Рорбах, Винно фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Пауль Ро́рбах ( 29 июня 1869 , Кулдига , Курляндская губерния — 19 июля 1956 , 20 июля 1956 или 19 июня 1956 , Лангенбург ) — немецкий публицист , интеллектуал, политик , историк и путешественник . Наиболее влиятельный автор национал-консервативной мысли в Германии первой трети XX века.
Рорбах родился в курляндском имении Ирген (ныне мыза Йерас) в семье местного помещика Фридриха Альберта Рорбаха и его жены Эмилии Когге . Дед отца, Юстус Вильгельм Рорбах, переселился в Прибалтику из ландграфства Гессен-Дармштадт в 1764 г. В семье, помимо Пауля, также было еще двое детей . Дядя (брат матери), Альберт Кристиан Теодор Когге, был крупным предпринимателем в Москве и Петербурге .
В 1883—1886 годах посещал знаменитую Курляндскую губернскую гимназию в Митаве , основанную в 1775 году герцогом Петром Бироном как Петровская академия (Academia Petrina) . Получил аттестат зрелости 17 декабря 1886 года. Переехав в Москву к дяде, хотел подать заявление на обучение в Московском университете , но опоздал по срокам и поступил в Дерптский университет .
В 1887—1890 годах изучал историю в Дерпте , где стал членом студенческой корпорации Neobaltia , затем в 1890—1897 годах философию, географию и экономику в Берлине и теологию в Страсбурге . Среди учителей Рорбаха в Берлине были Ганс Дельбрюк , привлекший Рорбаха к сотрудничеству в своем журнале Прусский ежегодник , и Адольф фон Гарнак , оказавшие на него значительное влияние. В 1894 г. Рорбах получил германское гражданство .
Доктор философии (тема диссертации — «Александрийские патриархи как крупная сила в церковно-политическом развитии Востока» , Берлин , 1891), лиценциат теологии (тема диссертации — «Сведения о Воскресении Иисуса» , Страсбург , 1898).
Оказавшись в Германии, Рорбах активно включился в общественную жизнь страны. Его профессиональные, научные и духовные интересы лежали на стыке самых разных дискурсов в рамках консервативного направления.
Являясь в 1897—1901 году секретарем Евангелическо-социального конгресса в Берлине, Рорбах, как пишет его биограф Вальтер Могк, предложил отойти от чисто исторического понимания христианства к пониманию его же с «социально- и мирополитических позиций», что выразилось в христианско-социалистической платформе, на которую встал Рорбах. В 1900 году в своей программной статье «Увеличивающаяся Германия в морали и политике» Рорбах высказался за новую концепцию германской мирополитки, основывающейся на протестантской этике и оправданной с её точки зрения, где требования о расширении сфер влияния Германии сплавлялись с её социальной и культурной миссией . Разногласия с учителем Адольфом фон Гарнаком (президентом Евангелическо-социального конгресса в 1903—1912 гг.) привели к концу теологической карьеры Рорбаха .
Перейдя после этого к политической деятельности, Рорбах, выросший в Прибалтике и, по мнению американского историка, профессора Троя Пэддока, не понаслышке знакомый с русификаторской политикой имперского правительства в отношении национальных окраин, со временем пришел к мысли о превосходстве германской культуры и необходимость её распространения, а также об особом предназначении Германии. В этих мыслях Рорбаха укрепило поражение России в войне с Японией , которое, по его словам, означало «банкротство политики европеизации в России» . С какого-то момента Рорбах начал позиционировать себя как эксперта по «империалистической внешней политике» и в 1901—1903 гг. редактировал еженедельник национал-социального направления Время .
В 1900 году посетил Месопотамию и Западную Армению и пришёл к заключению, что для создания в Северной и Восточной Анатолии однородного турецкого населения необходимо осуществить массовое переселение армян в районы строительства Багдадской железной дороги , что поможет решить сразу две важные задачи:
Дабы осуществить свои идеи на практике, Рорбах отправился в африканские колонии Германии и с 1903 по 1906 гг. занимал должность председателя Государственной поселенческой комиссии при губернаторе Германской Юго-Западной Африки в Виндхуке . В 1904 году выступил с критикой геноцида племён гереро и нама в ходе начавшегося восстания .
Возвратившись в метрополию, в 1907—1919 годах Рорбах преподавал (в качестве доцента колониальной экономики) в Высшей школе торговли в Берлине . В это время появилась его программная работа «Германский образ мыслей в мире» (1912), в которой Рорбах указывал на единение национального с социальным как на важнейший фактор для Германии в упрочении своих позиций.
В целом к началу Первой мировой войны Рорбах сформировал и предложил в качестве максимы германской внешней политики достаточно эклектичную концепцию, связав позитивистские представления своего времени с германским национализмом и окрашенным в протестантские тона немецким культурным шовинизмом. Активно пропагандируя свои идеи в прессе, Рорбах быстро занял заметное место среди национал-либеральной политической публицистики и сохранял его долгое время.
