Interested Article - Шоколадница (рисунок)

«Прекрасная шоколадница» ( фр. La Belle Chocolatière , нем. Das Schokoladenmädchen ) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара , изображающее служанку , несущую на подносе горячий шоколад . Рисунок выполнен в технике пастели на пергаменте .

История

Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню , чтобы попробовать новый шоколадный напиток , о котором так много шло разговоров в это время . Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанным молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история Золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker) .

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром, и пастель была создана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии рисунка, хранящейся в Лондоне в галерее « » . Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет: художник сам захотел его написать, поражённый красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии , звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна . В конечном счёте личность модели точно не установлена.

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию , где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти , занимавшемуся пополнением коллекций Августа III , короля Польши , и Фридриха II Прусского .

С 1765 года пастель находилась в Дрезденской галерее . Во время Второй мировой войны она была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн , где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка в белом накрахмаленном переднике держит в руках поднос, на нём стоят фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает мейсенский фарфор , производство которого было основано в Европе незадолго до написания картины). Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Направление взгляда модели, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее на жанровую сценку, тем более что официантка выглядит не стоящей неподвижно (позирующей), а идущей вперёд, готовой подать на стол. Колорит произведения гармоничен: костюм девушки состоит из серебристо-серой юбки с белым фартуком и корсажа золотистого цвета. На её голове розовый чепчик с белой отделкой. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликует от источника общего света за спиной художника, а стекло и вода преломляют отражение верхнего края подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене указывает на ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард, в которых обычно располагались мастерские художников.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера пастели ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера , изображающими людей, углублённых в свои повседневные занятия. Уже современниками Лиотара рисунок воспринимался как шедевр .

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания « » приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире . Часто встречается вариант её использования в виде чёрно-белого силуэта. Ещё одна копия рисунка находится в доме-музее компании Бейкер в Дорчестере , штат Массачусетс .

Примечания

  1. , с. 170.
  2. 4 марта 2007 года.
  3. . web.archive.org (8 июля 2011). Дата обращения: 20 декабря 2018. 8 июля 2011 года.
  4. . Дата обращения: 12 июня 2008. 9 июня 2008 года.
  5. . www.alte-dosen.de. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано из 12 декабря 2018 года.
  6. 22 марта 2008 года.
  7. . www.dorchesteratheneum.org. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано из 23 сентября 2015 года.

Литература

  • Гастрономическая энциклопедия Ларусс. В 15 томах. Том 15. Шабишу-дю-Пуату — Ячмень / Под патронажем Гастрон. ком. (президент Ж. Робюшон); Пер. с фр. А. Кржижевский и др.; Отв. ред. Е. Трошкина. — Чернов и К°, 2016. — 484 с. — ISBN 9785989370047 / 9785989370719.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Шоколадница (рисунок)