Interested Article - Распад The Beatles

The Beatles в Аэропорту Кеннеди 7 февраля 1964 года. Слева направо: Джон Леннон , Пол Маккартни , Джордж Харрисон , Ринго Старр

Распад рок-группы The Beatles — кумулятивный процесс, происходивший на протяжении периода 1968 1970 годов, отмеченный слухами о расколе среди музыкантов, а также их двусмысленными комментариями относительно будущего коллектива. Хотя в сентябре 1969 года Джон Леннон , в частном порядке, сообщил другим битлам, что он покидает группу, официальное заявление о распаде группы последовало лишь 10 апреля 1970 года, после того как Пол Маккартни объявил, что уходит из The Beatles.

Распаду The Beatles предшествовал ряд событий. Это был довольно продолжительный процесс , включавший прекращение гастролей группы в 1966 году и смерть её менеджера, Брайана Эпстайна , в 1967 . Причиной конфликта послужили творческие разногласия . Также, в период 1968—1969 годов как Джордж Харрисон , так и Ринго Старр временно уходили из The Beatles, и к 1970 году все четверо музыкантов начали работать над сольными проектами, поскольку осознавали крайне низкую вероятность дальнейшей совместной деятельности. Впоследствии враждебность между некоторыми битлами исключила возможность продолжения их творческого сотрудничества .

После распада The Beatles отдельные участники группы (англ.) в рамках различных проектов, но после августа 1969 года все четверо битлов ни разу не выступали вместе в качестве единого квартета и не записывали новый материал . После смерти Леннона в 1980 году трое оставшихся участников The Beatles воссоединились в 1994 году для реализации проекта Anthology , в рамках которого были доработаны две незавершённые композиции Леннона — « Free as a Bird » и « Real Love », — которые были записаны и выпущены как официальные песни группы .

Смерть Брайана Эпстайна

Брайан Эпстайн , 1965 год

Брайан Эпстайн — одна из ключевых фигур в создании The Beatles, а также продвижении и популяризации группы на международной арене . Благодаря его стилю управления музыканты реализовывали свои личные идеи внутри коллектива, что позволяло удерживать их вместе; кроме того, именно менеджер выступал посредником во время конфликтных ситуаций . Тем не менее, его роль в жизни группы начала постепенно уменьшаться после того, как музыканты прекратили гастролировать в 1966 году (этому решению способствовали как неудовлетворение музыкантов от концертных выступлений, так и многочисленные угрозы после скандальной реплики Леннона: « Мы более популярны, чем Иисус ») . Однако он всё ещё оказывал на них сильное влияние — разрешая споры и, самое главное, успешно управляя финансами коллектива . Когда Эпстайн умер от передозировки медицинских препаратов в августе 1967 года , музыканты столкнулись с неопределённостью , так как никто не смог занять его нишу . Джон Леннон больше всех переживал из-за смерти менеджера, так как у него были с ним наиболее близкие личные отношения . Пол Маккартни, вероятно, почувствовав всю сложность положения группы, самостоятельно инициировал несколько проектов для The Beatles . С течением времени Леннон, Харрисон и Старр начали выражать недовольство по поводу растущего доминирующего положения коллеги в проектах группы . Впоследствии Леннон заявил, что усилия Маккартни были важны для выживания The Beatles в тот период, однако он всегда считал, что желание Маккартни оставить The Beatles на плаву было вызвано, в первую очередь, опасениями по поводу будущего его собственной сольной карьеры .

Ядро (англ.) было создано под руководством Эпстайна в качестве налогового офшора The Beatles . Однако его внезапная смерть поставила под сомнение будущее корпорации . Отсутствие Эпстайна, а также неопытность музыкантов в ведении бизнеса вызвали атмосферу хаоса, которая перетекла в студийные сессии, когда группа начала записывать свой одноимённый диск , также известный как «Белый альбом» . The Beatles так и не смогли найти замену Эпстайну, и отсутствие авторитетного руководителя, в итоге, стало основной причиной распада группы .

Авторские амбиции Джорджа Харрисона

Джордж Харрисон , 1974 год

Ещё одним фактором возможного раскола The Beatles был рост Джорджа Харрисона как самостоятельного композитора во второй половине карьеры группы . В первые годы Леннон и Маккартни были основными авторами песен и вокалистами квартета, тогда как Харрисон и Старр занимали более вспомогательные роли. Как правило, Леннон и Маккартни сочиняли по одной песне для каждой пластинки, которую исполнял Старр; в свою очередь, Харрисон либо записывал кавер-версию какого-нибудь известного хита (т.н. (англ.) ), либо одну из своих собственных вещей . Начиная с 1965 года, композиции Харрисона становились всё более зрелыми и качественными . Постепенно другие участники группы признали его потенциал как автора песен .

Хотя Харрисон проявил себя как талантливый автор и продюсер, многие из его идей продолжали отвергаться доминирующим тандемом Леннона и Маккартни, особенно после 1967 года . Отчасти это свидетельствовало о возросшей конкуренции за место на альбоме между тремя авторами, однако сложившаяся ситуация усугубила чувство разочарования у гитариста и способствовала его отчуждению от The Beatles . Харрисон был первым членом группы, который выпустил сольный альбом, Wonderwall Music , бо́льшая часть которого была записана в Бомбее в январе 1968 года . К работе над альбомом были привлечены классические индийские музыканты, такие как (англ.) , Шанкар Гхош и Шивкумар Шарма . Во время интервью Melody Maker в сентябре 1969 года Леннон сказал: «Проблема в том, что у нас слишком много материала. Теперь, когда Джордж много пишет, мы можем выпускать по одному двойному альбому ежемесячно…» .