В годы Первой мировой войны Рорбах работал сначала в новостном бюро Морского министерства (до мая 1915 года), затем перешел на должность начальника отдела вражеской и нейтральной прессы в Центральном управлении Службы заграницы, присоединенном к отделу прессы МИДа (до начала 1917 года). Вместе с Эрнстом Йэком издавал в Веймаре журнал Увеличивающаяся Германия (1914—1915), сотрудничал в журнале Германская политика (1916—1918). Выступал с докладами в оккупированной германскими войсками Прибалтике .
Сформулировал геополитическую концепцию разделения Российской империи на составные части, такие как Украина, Прибалтика, Туркестан. По мысли Рорбаха, Россию можно было безболезненно расчленить на «естественные составляющие» ( Финляндию , Кавказ , Украину и т. д.) . В 1917 году он опубликовал работу под названием « Наша военная цель на востоке и русская революция » («Unser Kriegsziel im Osten und die russische Revolution»), где изложил те цели, которых Германия должна добиться, используя войну и русскую революцию.
Во время войны Рорбах стал ведущим представителем антирусски настроенной «восточноевропейской школы», предусматривавшей продвижение политики «пограничных государств» (Randstaaten) и отделение от России областей с преимущественно нерусским населением. Идеи Рорбаха соотносились с концепцией «революционизации» различных областей стран Антанты (национальных окраин России, некоторых британских и французских колоний), продвигавшейся германским МИДом. Из-за этого впоследствии характеризовался различными русскими и советскими политиками сугубо отрицательно («известный руссофоб и славянофоб» у Милюкова , «идеолог германского империализма» у Сталина ).
С другой стороны, видный русский юрист дореволюционного времени Сергей Котляревский писал, что Рорбах был классическим представителем германского империалистического мышления, чуждым пангерманской линии кайзера Вильгельма и не склонным выделять немцев среди других народов по расовым и национальным признакам . Действительно, в рамках провозглашенной Рорбахом до этого политики «этического империализма» приверженцы его школы были резкими противниками пангерманского движения . Некоторые выводы и идеи Рорбаха созвучны с вышедшей на исходе войны работой Вернера Дайи «Продвижение на Восток». В какой-то момент сам Рорбах окончательно разошелся во взглядах с пангерманцами и даже организовал в 1916 г. «Национальный комитет по заключению почётного мира».
В рамках своей школы Рорбах создавал организации и проводил кампании поддержки нерусских народов Российской империи. Так в 1914 году им, совместно с Иоганнесом Лепсиусом и Аветиком Исаакяном , было основано Германо-армянское общество (распущено в 1956 г. после смерти Рорбаха). Рорбах способствовал продвижению в печати дискуссии о роли украинского национального движения , а в марте 1918 г. выступил основателем Германо-украинского общества в Берлине. Как отмечает немецкий историк Петер Боровский, Рорбах стал выразителем того политического континуитета по отношению к Украине и преемником традиции её восприятия, которые существовали и до него .
После окончания войны Рорбах перешел к более активной политической деятельности в рамках сначала Немецкой демократической партии (1920—1926), из которой вышел, оказавшись в политической изоляции из-за своих взглядов, и затем Консервативной народной партии (с 1930). Сотрудничая в «Сообществе по политике права», выступал против репараций , наложенных на страну.
В 1924—1928 годах редактировал журнал Германский образ мыслей .
С 1927 по 1930 году — управделами и член президиума Германской Академии научного исследования и курирования немцев (прообраз Гёте-Института ) в Мюнхене .
В 1932 году обратился с открытым письмом к рейхсканцлеру Францу фон Папену , требуя признания со стороны правительства «моральной анархии» НСДАП .
В годы нацизма Рорбах, отстраняясь от режима, стал постепенно отдаляться от политики, сосредоточившись на публицистике по колониальному вопросу . В годы Второй мировой войны выступал с докладами в России, Прибалтике, Румынии , Франции и Голландии . Нацисты считали Рорбаха политически неблагонадёжным, его постепенно перестали печатать, выступал он только на исторические темы.
В сентябре 1944 года во время очередной бомбёжки Берлина квартира Рорбаха была уничтожена, при этом погиб практически весь архив .
После войны в основном уединенно жил в Лангенбурге . В 1953 году в Гамбурге были опубликованы мемуары Рорбаха «За рукопись дьявола: мировая история, пережитая в двух человеческих возрастах» .
Почетный доктор Украинского свободного университета (1949), почетный президент Германо-украинского общества (1952), почетный член Общества Карла Ширрена (1954).
С 1955 году читал лекции в Европейском коллеже в Гамбурге .
В 1898 г. женился на учительнице Кларе Мюллер (1870-?), дочери тайного гофрата военного кабинета Франца Мюллера . Дети: сыновья чиновник Юстус (1899-?) и известный математик Ханс (1903—1993), дочери Нина и Марианна .
Рорбах был известен как путешественник, объехавший для сбора материалов и чтения лекций весь мир. Среди стран, областей и частей света, посещенных им, были:
Библиография работ Рорбаха включает 2500 наименований . Среди книжных изданий по отдельным темам можно назвать:
На географическую, экономическую и геополитическую тематику
На политическую тематику
На колониальную тематику
На теологическую и общегуманитарную тематику