Interested Article - Умные деньги (фильм)

«Умные деньги» ( англ. Smart Money ) — американский криминальный фильм режиссёра Альфреда Э. Грина , который вышел на экраны в 1931 году .

Фильм рассказывает о парикмахере из небольшого городка Нике Венизелосе ( Эдвард Г. Робинсон ), которому чрезвычайно везёт в азартных играх, но не везёт с женщинами. Получив хорошую школу у шулеров в большом городе, Ник быстро делает карьеру азартного игрока, а затем и подпольного хозяина процветающей индустрии азартных игр в одном из городов. Рост его влияния не устраивает местные власти, и с помощью женщины ( Эвалин Нэпп ) они устраняют его, подбрасывая ложные улики. Дело отягощается тем, что Ник в драке из-за этой женщины случайно убивает своего лучшего друга и ближайшего помощника ( Джеймс Кэгни ). Однако Ник не унывает, и отправляясь в тюрьму, обещает репортёрам вернуться раньше установленного срока.

Это единственный фильм, в котором Эдвард Г. Робинсон и Джеймс Кэгни сыграли вместе, несмотря на то, что оба на протяжении 1930-х годов были ведущими актёрами студии Warner Bros . Фильм был сделан сразу после знакового фильма Робинсона « Маленький Цезарь » и одновременно с работой картиной Кэгни « Враг общества », которая стала для актёра прорывом к звёздному статусу.

Фильм был номинирован на Оскар в ныне отменённой категории «Лучшая история», номинации были удостоены Люсьен Хаббард и Джозеф Джексон .

Сюжет

В небольшом городке Айронтаун преуспевающий парикмахер Ник Венизелос ( Эдвард Г. Робинсон ) помимо основной деятельности организует в своём заведении азартные игры для клиентов. Ник и сам любит поиграть, при этом ему постоянно везёт, и однажды он обыгрывает заезжего профессионального игрока ( Борис Карлофф ). Поражённые результатами Ника в игре, его помощник Джек ( Джеймс Кэгни ) и завсегдатаи его «игральной» парикмахерской собирают для Ника 10 тысяч долларов (причём половину этой суммы вносит сам Ник), чтобы тот поехал в крупный город для участия в большой игре. По прибытии в город Ник направляется в дорогой отель, где у Мари ( ), девушки, торгующей в вестибюле сигарами, выясняет, что известный игрок Хикори Шорт играет в номере 346. Ник поднимается в номер и садится играть, не подозревая, что попал в компанию шулеров во главе со Слипи Сэмом ( ). К концу игры выясняется, что Ник всё проиграл. На следующий день он читает в газете, что Хикори Шорта только что выпустили из тюрьмы в далёкой Флориде. Ник возвращается к Сэму, рассчитывая отыграться. Когда Ник выигрывает, Сэм и его сообщники отказываются выдать ему выигрыш, а затем вообще жестоко избивают его и выбрасывают из номера. После выхода из больницы Ник клянётся отомстить. Он вызывает Джека, и они вместе парикмахерским трудом начинают зарабатывать деньги. В парикмахерской Ник снова завоёвывает доверие клиентов, подсказывая им правильные ставки на скачках. В итоге некоторые его клиенты во главе с Александером Аменоппополусом ( ) собирают для него 10 тысяч долларов, чтобы тот мог вернуться в большую игру. Шесть месяцев спустя Ник выслеживает в одном из городов Слипи Сэма, предлагая ему сыграть один на один на 50 тысяч долларов. После согласия Сэма с этими условиями Ник просит принести из киоска новые колоды карт. В ходе игры Ник начисто обыгрывает Сэма, и когда его люди пытаются силой выгнать Ника, не заплатив ему, в номер врываются вооружённый Джим вместе с товарищем, обеспечивая Нику безопасный уход. На прощание Ник говорит, что хорошо выучил уроки Сэма и подготовился, поставив в киоск краплёные колоды карт перед игрой. В качестве мести он заставляет Мари, которая в своё время обманула его, работать на себя. После нескольких побед Ник едет в поезде с Джеком, сообщая ему, что уже вернул инвесторам вложенные в него средства в двойном объёме. Узнав, что в поезде также едет знаменитый Хикори Шорт, Ник добивается возможности сыграть с ним, и, по информации газет, выигрывает у него 300 тысяч долларов. Вскоре Ник открывает загородный клуб для высшего общества, в котором практикуются азартные игры, а Джек становится его правой рукой. Влияние и авторитет Ника в городе растут, а газеты начинают требовать закрыть в городе азартные заведения. Полиция проводит несколько рейдов по точкам Ника, однако все эти заведения оформлены на подставных лиц и вскоре открываются снова на новом месте. Накануне выборов окружной прокурор Блэк ( ) требует от своих подчинённых уничтожить империю Ника, чтобы показать, кто в городе хозяин. Для достижения своих целей Блэк готов использовать любые средства, в том числе приглашает для консультаций Слипи Сэма, который говорит, что слабым местом Ника являются блондинки. Блэк подсылает в казино Ника красивую блондинку ( Маргарет Ливингстон ), рассчитывая с её помощью разоблачить бизнес Ника, однако тот догадывается, что она подослана прокурором, и выгоняет её. Однажды, когда Ник и Джек проезжают на машине мимо реки, они подбирают молодую красивую женщину Айрин Грэм ( Эвалин Нэпп ), которая пыталась утопиться, и везут её в больницу. По дороге Айрин приходит в себя, и несмотря на подозрения Джека, Ник настаивает на том, чтобы вместо больницы девушку отвезли в его дом, где та могла бы оставаться до полного восстановления. Айрин тронута добротой Ника и вскоре рассказывает, что находится в бегах после обвинения в шантаже. Выйдя на Айрин, Блэк пытается заставить её помочь ему в борьбе с Ником. Поначалу она отказывается, однако в обмен на снятие обвинений в шантаже соглашается незаметно подложить Нику бланки для скачек. Джек замечает, как Айрин кладёт в карман пальто Ника бланки и пытается сказать об этом Нику. Тот не верит в обман со стороны Айрин, и между мужчинами начинается драка, в ходе которой Джек отлетает и бьётся головой о пол. В этот момент в комнату врываются полицейские, извлекая из кармана Ника бланки, хранение которых частными лицами карается тюремным заключением. Взволнованная Айрин сознаётся Нику, что это она подбросила ему бланки, и умоляет простить её. Он спокойно её прощает, виня себя в том, что слишком доверял женщинам. Когда полицейские уводят Ника, то замечают, что Джек умер, и Блэк выдвигает против Ника обвинение в непредумышленном убийстве, которое карается сроком до десяти лет. Когда уверенного в себе, жизнерадостного Ника в наручниках ведут к поезду, чтобы транспортировать в тюрьму, он охотно позирует репортёрам, и на прощание предлагает им поспорить на то, что выйдет на свободу через пять лет.