Расхождения и противоречия

После того как группа перестала гастролировать (август 1966), каждый из её участников, в разной степени, начал следовать своим музыкальным вкусам . Когда The Beatles собрались в студии для записи Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band в ноябре 1966 года, внутри группы ещё существовало товарищество и желание сотрудничать в качестве музыкантов. Однако их индивидуальные различия становились всё более очевидными. В большей степени, нежели коллеги, Маккартни проявлял интерес к новым поп-тенденциям и стилям, формировавшимся как в Британии, так и в Соединённых Штатах; в свою очередь, Харрисону была интересна индийская музыка, а композиции Леннона становились более интроспективными и экспериментальными . В результате Маккартни начал брать на себя роль инициатора и лидера творческих проектов The Beatles .

Каждый участник группы начал двигаться в индивидуальном творческом направлении, что в конечном счёте ослабило энтузиазм музыкантов . Вскоре битлы начали раздражать друг друга, атмосфера внутри группы становилась всё более накалённой. Это стало очевидным в «Белом альбоме», на котором их личные музыкальные предпочтения стали господствовать в сессиях звукозаписи, что ещё больше подорвало единство группы .

Йоко Оно и Джон Леннон , 1969 год

Присутствие Йоко Оно

Леннон находился в подавленном психологическом состоянии после возвращения группы из Индии в начале 1968 года. Он был разочарован и возмущён тем, что их гуру трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги не оправдал его ожиданий .

В сочетании с возобновлением употребления наркотиков, а также ухудшением его брака и семейной жизни , самоидентичность и творческая роль Леннона в The Beatles стали вызывать у него раздражение . Музыкант начал активно интересоваться творчеством Йоко Оно , японо-американской художницы-концептуалиста , с которой он познакомился на одной из её выставок в 1966 году . Пара сохраняла дружеские отношения до весны 1968 года . В мае того же года они проводили время вместе в домашней студии Леннона, пока его жена Синтия была в отпуске, записав авангардный материал, который был выпущен на альбоме Unfinished Music No.1: Two Virgins (там же произошла их первая половая близость), после чего объявили о своих отношениях . С этого момента они были почти неразлучны, даже когда Леннон работал с The Beatles (во время болезни Оно он даже поставил для неё кровать прямо в студии) , что очень раздражало его коллег по группе . Кроме того, это нарушило негласное соглашение между музыкантами не приглашать в студию жён или подруг. Впоследствии Ринго Старр вспоминал:

Видеть Йоко в студии было непривычно. Это было что-то новое. Все мы воспитаны, как англичане с севера: наши жены оставались дома, а мы ехали на работу. Мы добывали уголь, а они стряпали ужин. Это было одно из устаревших убеждений, которое к тому времени мы только начинали утрачивать. […] Это напрягало, потому что почти всегда мы, все четверо, были очень близки и ревниво относились друг к другу. Нам не нравилось, если рядом появлялись чужаки. А Йоко и была как раз этим чужаком (не для Джона, а для нас троих). Студия объединяла нас, вот почему мы работали так успешно. Все мы старались ничего не замечать, ни о чём не заговаривали, но всё-таки её присутствие чувствовалось .

Кроме того, из-за возросшего творческого влияния Оно на Леннона, он пожелал, чтобы её вклад отмечался на записях The Beatles . Оно часто комментировала или вносила предложения во время творческого процесса группы, что лишь усиливало трения между ней и коллегами Леннона . Назойливое присутствие Оно было источником злобы Харрисона; он ревновал Леннона к его подруге, так как был очень привязан к нему с 1965 года, в частности, после совместных экспериментов с LSD и индийской медитацией — опытам, к которым Маккартни относился с настороженностью .

Сессии «Белого альбома»

Фотографии, сделанные Джоном Келли осенью 1968 года, впоследствии использовались для оформления обложек некоторых переизданий « Белого альбома »

В мае 1968 года группа собралась в доме Харрисона в Эшере, чтобы записать демоверсии некоторых песен (сочинённых в Индии ), которые были выпущены в ноябре на «Белом альбоме». Обзоры, как современных группе критиков, так и ретроспективных рецензентов, сходятся во мнении, что двойной альбом отражал развитие музыкантов как автономных композиторов и исполнителей . Так, журналист Rolling Stone описал его как «четыре сольных альбома под одной крышей» .

Творческие взгляды Леннона и Маккартни стали ещё более разобщёнными . Маккартни не одобрял экспериментальный звуковой коллаж Леннона и Оно в « Revolution 9 » ; в свою очередь, Леннон презирал слащавые песни Маккартни, вроде « Martha My Dear » и « Honey Pie » . Между тем, Харрисон продолжал развиваться как автор песен, однако большая часть его материала вновь не получила поддержки со стороны группы . Ситуацию усугубляло чувство обиды музыканта на Леннона и Маккартни после ситуации с Махариши (обвинённым ими в приставании к девушкам), его душевное состояние было отражено в песне « Not Guilty », написанной после возвращения группы из Индии . В этот период Старр начал пробовать себя на актёрском поприще, в то же время он становился всё более недоволен уровнем своей игры; по словам писателя Марка Хертсгарда, создавалось «впечатление, что [Маккартни] особенно часто поощрял [в нём эти мысли]» . Также Старр был раздосадован угрюмой и напряжённой атмосферой в студии, которая была характерна для сессий «Белого альбома». Старр чувствовал себя настолько изолированным, что покинул группу на несколько недель, уехав отдыхать со своей семьёй на Сардинию . Он вернулся в начале сентября и обнаружил свою барабанную установку украшенной цветами — это был подарок от Харрисона .

