Сухопутные войска Саудовской Аравии
- 1 year ago
- 0
- 0
Шиизм в Саудовской Аравии является второй по численности последователей ветвью ислама . По различным оценкам, доля шиитов среди населения Саудовской Аравии оценивается от 10 % до 15 % .
Проживают, в основном, в крупных центрах основного нефтеносного округа страны — Эш-Шаркия (Восточная провинция) . Отторгнутые в XX веке от Йемена провинции: Джизан, Наджран и Асир на границе с Йеменом , населены, в основном, шиитами (провинция Наджран — в основном шиитами исмаилитского толка ) .
Большинство шиитов Саудовской Аравии относятся к шиитам-двунадесятникам , среди них много выходцев из других стран: йеменцев , пакистанцев , индийцев , персов .
Государственной религией в Саудовской Аравии является суннитское направление ислама в его ваххабитской трактовке, которое доминирует практически во всех сферах жизни страны, включая религиозные институты, суды и образование . В соответствии с ваххабитским учением, мусульмане должны ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, признавать только Коран и Сунну . С точки зрения ваххабизма, шииты не являются истинными мусульманами , в связи с чем их права в Саудовской Аравии систематически нарушаются (стоит отметить, что не только ваххабиты, но и некоторые другие сунниты враждебны шиитам ). Ситуацию усугубляют подозрения со стороны правительства Саудовской Аравии в том, что шиитский Иран , с которым Саудовская Аравия борется за неформальное лидерство в Исламском мире , поддерживает шиитов.
Становление первого саудовского государства − Дирийского эмирата характеризуется конфликтами и столкновениями с шиитами. Одним из основателей Дирийского эмирата был основоположник ваххабизма − Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб . Он считал, что шииты ввели в ислам практику строительства мечетей на могилах. Он дал им унизительное прозвище « рафидиты », которое его последователи используют до сих пор .
В 1802 году , воспользовавшись слабостью Османской империи , дирийцы объявили шиитам джихад , вторглись в Ирак , взяли город Кербелу и разгромили шиитские святыни. Биограф Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба так описывает эти события:
Мусульмане [ваххабиты называли себя мусульманами, не считая мусульманами шиитов] перелезли через стены, вошли в город … и убили большинство его жителей на рынках и в их домах. [Они] разрушили купол над могилой Хусейн ибн Али [и взяли] все, что они нашли внутри купола и его окрестностях… решетки вокруг могилы, которые была инкрустированы изумрудами, рубинами и другими драгоценностями… различные виды имущества, оружия, одежды, ковров, золота, серебра, драгоценных экземпляров Корана .
Основную шиитскую область современной Саудовской Аравии − Эль-Хаса − саудиты взяли в 1913 году . Жесткое обращение с шиитами вынудили их лидеров дать обет прекратить соблюдение шиитских религиозных праздников, закрыть свои места поклонения и отменить паломничества к святым местам в Ираке . Ваххабитские улемы снесли несколько шиитских мечетей, а остальные мечети сделали суннитскими для обращения населения в салафизм . Однако по прошествии года, эмир Неджда Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд разрешил шиитам выслать ваххабитских улемов и проводить закрытые шиитские религиозные церемонии.
При этом саудовские власти поддержали стремления ваххабитов ликвидировать «пережитки шиитской религиозности» в Медине и её окрестностей. В 1926 году все мавзолеи на кладбище Аль-Баки , включая мавзолеи второго, четвертого, пятого и шестого шиитских имамов были разрушены эмиром Ибн Саудом. В 1975 году была разгромлена могила шиитского имама Джафара ас-Садика , а в следующем году античная пальма, посаженная по легенде пророком Мухаммедом , и ставшая местом паломничества шиитов, была вырублена по приказу ваххабитских шейхов .
В 1979 году Иранская Исламская революция свергла иранского шаха и заменила прозападную монархию антизападной Исламской республикой . Иран соседствует с основными нефтяными районами Саудовской Аравии, которые традиционно населены шиитами. Идеологически Иран против монархии и любого союза с Западом , и был готов экспортировать свою революцию на соседние населенные шиитами районы Саудовской Аравии. В Саудовской Аравии начали распространять ориентированные на шиитов листовки, радиопередачи и кассеты из Ирана, обвиняющие короля Халида в коррупции и лицемерии. В ноябре того же года шииты впервые за много лет отмечают Ашуру . В феврале 1980 года состоялись демонстрации на годовщину аятоллы Хомейни в Иране. Правительство Саудовской Аравии начало проводить политику « кнута и пряника », с одной стороны арестовывая активистов, с другой стороны строя школы, больницы и объекты инфраструктуры в регионах традиционного проживания шиитов .
В 1987 году , после смерти более 300 иранских паломников во время хаджа , Хомейни осудил саудитов как «убийц» и призвал всех шиитов восстать и свергнуть их . После подрыва нескольких нефтепроводов в 1988 году, саудовское правительство обвинило шиитов в саботаже и начало ограничивать их свободы и экономически притеснять . Ваххабитским улемам дали добро на применение насилия к шиитам. Ведущий саудовский богослов Ибн Баз издал фетву , которая приравнивала шиитов к вероотступникам .
После окончания Войны в Персидском заливе , ослабления смертельного иранского врага Саддама Хусейна и поддержки Саудовской Аравии со стороны США , отношения между Ираном и Саудовской Аравией потеплели. В 1993 году правительство Саудовской Аравии объявило всеобщую амнистию , в результате которой многие шиитские лидеры были освобождены из тюрем и вернулись из эмиграции . Многим шиитам была предоставлена работа в государственном и частном секторах . Антишиитский имам Мечети Пророка в Медине даже был уволен после антишиитской пятничной проповеди в присутствии аятоллы Али Акбара Хашеми Рафсанджани .
В 2003 году политика вновь изменилась и были инициированы «Национальные диалоги» с привлечением шиитов (наравне с суфиями , либеральными реформаторами и женщинами ), что вызвало сильное неодобрение ваххабитских радикалов . В 2003 году, «450 шиитских академиков, бизнесменов, писателей и женщин» представили петицию наследному принцу Абдалле , требующую бо́льших прав шиитам, включая право на собственные шиитские суды, так как суннитские суды не признавали показания шиитов .
В 1993 году три шиита были включены в состав Меджлис аш-Шура ; в 2005 году в Саудовской Аравии были приняты меры по улучшению положения шиитов: сняты многие ограничения для проведения церемоний в шиитские памятные даты (например, на Ашуру ), на муниципальных выборах были избраны депутатами несколько шиитов (в они получили все 6 депутатских мест, а в 5 мандатов из 6) .
В 2006 году воинственные ваххабитские активисты выпустили петицию , призывающую к активизации насилия против шиитов. В то же время официальные религиозные учреждения, призывают шиитов отказаться от своих «ошибочных» убеждений добровольно и «вернуться на истинный путь» ислама и не быть убитыми, изгнанными или обращёнными с помощью насилия .
В марте и ноябре 2011 года шииты Саудовской Аравии провели митинги, жестоко разогнанные властями . На следующий год в Саудовской Аравии был задержан шиитский проповедник Нимр ан-Нимр . В январе 2016 года он был казнён , что вызвало новое обострение ирано-саудовских отношений .