда, статью сократили, дали ей беззубое заглавие «Досадные промахи серьезного издания», подвели едва ли не под развлекательный жанр «Заметки на полях»… Ну да и за это в мире трусов и перестраховщиков спасибо. А Гослит ни на фельетон, ни на статью и ухом не повел», — отмечал Бушин .
Будучи коммунистом с военного времени, Бушин весьма критически относился и к партийной бюрократии, и к партийным бонзам. На 7 мая 1979 года пришлись похороны критика и партийное собрание писателей, на котором выступил первый секретарь Московского горкома партии В. В. Гришин . «В похоронах было больше жизни, чем в его речи», — саркастически написал Владимир Сергеевич в дневнике. В том же мае 1979 года он направил письмо в ЦК КПСС по поводу его постановления «О дальнейшем улучшении идеологической работы»: "Утверждаю, что никакого улучшения нет. Одна болтовня, общие тупые фразы, угодничество! Чего стоит статья Наровчатова по поводу присуждения пятикратному Герою Советского Союза Брежневу еще и Ленинской премии по литературе за « Малую землю ». Пишет, например: «Для настоящего руководителя нет мелких дел. Все они, когда он обратит на них внимание, становятся большими». Вот как! Бросил взгляд — и мелкое дело стало большим! Глянул на копейку — и она стала червонцем. Волшебный взор настоящего руководителя. Кончаю так «В постановлении надо было говорить не о «дальнейшем улучшении», а о коренной перестройке идеологической работы. Никакого ответа, как и на письмо о «Малой земле», конечно не жду» .
По поводу своего отношения к религии Бушин заявил: «Я сам — человек крещёный, но религиозные чувства меня не посетили.»
После публикации критической и ироничной статьи «Кушайте, друзья мои» о романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» («Москва», 1979, № 7) Окуджава утверждал, что с ним сводит счёты целая бригада ненавистников, которым Бушин позволил использовать своё имя. На Бушина ополчилась большая часть писательской братии, не гнушаясь даже сочинением доносов [ источник не указан 137 дней ] . По собственному утверждению Бушина, после выхода критической статьи о произведении Окуджавы, его отказывались публиковать . Было множество и положительных отзывов. «Статью вашу, беспощадную и справедливую, буквально взахлеб читали в гагаринском Доме творчества грузинские и русские литераторы. Отклики самые разные, но ни одного — равнодушного… Статья блестящая по сарказму, по убедительности и чисто художественной форме, достойной лучших образцов русской критики», — написал Бушину . По утверждению Бушина, в 1980-х годах несколько лет не печатали (если не считать трёх изданий романа о Марксе и Энгельсе «Эоловы арфы» в 1982, 1983 и 1986 годах). Прочитав спустя годы статью Бушина о пресловутом романе, Александр Зиновьев написал ему: «Вот в таком духе написать бы целую книгу о писателях, раздутых на Западе и навязанных России в качестве „гениев“! Я имею в виду Солженицына, Аксёнова , Войновича и многих других. В конце концов должен же кто-то сказать, что все эти короли на самом деле голые… С огромным наслаждением прочитал ваши последние работы. Думаю, Ваша критика Солженицына особенно важна» ( 20 августа, 30 ноября 1990 г. и 17 декабря 1991 г., Мюнхен ) .
«Характерно, что один из важнейших эпизодов романа — бегство героев — начинается фразой: «Мы были у Гостиного двора в двенадцать часов пополудни». Судя по всему, автор хотел сказать «в двенадцать часов дня», «в полдень», но перо, привычное к ночным сценам, само невольно перенесло действие в полночь: ведь хотя так никто и не говорит — «двенадцать часов пополудни», но по прямому грамматическому смыслу эти слова могут означать только одно — полночь, — иронизировал в статье Бушин. — Некий «батюшка Никитский» над покойником читал акафист»? Ведь, во-первых, акафист не читают, а поют; во-вторых, акафист — это не заупокойная служба по усопшему, это торжественно-хвалебная служба в честь Христа, Богоматери, святых угодников; в-третьих, над покойниками не акафисты поют, а псалтырь читают. Немыслимо представить, чтобы исторический романист, знаток русской старины путал поминки с панихидой, а псалтырь с акафистом» .
«У нас нет другого писателя, который был бы так популярен при такой малограмотности», — заключил об Окуджаве Владимир Сергеевич . «Я с фактами в руках показал, что популярный поэт не в ладу с русским языком (например, путает слова «навзничь» и «ничком»), оплошен в истории (путал зуавов с зулусами) и плохо знает старый русский быт (утверждал, что русские люди любили заниматься любовью, положив под матрац взведённый пистолет), уверял, что перлюстрация писем процветала исключительно в России, хотя хорошо известно, что за границей перлюстрировали письма не только Энгельса к Марксу, но даже Екатерины Великой к Вольтеру, и т. д.» .
Эта статья означала для Бушина запрет на публикации публицистики на 8 лет, до 1986 года, хотя никто из защитников Окуджавы так и не опроверг тезисов Бушина .
С 1987 года Бушин публиковался в газетах « День », « Завтра », « Советская Россия », « Правда », « », « », « Дуэль », « Своими именами » и других изданиях.
В конце 1989 года выступил в печати («Кубань» 1989, № 10, 1991, № 5 и 9, «Слово», 1989, № 10) с утверждением, что «гнусный стишок „ Прощай, немытая Россия … Быть может, за хребтом Кавказа укроюсь…“» М. Ю. Лермонтову не принадлежит, так как первое упоминание о ней встречается в 1873 году . Российские и зарубежные лермонтоведы, решительно опровергают данное утверждение .
