Interested Article - Ирадж

Ирадж ( перс. ایرج ‎, тадж. Эраҷ < пехл. Ērič < авест. airiia-ča , буквально " арий " ) — герой иранской мифологии и эпоса, младший сын царя Феридуна и эпоним иранцев .

Образ в ранних источниках

Имена трёх сыновей Траэтаоны в самых ранних частях « Авесты » не упоминаются, хотя во «Фравардин-яште» говорится о пяти странах, фраваши праведных мужей и жен которых нужно почитать: это арии (Airya), туры (Tūra), (Sairima), саини (Saini) и дахи (Daha) (именно в таком порядке) . Иредж в позднейших текстах выступает как эпоним ариев (см. также Тур и Сельм ). По разъяснению «Бундахишна», сены — население Чинистана, а дахи — Синда .

Утраченный «Чихрдад-наск» «Авесты» включал рассказ о разделе земли между Салмом, Туджем и Айриком (Эраджем) и их браках с дочерьми Пат-сробо, царя арабов и потомка Туза .

« Суждения духа разума » констатируют: « …чистой верой чётко выяснено, что основа подлости румийцев и туранцев [по отношению] к иранцам была в той мести, которая проявилась в убийстве ими Эраджа, и она сопровождает [их] до дня воскрешения » . Убийцы Эраджа в этом сочинении названы Салм и Туз .

По « Бундахишну », Эредж правил 12 лет . У него было два сына: близнецы Ванитар и Анастоб, и дочь Гуза . Салм и Тудж убили его и перебили его детей и внуков, но Манушчихр отомстил за него .

Образ в « Шахнаме »

Женитьба сыновей Феридуна и наречение имен

Фаридун испытывает сыновей.

Иредж был младшим из трёх сыновей Феридуна , его матерью была Эрневаз. Феридун, когда сыновья выросли (но еще не имели имен), приказал мудрецу Дженделю найти трёх красавиц в жены сыновьям. Джендель отправился в Йемен и обратился с речью к царю Серву. Серв не хотел отдавать своих трёх дочерей и обратился за советом к старейшинам, получив его. Ответ Серва Джендель передал Феридуну .

Феридун перед отправлением в путь дал сыновьям советы, благодаря которым они избежали препятствий при поездке в Йемен. Сперва они смогли распознать, какая из трёх дочерей старшая, а какая младшая. Ночью коварный Серв предложил юношам лечь спать в саду и попытался наколдовать холод, но силой юноши спаслись. Тогда Серв был вынужден отдать дочерей замуж за царевичей и проводить их в обратную дорогу.

Когда юноши возвращались домой, их встретил отец в облике дракона и напал на них (что было последним испытанием). Младший сын выхватил меч , готовясь сражаться (что предзнаменовало то оружие, которое будет типично для его потомков). Феридун , когда сыновья вернулись, нарёк младшему имя Иредж, а его жене — имя Сехи. Разделив мир между сыновьями, он дал младшему Иран .

Ссора между братьями

Старшие братья завидовали Иреджу и направили послание Феридуну, требуя лишить Иреджа власти. Феридун осудил их и решил направить Иреджа с войском, чтобы тот наказал братьев. Однако Иредж отказался и заявил, что стремится лишь к миру. Феридун предостерег его от коварства братьев.

Тем не менее Иредж приехал в стан братьев. Тур обратился к нему с речью, заявляя, что он как младший не должен получить центральной части царства отца. Иредж сказал, что готов отказаться от власти. Однако Тур посчитал, что это не решит проблемы, ударил Иреджа скамьёй, и хотя тот просил пощады, пронзил его мечом и отрубил голову.

Голову вестник отправил Феридуну , Иреджа оплакали, и Феридун призвал создателя отомстить (см. Менучехр ).

Другие параллели

Д. С. Раевский предполагает, что некоторые памятники скифского искусства также могут изображать сюжет убийства старшими братьями младшего .

Примечания

  1. Shapour Shahbazi, Alireza . Iranica website. Дата обращения: 4 февраля 2020. 17 ноября 2012 года.
  2. Яшт XIII 143—144
  3. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002. С.67
  4. Большой Бундахишн XIV 37; ср. Зороастрийские тексты. М., 1997. С.287
  5. Денкард VIII 13, 9
  6. Суждения духа разума XXI 24-26, пер. О. М. Чунаковой (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.98)
  7. Суждения духа разума XXVII 42-43 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102)
  8. Большой Бундахишн XXXVI 7; Малый Бундахишн XXXIV (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.310)
  9. Большой Бундахишн XXXV 11-12; в Денкарде VII 2, 70 имя дочери Гузак
  10. Большой Бундахишн XXXIII 3-4; XXXV 13
  11. у Фирдоуси пропущено истребление потомства Иреджа, упоминаемое в «Бундахишне»
  12. Раевский Д. С. Мир скифской культуры. СПб, 2006. С.144-147, 214

Источники и литература

Источники:

  • Зороастрийские тексты. М., 1997. С.98, 102.
  • Денкард III 229, 282; VII 1, 28
  • Фирдоуси . Шахнаме . (Серия «Литературные памятники») В 6 т. Т.1. М., 1957. С.85-118 (строки 2417-3402)

Литература:

  • Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М., 2004. С.267.
Источник —

Same as Ирадж