Напряжённая атмосфера также сказалась на техническом персонале студии. Звукоинженер Джефф Эмерик , который работал с группой с 1966 года, был разочарован сессиями . Однажды, во время записи песни « Ob-La-Di, Ob-La-Da », он случайно подслушал, как продюсер Джордж Мартин критиковал вокал Маккартни, на что последний ответил: «Хорошо, тогда иди и спой её сам» . 16 июля Эмерик объявил, что больше не будет работать с The Beatles, и ушёл . Ближе к концу сессий Мартин внезапно уехал в отпуск, возвратившись только на этапе микширования . После релиза альбома группа больше не давала коллективных интервью и не участвовала в телевизионных выступлениях, связи с общественностью осуществлялись индивидуально . Это были первые признаки зарождавшейся разобщённости и антипатии между музыкантами . Другое доказательство отчуждения внутри The Beatles последовало после публикации традиционной рождественской записи для фан-клуба группы (1968 год) — выпущенный материал был полностью индивидуальным . В свою очередь, во время одного из интервью Леннон сделал пренебрежительное замечание о своих коллегах, из-за их явного, по его мнению, презрения к Йоко Оно .

Сессии Get Back и Let it Be

К концу 1968 года статус The Beatles как группы находился в подвешенном состоянии . Тем не менее, Маккартни предложил коллегам комплексный проект, озаглавленный «Get Back», включающий репетиции, запись и исполнение песен на концерте . Однако в итоге он был реализован под названием Let it Be в качестве альбома и фильма . Хотя во время записи «Белого альбома» музыканты взаимодействовали в виде группы, к 1969 году их уровень сыгранности оставлял желать лучшего ; в частности, после героиновой зависимости Леннон стал очень необщителен и был критически настроен по отношению к проекту . 10 января 1969 года, через восемь дней после начала репетиций в киностудии Twickenham Film Studios , недовольство и разочарование Харрисона достигли своего пика, и он сообщил своим коллегам, что уходит . Он был доволен плодотворной деятельностью вне группы в течение большей части 1968 года (особенно с Эриком Клэптоном , Бобом Диланом и The Band ) ; кроме того, сыграли свою роль такие факторы, как менторское отношение Маккартни и отчуждение от Леннона . Группа оказалась в тупике и на грани потенциального краха . В 2003 году журнал Rolling Stone опубликовал запись, сделанную во время сессий в Twickenham : на следующий день после ухода Харрисона Леннон предлагал пригласить в группу Клэптона и взять на себя роль гитариста .

В итоге непростые переговоры способствовали возвращению Харрисона в группу . Однако гитарист настоял на том, чтобы Маккартни изменил концепцию проекта; в частности, было решено отказаться от концерта . После этого музыканты отправились в студию Apple Studio , где сфокусировались на записи нового материала . Последнее публичное выступление The Beatles состоялось на крыше главного офиса Apple 30 января 1969 года — оно послужило заменой отменённому концерту .

Проблемы в бизнесе

The Beatles с Йоко Оно и менеджером Алленом Клейном (в центре)

В тот же период корпорация Apple начала испытывать финансовые проблемы . 26 января 1969 года Леннон и Оно встретились с Алленом Клейном для управленческих консультаций . Леннон попросил Клейна представлять деловые интересы группы . Романтические отношения Маккартни с Линдой Истмен , на которой он женился 12 марта , открыли возможность для адвокатов (англ.) и Джона Истмена, отца и брата Линды, принять участие в консультировании финансовых и юридических решений группы . Маккартни выдвинул кандидатуру Истменов в качестве юристов The Beatles, однако они не смогли найти общий язык с Клейном (встречи проходили в атмосфере враждебности) . Вскоре стало очевидным, что между Истменами и Клейном возникла конкуренция, что было выражено в расхождении их советов и консультаций . Ссоры между битлами и дисгармония по поводу творческих вопросов вскоре начали регулярно возникать и во время деловых дискуссий . Когда встал вопрос выбора между Истменами и Клейном, Харрисон и Старр встали на сторону последнего (поддержав Леннона) 8 мая Леннон, Харрисон и Старр подписали контракт с Клейном, который стал бизнес-менеджером группы . Это ещё более усугубило недоверие и антипатию в квартете . Впоследствии Маккартни выражал мнение, что эволюция битлов из музыкантов в бизнесменов была главной причиной распада группы .

Помимо всего прочего, (англ.) , обладавший правами на существенную часть Northern Songs (каталога песен Леннона — Маккартни), начал выражать опасения по поводу недовольства группы его статусом совладельца . Не уведомив The Beatles, он принял решение выставить на продажу свою долю в компании . Леннон и Маккартни были застигнуты врасплох, и их попытки вернуть права на материал (через дочернюю компанию Maclen Music ) потерпели неудачу .