В ролях

  • Эдвард Г. Робинсон Ник «Парикмахер» Венизелос
  • Джеймс Кэгни Джек
  • Эвалин Нэпп Айрин Грэм
  • Слипи Сэм
  • Мари
  • Маргарет Ливингстон женщина окружного прокурора
  • греческий парикмахер
  • Билли Хаус — торговец и игрок в Айронтауне
  • Пол Поркази — Александер Аменоппополус
  • Поли Уолтерс — Лола
  • Борис Карлофф Спорт Уильямс (в титрах не указан)
  • Морган Уоллес — окружной прокурор Блэк (в титрах не указан)
  • Чарльз Лейн — гостиничный клерк (в титрах не указан)

История создания фильма

Как отметили многие историки кино, это единственный фильм, в котором две звезды криминального жанра 1930-х годов — Эдвард Г. Робинсон и Джеймс Кэгни — сыграли вместе . При этом, как добавляет Деннис Шварц, «на самом деле у Кэгни маленькая роль, а звезда здесь — Робинсон» .

Как написал киновед Род Никсон, «Робинсон был маленьким человеком с лицом бульдога и казался маловероятным кандидатом на статус кинозвезды». В своей рецензии на «Умные деньги» журнал Time описал его «как актёра с лицом порочного херувима и таким голосом, как будто всё, что он говорит, жестоко и нечестиво» . Тем не менее, по словам Никсона, актёр был очень популярен у зрителей того времени. Но даже после восторженных отзывов и коммерческого успеха фильма « Маленький Цезарь » (1931) Робинсон всё ещё сомневался в своём новом статусе, пока студия не направила его на нью-йоркскую премьеру «Умных денег». «Когда ему пришлось прятаться на полу своего лимузина, чтобы укрыться от толпы перевозбуждённых поклонников, он окончательно убедился в том, что стал звездой» . По словам Никсона, в 1931 году после его успеха в «Маленьком Цезаре» студия Warner Bros решила соединить Робинсона в этом фильме с другим растущим молодым актёром Джеймсом Кэгни. Кэгни стал звездой после исполнения главной роли в гангстерской драме Warner Bros « Враг общества » (1931), которая снималась одновременно с «Умными деньгами», и ему приходилось перебегать из одного съёмочного павильона в другой. Однако к моменту выхода «Умных денег» публика ещё не увидела «Врага общества», и «хотя он и здесь играет энергично, тем не менее это всё-таки картина Робинсона» .