В 1990 году подписал « Письмо семидесяти четырёх ». В документе поднимались такие острые вопросы советского общества как русофобия, дестабилизация обстановки в стране различными силами, а также реабилитация идеологии сионизма .
В своих публикациях отстаивал идеалы Советского Союза , положительный образ И. В. Сталина . Подверг ревизии положительный образ Солженицына и его новояз в ряде статей и книге «Неизвестный Солженицын» (в другом издании книга имеет заглавие «Александр Солженицын. Гений первого плевка»).
Как фельетонист выступал с критикой ряда российских политиков, общественных деятелей, писателей, журналистов, телеведущих. В частности, критике подвергнута деятельность: Никиты Михалкова , Александра Яковлева , Егора Гайдара , Евгения Евтушенко , Фёдора Бурлацкого , Анатолия Собчака , Григория Явлинского , Бориса Ельцина , Владимира Путина , Дмитрия Медведева , Даниила Гранина , Владимира Солоухина , Льва Разгона , Александра Солженицына , Станислава Говорухина , Владимира Шумейко , Эдварда Радзинского , Валерии Новодворской , Геннадия Бурбулиса , Николая Сванидзе , Леонида Млечина .
В 2008—2009 году в газете «Правда» вышел ряд статей, посвящённых телепроекту « Имя Россия » и его участникам, а в 2009 году в газете «Завтра» — цикл статей с критикой фильма «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова ».
В 2010 году Бушин невольно оказался участником скандала на телешоу « Суд времени » на тему «Советский человек», на которое он был приглашён в качестве свидетеля стороны Кургиняна . Оппонент Кургиняна Млечин , которого Бушин ранее неоднократно жёстко критиковал в своих публикациях и назвал беглым коммунистом из «Нового времени» , отказался задавать вопросы свидетелю Бушину, заявив: «К сожалению, свидетель Бушин известен своими отвратительными высказываниями в отношении очень уважаемых людей, начиная с поэта-фронтовика Булата Окуджавы. Я не опущусь до разговора с ним, у меня вопросов к свидетелю Бушину нет и быть не может» . Выступление Бушина на программе в эфирную версию не включили .
В августе 2013 года стал сопредседателем Организационного комитета по подготовке и проведению памятных мероприятий, посвящённых 20-летию расстрела Съезда народных депутатов России и Верховного Совета РФ .
Владимир Сергеевич Бушин скончался 25 декабря 2019 года . Урна с прахом захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище .
«Бушин оказался представителем той небольшой части советской интеллигенции, которая не сдала свои идеалы и свою страну в перестройку. В постсоветское время Владимир Сергеевич не сдался, не пошел по пути „красного“ вписывания в антисоветскую систему, Бушин продолжил борьбу против десоветизации как журналист, как литературный критик и как писатель», — отмечалось в прощальном слове ИА Регнум о Владимире Сергеевиче .
В книге «Гении и прохиндеи» Бушин приводит подборку выдержек из отзывов отечественной интеллигенции о его творчестве, с эпитетами от «политического бандитизма», «окололитературного склочника», «пасквилянта» до иска в суд от первого секретаря СП СССР Владимира Карпова . Эти отзывы много говорят о самом авторе и о тех, кто их писал [ источник не указан 137 дней ] .
Александр Рекемчук , писатель, сценарист:
«Володя Бушин. Тонколицый, бледный, в очках. Сам о себе позднее напишет: „…я — очкарик с сердечной недостаточностью“. Этот очкарик прошёл всю войну — от Калуги до Кёнигсберга, а потом ещё Маньчжурия. Сочиняет стихи, прозу, критические заметки. Мало того: после лекций в Литературном институте ещё бежит в консерваторию , где берёт уроки пения. Окончил экстерном юридический… Вот как жаден человек к учёбе, как изголодался по творческому самовыражению! Впоследствии он станет известен главным образом как острый и задиристый публицист, бросавший вызов и Солженицыну, и Евтушенко, и тем, ещё безвестным, что сидят вместе с нами в этом закутке за сценой — Солоухину, Бакланову, Сарнову…»
Станислав Куняев , главный редактор «Нашего современника»:
Всегда, когда читаю статьи Владимира Бушина, я хохочу, негодую, печалюсь и вообще считаю его блестящим публицистом. «Литературная Россия», 14 мая 1993 г.
, доктор философских наук, профессор:
Владимир Сергеевич Бушин — это выдающийся советский публицист, идейная глыба, сравнимая с самыми лучшими, самыми выдающимися публицистами XIX и XX веков. У него за несколько лет творчества сложилась целая галерея типичных образов «прорабов» и трубадуров « перестройки » и «реформ», как правило, чрезвычайно отрицательных. Поэтому у будущих граждан России будет возможность хорошо представить себе по этим образам наше время, его проблемы, его споры и лица .
Сергей Михалков , писатель, председатель Союза писателей РСФСР :
Попал Бушину на суд —
Адвокаты не спасут!
Александр Проханов , писатель, общественный деятель:
Бушин был великолепным публицистом, непобедимым фехтовальщиком. От его рапиры отскакивали неловкие и дурные дуэлянты. Он был удивительным писателем с безупречным вкусом той великолепной литературной школы, к которой принадлежали Шолохов и Твардовский. Он был государственным мыслителем, проникающим в суть явлений. И если власть преподносила нам эти явления как наливное яблоко, Бушин всегда мог разглядеть скрывшегося там червя. Бушин — это человек-эталон .
Писатель и политик Сергей Шаргунов отзывался о Бушине: « Читать его интересно, прямо не оторвёшься. <…> Он исключительно эрудирован: поражает способностью легко оперировать фактами, именами, биографиями » .