Дальнейшие события

Несмотря на то, что проект Get Back/Let It Be был приостановлен, группа продолжала время от времени записывать материал, в течение весны и в начале лета 1969 года . Музыканты стали всё больше участвовать в деятельности вне The Beatles; Леннон вместе с Йоко Оно организовал акцию « В постели за мир », итогом которой стал сингл « Give Peace a Chance » , Харрисон сосредоточился на продюсировании записей лейбла Apple Records, поработав с такими исполнителями, как Джеки Ломакс , Билли Престон , а также группой Radha Krishna Temple (из храма Радхи-Кришны ) , в свою очередь Старр продолжал заниматься кинокарьерой . Нерегулярные сессии группы в первой половине года в конечном счёте стали основой для последнего студийного проекта The Beatles — Abbey Road .

Уход Леннона

Вскоре после сессий альбома Abbey Road Леннон сочинил песню « Cold Turkey », вдохновлённую его пристрастием к героину, которая была записана его сторонним проектом Plastic Ono Band (после того, как The Beatles отвергли её для потенциального сингла) . Изначально группа Plastic Ono Band представляла собой не более чем творческую отдушину для реализации музыкальных идей Леннона и Оно, однако восторженный приём публики во время (англ.) (13 сентября 1969 года) стал одним из факторов, подтолкнувших Леннона покинуть The Beatles, о чём музыкант объявил во время возвращения в Лондон . На сборе группы, 20 сентября, он сообщил Маккартни, Старру и Клейну о своём решении (Харрисон не присутствовал на встрече), сказав им, что он хочет «развода» . В тот же день группа подписала новый контракт на запись с Capitol Records , который гарантировал им более высокие роялти . Это была последняя публичная демонстрация единства The Beatles , по сути являвшаяся инсценировкой, и деликатный подтекст переговоров с лейблом вынудил Клейна и Маккартни обратиться к Леннону с просьбой держать своё решение в секрете до момента выхода альбома и фильма , запланированных на следующий год, в работе над которыми он согласился принять участие .

Уход Маккартни

Пол Маккартни , 1980 год

Долгое время пытавшийся сохранить сплочённость в The Beatles и расстроенный уходом Леннона, Маккартни уединился со своей новой семьёй на ферме в Шотландии . В конце октября, после того как его разыскали репортёры из журнала Life , Маккартни публично признал, что «The Beatles подошли к концу», проигнорировав полное значение этой реплики . В начале января 1970 года Маккартни, Харрисон и Старр ненадолго вновь собрались в студии Эбби-Роуд , чтобы записать « I Me Mine » Харрисона и завершить работу над песней Маккартни « Let It Be » . Оба трека были необходимы для альбома Let It Be , так как американская кинокомпания United Artists пригрозила группе иском за затягивание выпуска предполагаемого проекта . Однако, после демонстрации песен проект был вновь заморожен на полгода, после чего над ним начал работать продюсер Фил Спектор , занявшись микшированием материала (качество которого было очень сырым, на чём изначально настаивал Леннон) . Хотя Маккартни утверждал, что он не знал об участии Спектора в проекте до получения мастер-копии альбома Let It Be в апреле , биограф (англ.) подчёркивал, что работа была отложена на «несколько недель» пока, после «череды сообщений», не удалось договориться о кандидатуре Спектора с самим Маккартни, чтобы начать работу над записями .

В декабре 1969 года фактически отделившийся от своих коллег по группе и глубоко подавленный Маккартни начал делать серию домашних записей в Лондоне . Работая в режиме строжайшей секретности, музыкант в частном порядке договорился о дате релиза предполагаемого сольного альбома, названного McCartney , с руководителем Apple Records Нилом Аспиналлом . Выпуск был назначен на 17 апреля 1970 года. Однако, как только Леннон, Харрисон и Старр узнали об этом, дату сразу же сочли неудобной , в связи с существующими договорами в графике релизов лейбла — об издании альбома Let It Be и дебютного диска Старра, Sentimental Journey . 31 марта Старр отправился в дом Маккартни, чтобы лично сообщить ему о решении лейбла отложить релиз его альбома, однако Маккартни был взбешён этой новостью, выпроводив Старра из дома и отказавшись уступить запланированную дату . Ошеломлённый реакцией своего коллеги Старр рассказал обо всём Харрисону и Леннону, а альбом Маккартни был восстановлен в графике .

Горечь Маккартни из-за этого инцидента стала одной из причин, подтолкнувших его к заявлению об уходе из The Beatles . Кроме этого, в качестве ещё одного фактора он упомянул Фила Спектора, критикуя его работу над некоторыми песнями из Let It Be (в особенности « The Long and Winding Road ») . Впоследствии хронологическая достоверность последней претензии оспаривалась Старром, который утверждал, что, когда мастер-копии альбома были разосланы группе для одобрения (2 апреля): «Мы единогласно одобрили его. Изначально Пол сказал „да“. Я говорил с ним по телефону, и спросил — „Тебе понравилось?“ и он сказал: „Да, всё в порядке. Он [Спектор] его не испортил“» .