В фильме отметились и некоторые другие значимые актёры. Так, в начале фильма в роли профессионального игрока можно увидеть Бориса Карлоффа , который в том же году сыграл свою знаменитую роль чудовища в фильме « Франкенштейн » . Актриса , которая сыграла роль продавщицы в сигарном киоске, была женой Эдварда Г. Робинсона . Как отмечает Никсон, Робинсон познакомился и женился на молодой актрисе в 1920-е годы, когда он играл в театре. Помимо этой картины, пара снялась вместе ещё в четырёх фильмах, среди них «Маленький Цезарь» и « Пять последних звёзд », который вышел сразу после этого фильма. Без Робинсона она снялась лишь в одном фильме, сыграв эпизодическую роль без указания в титрах в фильме « » (1935), после чего завершила кинокарьеру. Они развелись в 1956 году .

Как указано на сайте Американского института киноискусства , в этом фильме «дебютировал в кино признанный характерный актёр Чарльз Лейн , который за свою карьеру сыграл более чем в 200 фильмах и телепрограммах. В очках и с орлиным носом, Лейн чаще всего исполнял роли скряг и ворчунов». Он также фигурировал в титрах под именами Чарльз Левинсон Лейн или Чарльз Левисон .

Оценка фильма критикой

Кинообозреватель « Нью-Йорк Таймс » Мордант Холл дал фильму положительную оценку, написав, что хотя он «ничему и не учит, однако это быстрый и достаточно интересный» фильм . Критик особенно выделил работу Робинсона, который «выжимает всё, что можно из роли Ника-парикмахера, который помимо любви к азартным играм, также имеет слабость к блондинкам, канарейкам и до блеска отполированным ногтям. Он суеверен и носит с собой заячью лапку, а также периодически трёт голову негра, но в конце концов это вряд ли помогает ему, так как ближе к финалу его несчастья всё нарастают, и в конце концов он получает длительный срок за убийство» . Холл обращает внимание на «несколько умно снятых сцен с покерными играми, в которых Робинсон не упускает ни единого мгновения, чтобы привлечь к себе внимание зрителя» . С другой стороны, Кэгни, который, по его словам, запомнился в образе настырного и назойливого гангстера во «Враге общества», на этот раз не привлекает к себе особого внимания. Его роль «имеет малую значимость, так как в большинстве сцен в центре внимания находится хвастливый парикмахер» . Холл также обратил внимание на Маргарет Ливингстон , известную по роли городской женщины в фильме Ф. В. Мурнау « Восход солнца » (1927), которая на этот раз «играет роль одного из светловолосых существ в жизни Ника», а также Ральфа Хэролда, который «хорош в роли нечестного игрока по имени Слипи Сэм». Кроме того, были отмечены Эдвинг Аргус и Ноэл Фрэнсис в роли «другой блондинки» .

Как отметил киновед Роб Никсон, на протяжении 1930-х годов студия Warner Bros стала бесспорным лидером среди голливудских киностудий в жанре суровой криминальной и гангстерской мелодрамы благодаря своим «урбанистическим историям из среды рабочего класса, действие которых происходит в убогом мире преступников, девушек по вызову и коррупции». Студия выпускала «один за другим фильмы с такими же персонажами, как в „Умных деньгах“», а Кэгни и Робинсон «со своими незабываемыми амбициозными и дерзкими образами стали королями этого жанра». Критик пишет, что именно такой тип быстрых и крутых криминальных фильмов, как «Умные деньги», сделал Кэгни и Робинсона знаменитыми, и этот фильм позволяет увидеть «этих двух самых долговечных звёзд американского кино в начале их карьер». По мнению Никсона, «фильм привнёс освежающее изменение в популярный криминальный жанр. Понизив уровень насилия и насытив его юмором, студия нашла выигрышную формулу и дала своим звёздам широкий диапазон возможностей, чтобы проявить свои актёрские способности» . С другой стороны, современный киновед Деннис Шварц невысоко оценил картину, назвав её «типичной криминальной драмой Warner Bros своего времени», глядя на которую сегодняшними глазами, «может показаться удивительным, что Робинсон и Кэгни были настолько крупными голливудскими звёздами». По мнению Шварца, это «фильм из другого времени, который сегодня смотрится как любопытное, но диковинное произведение, так как вкусы публики радикальным образом изменились» .

Примечания

  1. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 3 февраля 2018. 13 июля 2019 года.
  2. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 3 февраля 2018. 13 июля 2019 года.
  3. Rob Nixon. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 3 февраля 2018. 29 декабря 2017 года.
  4. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (30 марта 2002). Дата обращения: 3 февраля 2018. Архивировано из 12 декабря 2017 года.
  5. Mordaunt Hall. (англ.) . The New York Times (19 июня 1931). Дата обращения: 3 февраля 2018. 1 января 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Умные деньги (фильм)