О решении Маккартни было объявлено через пресс-релиз , распространённый среди избранных британских журналистов 9 апреля (с предварительным экземпляром он ознакомился лично) . Документ имел форму «вопрос-ответ»: Маккартни обсуждал в нём свой альбом, а также, поскольку уход Леннона все ещё скрывался от публики (по деловым причинам) , вопросы, касающиеся ближайшего будущего The Beatles. Хотя музыкант не упомянул о распаде группы, он заявил о своём «разрыве с The Beatles» подчеркнув, что не планирует работать с группой в будущем; также он дистанцировался от решений Клейна (за которого не голосовал) и исключил вероятность того, что когда-нибудь снова будет сочинять песни с Ленноном . Несмотря на то, что со слов Маккартни вопросы в документы были подобраны пресс-секретарём Apple (англ.) , впоследствии клерк настаивал, что вопросы, касающиеся The Beatles, добавил именно Маккартни . 10 апреля журналист Daily Mirror Дон Шорт (один из получателей пресс-релиза) объявил об уходе Маккартни из группы — опубликовав на первой полосе издания заголовок «Пол покидает The Beatles» . Газеты по всему миру интерпретировали комментарии Маккартни как объявление о том, что группа распалась .

Официальный роспуск группы в Высоком суде Великобритании

По словам Доггетта, на фоне шумихи от заявления о своём уходе Маккартни вернулся к вопросу о работе Спектора над Let It Be «как собака, одержимо облизывающая рану» . Музыкант задумывал песню « The Long and Winding Road » как простую фортепианную балладу, но Спектор включил в неё оркестровое и хоровое сопровождение . 14 апреля Маккартни направил Клейну письмо, в резкой форме требуя, чтобы новая аранжировка была сокращена, а партия арф удалена вовсе — добавив: «Никогда больше так не делай» . Составленные спустя двенадцать дней после того, как Спектор разослал мастер-копии всем членам группы с просьбой немедленно связаться с ним по поводу желаемых изменений, требования Маккартни остались без внимания . Клейн утверждал, что отправил Маккартни телеграмму в ответ на письмо 14 апреля, однако, в связи с тем, что музыкант изменил свой номер телефона, не сообщив об этом Apple — он не получил ответа. Поэтому Клейн продолжил выпуск альбома без изменений . В итоге, первоначальная версия песни была выпущена на сборнике Anthology 3 .

31 декабря 1970 года Маккартни подал иск против трёх других «Битлов» в лондонский Высокий суд с требованием расторжения договорного партнёрства между ними, и впоследствии был назначен правопреемником The Beatles . Судебный процесс и переговоры продолжались длительное время, формальное расторжение партнёрства состоялось 9 января 1975 года .

Влияние на культуру

  • Текст песни « Happy Family » группы King Crimson 1970 года в сатирическом ключе рассказывает о распаде The Beatles; имена участников скрыты за библейскими именами: Пол — Иуда , Джон — Иона , Джордж — Сила , Ринго — Руф . Помимо этого, The Beatles изображены и на обложке самого альбома (вокруг буквы «i»).
  • В 1998 году английский писатель-фантаст Стивен Бакстер опубликовал в журнале Interzone рассказ под названием «The Twelfth Album» в жанре альтернативной истории об альбоме God , записанном «Битлами» после выхода Let It Be .
  • В 2000 году вышел художественный фильм Майкла Линдсей-Хогга « Двое из нас » о реальном визите Пола Маккартни к Джону Леннону в апреле 1976 года, затрагивающий причины распада коллектива.
  • В 2009 году неизвестным источником в интернет был выложен мэш-ап Everyday Chemistry , подававшийся как чудом уцелевший экземпляр альбома, записанного «Битлами» из параллельной реальности , в которой они не распадались . Мэш-ап состоит из сольных работ участников The Beatles .

Примечания

Комментарии
  1. Тем не менее, поучаствовав по отдельности (вчетвером) в записи альбомов Ринго Старра Ringo (1973) и Ringo's Rotogravure (1976). Кроме этого, альбом Карла Перкинса Go Cat Go! (1996) содержит совместные записи Перкинса с Маккартни, Харрисоном и Старром и запись Леннона 1969 года
  2. Джордж Харрисон: «На самом деле она нас недолюбливала, считая, что „Битлз“ стоят между ней и Джоном. Мне она казалась клином, который старается вонзиться всё глубже и глубже в трещину между Джоном и нами, и так было на самом деле» .
  3. Пол Маккартни: «В фильме мы хотели показать, как „Битлз“ репетируют, импровизируют, сыгрываются и наконец дают большой концерт. Мы хотели показать весь процесс работы. Помню, у меня родилась идея финальной сцены: панорама бесконечных рельсов, а потом концертный зал» .
  4. Ринго Старр: «Так или иначе, мы встретились с Алленом Клейном, и он нас убедил, во всяком случае, меня. И Джона тоже. Моё первое впечатление: „Я обо всём позабочусь, ребята“. Он излучал энтузиазм, был славным малым, приятным в обхождении и с деловой хваткой американца. Выбирать было не из чего, и я выбрал его. Нас было уже двое, и Джордж присоединился к нам» .
  5. Пол Маккартни: «Я предложил в качестве юриста Ли Истмена, но они сказали: „Нет, он слишком расположен к тебе и предубеждён против нас“. Это я понимал, поэтому спросил его: „Если бы Битлз предложили вам такую работу, вы бы согласились?“ И он ответил: „Знаете, пожалуй, да“. Затем я снова поговорил с ребятами, прежде чем сделать Ли Истмену серьёзное предложение, и они сказали: „Ни в коем случае: он относится к нам слишком предвзято“. И они оказались правы, но он не взялся за это, и слава богу, потому что с ним всё это превратилось бы чёрт знает во что» .
  6. В 1973 году Джон, Джордж и Ринго подали на Клейна в суд, обвинив его в финансовых махинациях . Клейн немедленно подал встречный иск на 19 миллионов долларов неоплаченных гонораров. Он также подал в суд отдельно на Маккартни, пытаясь взыскать с него 34 миллиона долларов, но иск был отклонён .
  7. Джон Леннон: «Волнение было невероятным. Однако никогда в жизни я не чувствовал себя так хорошо. Все подпевали нам, подпрыгивали, показывали знак мира, потому что знали большинство песен, а мы ещё исполнили песню „Cold Turkey“, которую никогда прежде не играли, и они отлично приняли её» .
  8. Джордж Мартин: «Джон как-то сказал мне: „Мне больше не нужна вся эта дрянь, в которую ты превращаешь нашу работу как продюсер. Мы хотим, чтобы альбом получился честным“. Я переспросил: „Честным? Что ты имеешь в виду?“. Он объяснил: „Я не хочу подвергать его какой бы то ни было редакции. Не хочу никакого микширования. Пусть он будет таким, какой он есть. Мы просто запишем песни, вот и всё“. Я ответил: „Ладно, если ты так хочешь, так мы и поступим“» .
  9. Пол Маккартни: «[…] он многое изменил: добавил подпевки в „The Long And Winding Road“, на которые я бы никогда не согласился. Нет, запись получилась не самой худшей из всех, но было обидно, что кто-то занимается аранжировкой твоих записей, не ставя автора в известность. Не уверен, что об этом знали и остальные. Все отдали ему на откуп: „Давай доделывай пластинку, делай всё, что хочешь. Нам всё осточертело“» .
  10. Пол Маккартни: «В то время мне не хотелось давать никаких интервью, потому что я знал: первым делом меня спросят о „Битлз“ и обо всем, что с ними связано, а отвечать на эти вопросы я не хотел. Мне не хотелось встречаться с прессой, так я и сказал» .
Источники
  1. , pp. 265—266.
  2. The Beatles. . — San Francisco: (англ.) , 2000. — С. —326. — ISBN 0-8118-2684-8 .
  3. Bob Spitz: The Beatles : The Biography , Little, Brown and Company, 2005
  4. DK Publishing: The Beatles: 10 Years That Shook the World , DK Adult, 2004
  5. Philip Norman: Shout!: The Beatles in Their Generation (second edition), Fireside, 2003
  6. , P. 6.
  7. , p. 261.
  8. (англ.) . brianepstein.com. Дата обращения: 27 мая 2011. 14 марта 2018 года.
  9. «The Beatles Anthology» DVD 2003 (Episode 7 — 0:20:35) Lennon talking about the death of Epstein and its effect on The Beatles.
  10. , p. 259.
  11. (англ.) . Springtime! . Дата обращения: 14 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  12. (англ.) . BBC (23 марта 1964). Дата обращения: 2 июля 2011. 18 марта 2018 года.
  13. "Brian Epstein died from 'incautious overdose' of drug, says Coroner". The Glasgow Herald. 1967-09-09. p. 1.
  14. , P. 238.
  15. , p. 283.
  16. , С. 61.
  17. Ray Coleman: Lennon: The Definitive Biography 3rd edition, Pan Publications, 2000
  18. , p. 308.
  19. , p. 321.
  20. Barry Miles: Paul McCartney: Many Years From Now , Owl Books, 1998
  21. , p. 312.
  22. Jann Wenner: Lennon Remembers: The Rolling Stone Interviews , Popular Library, 1971
  23. , p. 265.
  24. , p. 319.
  25. MacDonald, Ian. Revolution in the Head , PIMLICO, 2005
  26. Peter McCabe and Robert D. Schonfeld: Apple to the Core|Apple to the Core: The Unmaking of The Beatles , Martin Brian and O’Keeffe Ltd, 1972
  27. The New Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll , p. 419.
  28. , p. 311.
  29. , p. 337.
  30. Mark Lewisohn, Beatles Recording Sessions , Gardners Books, 2005
  31. , p. 336.
  32. The Editors of Rolling Stone , p. 38.
  33. «George Harrison Interview», Crawdaddy magazine, February 1977
  34. , p. 9.
  35. , p. 206.
  36. , p. 65.
  37. , pp. 292, 311, 317.
  38. , p. 130.
  39. Geoff Emerick & Howard Massey: Here, There and Everywhere: My Life Recording the Music of the Beatles , Gotham, 2006
  40. Giuliano, Geoffrey; Giuliano, Avalon. Revolver: The Secret History of the Beatles (англ.) . — Hardcover. — John Blake, 2005. — P. 126. — ISBN 978-1-84454-160-7 .
  41. Wenner, Jann . . — Verso, W.W. Norton & Co., 2000. — С. 27. — ISBN 1-85984-376-X . . — «Да, был большой скандал, он пытался изнасиловать Миа Фарроу или проделать с ней и несколькими другими женщинами, подобные вещи.».
  42. , pp. 496–497.
  43. , pp. 312, 317.
  44. , p. 682.
  45. , p. 683.
  46. [Примечания к альбому Unfinished Music No.1: Two Virgins ]
  47. , pp. 292—294.
  48. , p. 303.
  49. , p. 304.
  50. , p. 303—304.
  51. The Beatles. The Beatles Anthology. — Росмэн, 2002. — P. 303—304. — 368 p. — ISBN 5-353-00285-7 .
  52. Andy Peebles and John Lennon: The Last Lennon Tapes , Dell, 1982
  53. «John Lennon and Yoko Ono Interview», Playboy , January 1981
  54. Clerk, Carol (англ.) . Uncut . Rock's Backpages (февраль 2002). Дата обращения: 11 марта 2018. 15 декабря 2014 года.
  55. , p. 207.
  56. David Fricke. (англ.) . Rolling Stone (20 февраля 2003). Дата обращения: 23 февраля 2021. 21 декабря 2020 года.
  57. The New Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll , p. 61.
  58. , pp. 243—244.
  59. , p. 251.
  60. , p. 267.
  61. White, Timothy (1987–11). "George Harrison – Reconsidered". Musician . p. 55. {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  62. , pp. 250—251.
  63. , p. 306.
  64. , p. 273.
  65. , p. 143.
  66. Bell, Nigel (англ.) . BBC. Дата обращения: 28 июня 2008. 6 января 2009 года.
  67. (англ.) . Mental Floss . Дата обращения: 6 марта 2018. 3 марта 2016 года.
  68. (англ.) . Rolling Stone . Дата обращения: 12 марта 2018. 12 марта 2018 года.
  69. (англ.) . Variety . Дата обращения: 12 марта 2018. 12 марта 2018 года.
  70. Scaruffi, Piero. . The Beatles, Pt. 3 (англ.) (1999). Дата обращения: 8 июля 2011. Архивировано из 21 августа 2011 года.
  71. , pp. 308—309.
  72. , pp. 311—312.
  73. , pp. 160—161.
  74. , p. 310.
  75. , pp. 310, 311.
  76. , pp. 310—312.
  77. (27 ноября 2021). Дата обращения: 21 декабря 2021. 28 ноября 2021 года.
  78. , p. 316.
  79. , p. 8.
  80. John C. Winn: That Magic Feeling: The Beatles' Recorded Legacy (volume two) 1966—1970 Multiplus Books, 2003
  81. Doug Sulpy & Ray Schweighardt: Get Back: The Unauthorised Chronicle of The Beatles' «Let It Be» Disaster , St. Martin’s Griffin Pub., 1999
  82. Peter Doggett: Abbey Road/Let It Be: The Beatles (Classic Rock Albums Series), Schirmer Books, 1998
  83. , p. 320.
  84. , p. 320—321.
  85. , p. 326.
  86. , p. 322.
  87. , pp. 324–326.
  88. (англ.) . abajournal.com (май 2016). Дата обращения: 12 марта 2018. 12 марта 2018 года.
  89. , pp. 321—322.
  90. Peter Brown & (англ.) : The Love You Make: An Insider’s Story of The Beatles (Reprint edition), NAL Trade, 2002
  91. , p. 326.
  92. , pp. 166—175.
  93. , pp. 211–12.
  94. , p. 111.
  95. Business caused beatles' break-up, McCartney says. (1986, Aug 22). Chicago Tribune (1963-Current File)
  96. Brian Southall, Northern Songs: The True Story of the Beatles Song Publishing Empire , Omnibus Press, 2008
  97. , p. 325.
  98. (англ.) . The Guardian . Дата обращения: 12 марта 2018. 21 марта 2016 года.
  99. * Anthony DeCurtis. (англ.) . Rolling Stone (20 ноября 2003). Дата обращения: 6 июля 2011. 21 августа 2011 года.
  100. , pp. 114—115.
  101. (англ.) . Rolling Stone . Дата обращения: 10 февраля 2015. 12 марта 2018 года.
  102. , pp. 55, 58—59.
  103. Doggett, Peter (2001–04). "George Harrison: The Apple Years". Record Collector . p. 35. {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  104. , pp. 193—194.
  105. , p. 341.
  106. , p. 340.
  107. , pp. 340—341.
  108. , p. 353.
  109. , p. 342.
  110. , pp. 262—263.
  111. , p. 107.
  112. , p. 315.
  113. , pp. 296, 322.
  114. , p. 93.
  115. , p. 344.
  116. , p. 297.
  117. , p. 345.
  118. , pp. 115—116.
  119. , pp. 263—264.
  120. , p. 116.
  121. , p. 120.
  122. , p. 165.
  123. , p. 122.
  124. , p. 343.
  125. , p. 346.
  126. , p. 123.
  127. , pp. 131, 135.
  128. , pp. 322, 323.
  129. , pp. 279, 287.
  130. , p. 124.
  131. , pp. 3—4.
  132. , p. 266.
  133. , p. 279.
  134. , p. 3.
  135. , p. 130.
  136. , p. 32.
  137. , p. 350.
  138. , pp. 123, 130—132.
  139. , p. 132.
  140. , pp. 208—213.
  141. Coleman, Ray. Lennon. — McGraw-Hill Education , 1984. — С. 620. — ISBN 0-07-011786-1 .
  142. (англ.) . lyricinterpretations.com. Дата обращения: 11 марта 2019. 11 мая 2015 года.
  143. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 11 марта 2019. 18 ноября 2021 года.
  144. «Interzone», no. 130, апрель 1998
  145. (англ.) . isfdb.org. Дата обращения: 15 июля 2019. 9 сентября 2017 года.
  146. (англ.) . thebeatlesneverbrokeup. Дата обращения: 1 мая 2018. 12 июня 2022 года.
  147. (англ.) . inlander.com. Дата обращения: 1 мая 2018. 14 июня 2018 года.
  148. (англ.) . consequenceofsound.net. Дата обращения: 1 мая 2018. 14 июня 2018 года.
  149. (англ.) . jenesaispop.com. Дата обращения: 1 мая 2018. 25 апреля 2018 года.

Литература

Монографии :

  • Badman, Keith. (англ.) . — Omnibus Press, 2001. — 690 p. — ISBN 978-0-7119-8307-6 .
  • The Beatles. (англ.) . — Chronicle Books, 2000. — 367 p. — ISBN 0-8118-2684-8 .
  • Clayson, Alan. (англ.) . — Sanctuary, 2003. — 415 p. — ISBN 1-86074-488-5 .
  • Doggett, Peter. (англ.) . — Omnibus Press, 2009. — 368 p. — ISBN 978-0-85712-126-4 .
  • Doggett, Peter. (англ.) . — It Books, 2011. — 416 p. — ISBN 978-0-06-177418-8 .
  • The Editors of Rolling Stone. . — Rolling Stone Press, 2002. — 240 с. — ISBN 978-0-7432-3581-5 .
  • Emerick, Geoff; Massey, Howard. (англ.) . — Gotham Books, 2006. — 387 p. — ISBN 978-1-59240-179-6 .
  • Everett, Walter. (англ.) . — Oxford University Press, 1999. — 395 p. — ISBN 0-19-509553-7 .
  • Flanagan, Lin. Sir George Martin : The Fifth Beatle or the Architect of the Phenomenon of The Beatles? (ebook) : [ англ. ] . — Music Sales Group, 2012. — 26 p.
  • Goodman, Fred. (англ.) . — Houghton Mifflin Harcourt, 2015. — 302 p. — ISBN 978-0-547-89686-1 .
  • Harry, Bill. (англ.) . — Virgin, 2000. — 1002 p. — ISBN 0-7535-0404-9 .
  • Hertsgaard, Mark. (англ.) . — Virgin Books, 1996. — 434 p. — ISBN 0-330-33891-9 .
  • Hunt, Chris. NME Originals: Beatles – The Solo Years 1970–1980 (англ.) . — IPC Ignite!, 2005.
  • Ingham, Chris. (англ.) . — Rough Guides/Penguin, 2006. — 336 p. — ISBN 978-1-84836-525-4 .
  • Leng, Simon. (англ.) . — Hal Leonard, 2006. — 342 p. — ISBN 1-4234-0609-9 .
  • Lewisohn, Mark. (англ.) . — Harmony Books, 1988. — 204 p. — ISBN 0-517-57066-1 .
  • Lewisohn. (англ.) . — Harmony Books, 1992. — 365 p. — ISBN 978-0-600-60033-6 .
  • MacDonald, Ian. (англ.) . — Pimlico/Random House, 1998. — 473 p. — ISBN 978-0-7126-6697-8 .
  • Miles, Barry. (англ.) . — Omnibus Press, 2001. — 382 p. — ISBN 0-7119-8308-9 .
  • (англ.) . — Fireside/Rolling Stone Press, 1995. — 1120 p.
  • Rodriguez, Robert. (англ.) . — Backbeat Books, 2010. — 475 p. — ISBN 978-1-4165-9093-4 .
  • Schaffner, Nicholas. (англ.) . — McGraw-Hill, 1978. — 224 p. — ISBN 0-07-055087-5 .
  • Snow, Mat. (англ.) . — Race Point Publishing, 2013. — 384 p. — ISBN 978-1-937994-26-6 .
  • Sounes, Howard. (англ.) . — HarperCollins, 2010. — 634 p. — ISBN 978-0-00-723705-0 .
  • Spizer, Bruce. (англ.) . — 498 Productions, 2005. — 358 p. — ISBN 0-9662649-5-9 .
  • Sulpy, Doug; Schweighardt, Ray. (англ.) . — Martin's Griffin, 1997. — 332 p. — ISBN 0-312-19981-3 .
  • Sutherland, Steve. NME Originals: Lennon (англ.) . — IPC Ignite!, 2003.
  • Wiener, Jon. (англ.) / Brackett, Nathan; Hoard, Christian. — University of Illinois Press, 1991. — 379 p. — ISBN 978-0-252-06131-8 .
  • Williams, Richard. (англ.) / Brackett, Nathan; Hoard, Christian. — Omnibus Press, 2003. — 226 p. — ISBN 978-0-7119-9864-3 .
  • Woffinden, Bob. (англ.) . — Proteus, 1981. — 142 p. — ISBN 0-906071-89-5 .
  • The Beatles. Антология The Beatles (англ.) . — Росмэн, 2002. — 368 p. — ISBN 5-353-00285-7 .

Публикации в газетах и журналах :

Ссылки

Источник —

Same as Распад The Beatles